Елена Коваленко
Формирование у дошкольников культуры коммуникации на материале сказок в условиях инклюзивной группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ КОММУНИКАЦИИ НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА
Коваленко Елена Борисовна,
Учитель-логопед
МБДОУ №30 «Семицветик»
г. Сургут;
Аннотация. В статье предлагается подход к формированию культуры коммуникации у детей, посещающих инклюзивную группу детского сада. Отмечается роль сказки в освоении детьми правил речевого этикета. Сообщается о требованиях к выбору сказок. Даны рекомендации по организации взаимодействия здоровых детей с их сверстниками с нарушениями в развитии.
Публикация «Формирование у дошкольников культуры коммуникации на материале сказок в условиях инклюзивной группы детского сада» размещена в разделах
Ключевые слова: инклюзивная группа, дети с ограниченными возможностями здоровья, сказка, культура коммуникации, речевой этикет.
Современное общество требует от каждой личности, желающей реализовать свой потенциал, таких качеств, как мобильность, коммуникабельность, умение следовать правилам и нормам этикета, ориентироваться в различных жизненных ситуациях, адекватно действовать с учётом сложившихся обстоятельств, активно использовать широкий спектр речевых средств для поддержания коммуникативных контактов с окружающими людьми.
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, даже если он интегрирован в среду здоровых сверстников, затрудняется спонтанно овладеть названными выше личностными качествами. Сама по себе инклюзивная среда не обеспечивает ему беспрепятственной возможности освоить требования к речевому поведению, успешно реализовать себя в доступных видах деятельности, а также овладеть умениями конструктивно взаимодействовать с детьми и взрослыми. Нужны специальные методические приёмы, средства коррекционно-педагогического воздействия, которые позволят воспитаннику с ОВЗ достичь уровня общего и речевого развития, близкого к возрастной норме или соответствующего ей, овладеть этикетной культурой. Отметим, что мы разделяем точку зрения многих отечественных исследователей, согласно которой инклюзивное образование не должно иметь тотальной характер. Оно эффективно лишь для части детей с нарушениями в развитии, которые как психологически, так и в познавательном плане готовы к совместному обучению и воспитанию со здоровыми сверстниками [5].
Следует указать, что культура коммуникации является одним из компонентов этической культуры поведения. В свою очередь, как указывает Т. В. Ахутина, этическую культуру поведения ребёнка следует рассматривать в качестве совокупности норм и требований к его поведению в быту, в общении, в различных видах деятельности. Этическая культура тесно связана с нравственными чувствами, поступками и, в свою очередь, подкрепляет их [1].
Мы полагаем, что целенаправленная работа по формированию у детей с ОВЗ, интегрированных в среду здоровых сверстников, культуры коммуникации не может быть сведена исключительно к режимным моментам, хотя и они важны. Взаимодействие дошкольников в процессе режимных моментов также положительно влияет на становление их социально-коммуникативного опыта. Однако воспитанник, имеющий нарушение в развитии, должен быть специально обучен тем речевым моделям поведения, которые необходимы для полноценного общения с окружающими людьми.
Полагаем, что к числу эффективных средств, под воздействием которых происходит формирование у детей с ОВЗ культуры коммуникации и её совершенствование у их здоровых сверстников, относятся сказки. Их содержание вызывает интерес у дошкольников, позволяет ему освоить этикетные формулы и пользоваться ими в различных социальных ситуациях. При этом исключается назидательный характер воздействия со стороны взрослого. Более того, сказка является мощным методическим инструментом развития у ребёнка социальных эмоций. Они, в свою очередь, как справедливо было отмечено О. В. Якубенко, представляют собой значимый фактор формирования духовно-нравственной культуры личности [6].
Очень важно верно выбрать тексты сказок, на материале которых будет проводиться работа по формированию у дошкольников культуры коммуникации. Детям среднего дошкольного возраста могут быть предложены сказки «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Жихарка» и многие другие.
Как правило, по достижении трёхлетнего возраста ребёнок отдаёт предпочтение сказкам о животных, об их взаимоотношениях с людьми. Такую особенность можно объяснить тем, что на данном возрастном этапе ребёнок нередко ассоциирует себя с животными, перевоплощается, подражает им.
Адекватный отбор сказок для коррекционно-развивающей работы будет способствовать не только формированию у дошкольников культуры коммуникации, но и мыслительных операций, воображения, способности запоминать и интерпретировать услышанное. Правильно подобранные сказки легко воспринимаются детьми, обеспечивают стимуляцию их речевого развития за счёт анализа и репродукции воспринятого текста.
Подчеркнём, что содержание сказок и их последующий анализ должны быть ориентированы на формирование у воспитанников следующих умений:
- пользоваться правилами и нормами речевого этикета в разных ситуациях общения;
- сотрудничать и находить общий язык с собеседниками. В их числе должны быть как здоровые сверстники, так и другие интегрированные дети, имеющие нарушения в развитии (если в группе 2 более интегрированных ребёнка с ОВЗ);
- соблюдать речевой этикет вне зависимости от способа организации детской деятельности, которая может иметь регламентированный, совместный и самостоятельный характер.
Занятия, направленные на формирование у детей культуры коммуникации в целом и речевого этикета в частности, по возможности должны быть ежедневными. Особенно это важно для ребёнка с нарушением в развитии, нуждающемся в многократном закреплении приобретаемых им умений и навыков.
Организуя работу с использованием сказок, педагогу необходимо задействовать в ней всех детей. Сначала дошкольников следует познакомить с текстом. Важно, чтобы дети верно поняли содержание сказки, осмыслили её сюжет, смысловую нагрузку, идейную направленность. Этому способствуют средства наглядности в виде предметных, сюжетных, пейзажных картинок. Уместными будут и пиктограммы, методика использования которых в логопедической работе предложена С. Н. Викжанович [2].
Очень важно, чтобы чтение было выразительным и осуществлялось в умеренном темпе. Специфика умственного развития дошкольника такова, что хорошо развитое образное мышление позволяет ему думать о явлениях и предметах, а также осуществлять их сравнение даже в тех случаях, когда они недоступны зрению.
В процессе прослушивания сказки у детей формируется модель действительности, ребёнок учится интерпретировать описанные события, соотносить их с реальными жизненными ситуациями.
После прочтения сказки организуется беседа по её содержанию. К ответам на более сложные вопросы, требующие высказать личное отношение к сюжету и к героям, дать оценку их поступкам, лучше сначала привлекать здоровых детей. Воспитанникам с ОВЗ уместнее предлагать дополнить высказывания своих здоровых сверстников. Благодаря этому не только речевая продукция взрослых, но детей возрастной нормы будет являться для дошкольников с патологиями в развитии образом, эталоном оформления мыслей при помощи соответствующих вербальных средств.
После прочтения и анализа сказки путём беседы по её содержанию может быть использован приём драматизации отдельных фрагментов текста. Желательно выбрать такие фрагменты, где диалоги между персонажами свидетельствуют о соблюдении либо о нарушении норм культуры общения. В последнем случае детей следует попросить предложить другой вариант коммуникативного взаимодействия героев сказки, при котором прослеживается соблюдение речевого этикета.
Стратегически неверно привлекать к участию в драматизации только здоровых детей. Ребёнку с ОВЗ должна быть предложена посильная роль, при исполнении которой она получит возможность поддержать общение со сверстниками с опорой на литературный образец. Особенно это важно для дошкольников с патологией речи, характеризующихся довольно грубыми нарушениями фонетического, лексико-грамматического и синтаксического строя речи, а также её смыслового компонента, на что было указано Л. В. Ковригиной [4].
Очень важно методически грамотно настроить дошкольников с ОВЗ на занятие, провести с ними вступительную беседу, в чём не испытывают острой потребности здоровые дети. Ребёнку с патологией в развитии целесообразно предложить почувствовать себя героем той или иной сказки. Такой предварительный настрой позволяет создать у детей мотивацию к предстоящей деятельности, активизировать их внимание.
По мере продвижения детей с ОВЗ в речевом развитии им может быть предложено самостоятельное придумывание и совместное со здоровыми сверстниками обыгрывание сказок. Психологический аспект такого вида деятельности исследовала Т. В. Зеленкова [3]. Здесь педагогу очень важно обеспечить организацию совместной деятельности дошкольников и взять под контроль соблюдение детьми усвоенных на предшествующих занятиях норм речевого этикета.
Таким образом, сказка является мощным стимулом общего и речевого развития ребёнка, эффективным средством формирования у него культуры коммуникации. Особую роль сказка как средство коррекции приобретает в отношении детей с ОВЗ, в том числе интегрированных в образовательную среду здоровых сверстников.
Список литературы:
1. Ахутина Т. В. Единицы речевого общения, внутренняя речь и порождение речевого высказывания // Психолингвистические исследования речевого мышления. М. : Наука, 2015. С. 99 – 116.
2. Викжанович С. Н. Формирование у дошкольников с ОНР предикативной лексики с использованием пиктограмм. М. : Национальный книжный центр, 2016. 176 с.
3. Зеленкова Т. В. Функционально-статистический анализ сказок, сочиненных детьми // Вопросы психологии. 2011. №6. С. 55 – 59.
4. Ковригина Л. В. Особенности формирования смысловой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № S 8. С. 52 – 58.
5. Четверикова Т. Ю. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № S 8. С. 71 - 77.
6. Якубенко О. В. Развитие социальных эмоций дошкольников как фактор формирования духовно-нравственной культуры личности // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 196 - 200.