МААМ-картинки

Формирование у детей раннего возраста навыков одевания и раздевания

Ирина Ошкина
Формирование у детей раннего возраста навыков одевания и раздевания

Формирование у детей раннего возраста навыков одевания и раздевания играет важнейшую роль в охране их здоровья. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил последовательности одевания и раздевания стало для них естественным, а навыки совершенствовались.

Навыки самообслуживания у детей воспитываются с самого раннего возраста и напрямую влияют на самооценку ребенка, являются важным шагом на пути к его независимости. И нам необходимо решить такие задачи, как:

формирование у детей навыков самообслуживания,

Публикация «Формирование у детей раннего возраста навыков одевания и раздевания» размещена в разделах

• учить приводить себя в порядок с помощью взрослого,

• обучать детей порядку одевания и раздевания,

• учить снимать и надевать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать многие задачи: расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Первые трудовые действия ребенка связаны с самообслуживанием. Как трудно малышу справляться с процессом одевания! И как упорно при этом он пытается проявить самостоятельность!

К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей, считая, что их чадо всё ещё маленькое или просто торопясь куда-либо. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках одевания и раздевания.

Своевременное освоение процессов одевания и раздевания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируется привычка к опрятности и аккуратности, что обеспечивает основы приобщения к здоровому образу жизни.

Благодаря образованию навыка сознание человека освобождается от необходимости контролировать выполнение отдельных движений, составляющих действие, и переключается на его цели и условия выполнения. Так, ребенок, овладевший навыком одевания, уже не задумывается над тем, как выполнить отдельные движения. Он может теперь следить за тем, чтобы правильно одеться и в определённой последовательности.

Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении. Если ребенок, повторяя действие, допускает ошибки, нужный навык не образуется. Приобретенные навыки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию. Поэтому важно с самого начала учить детей правильно выполнять действие.

При формировании навыков одевания и раздевания большое значение имеют повторяемость и постоянство требований, доброжелательный контроль со стороны воспитателя, его личный пример, а также пример детей, владеющих соответствующими навыками.

Развитие навыков по возрасту :

• 1 год – поднимает руку и ногу, когда его одевают или раздевают, по просьбе взрослого

• 1 г 2 мес – стягивает носки

• 1 г 6 мес – снимает ботинки, просовывает руки в рукава, а ноги в штанины (или вытаскивает)

• 1 г 8 мес – снимает или надевает шапку

• 1 г 10 мес – снимает расстёгнутое пальто, куртку

• 2 года – снимает расстёгнутые штанишки

• 2 г 6 мес – снимает рубашку, джемпер, платье, футболку, брюки; надевает обувь, носки, штаны

• 3 года – самостоятельно одевается, расстёгивает и застёгивает молнию и большие пуговицы

Если посмотреть на развитие навыков по возрасту и сравнить их с детьми данного возраста, то мы видим, что многие дети не умеют или не хотят самостоятельно одеваться или раздеваться. И наша задача состоит в том, чтобы сформировать навыки одевания и раздевания у детей раннего возраста.

Принимая ребенка в группу, я уточняю у родителей «Что ребенок умеет делать сам и какие он испытывает трудности?» :

• ребенок путается в последовательности одевания,

• сложность застегивания (шнурки, тугие пуговицы, сложные застежки на одежде,

• сложность определения, где передняя, а где задняя часть одежды,

• малыш путает парные вещи,

• ребенок засовывает обе ноги в одну штанину брюк или надевает их задом наперед,

• неприятная для малыша одежда,

• трудность определения лицевой и изнаночной стороны одежды.

Если у ребенка сформированы навыки самообслуживания, то нам остается только контролировать и закреплять правильность их выполнения.

А если нет? Не секрет, что детям легче дается раздевание, чем одевание. С этого мы и начнем.

Для начала я учу малыша снимать и надевать плавочки, шортики, для самостоятельного посещения туалета.

Овладея этим навыком, переходим к следующему – учимся надевать футболку или платье. Для обучения этому навыку я использую прием «рука в руке» :

- вместе с ребенком держим футболку за низ спинки

- надеваем через голову

- держа правой (левой) рукой за низ переда футболки, левой (правой) рукой ищем рукавчик, домик для ручки

После наступает самый сложный процесс – надевание (снятие) носочков и колготок. Для начала я сама одеваю ребенку носки на пальчики ног и учу, взяв за резинку, натянуть на пятку. Затем учимся надевать (снимать) носки (колготки, брюки) самостоятельно, так же используя прием «рука в руке».

При формировании навыков одевания и раздевания, прежде всего, я учу детей последовательно выполнять действия. Объясняю, с одновременным показом, что прежде, чем обуваться сандали надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть футболку, свитер, нужно сначала определить, где у них перед. Все это помогает детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания. Постепенно и ненавязчиво я перехожу от непосредственной помощи к напоминанию. Обучая детей навыкам самообслуживания, не забываем о таком эффективном приеме, как поощрение.

И очень важно помнить: всё, что ребенок может сделать сам - он делает сам!

Спасибо за внимание

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование у детей раннего возраста навыков одевания и раздевания
Опубликовано: 4 ноября 2021 в 13:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД