Получи документы

Формирование у дошкольников навыков составления рассказов

Лариса Карасёва
Формирование у дошкольников навыков составления рассказов

Формирование у дошкольников навыков составления рассказов

ЧАСТЬ 2

2. Разработка плана работы с детьми с учётом их уровня овладения навыком по теме «Формирование у дошкольников навыков составления рассказов».

По результатам констатирующего эксперимента выяснилось, что у детей данной группы есть проблемы в построении целостной структуры рассказа – описания и определении частей рассказа (начало, основная часть, концовка). Пробелы в высказывании своего отношения к предмету. Некоторые дети не называли предмет рассказа. С целью устранения этих пробелов в знаниях детей, предлагается следующий план работы с детьми на занятиях по развитию речи.

Публикация «Формирование у дошкольников навыков составления рассказов» размещена в разделах

ПЛАН.

Цель: добиться при составлении рассказа - описания ребёнком соблюдения чёткой структуры рассказывания.

1. Задача: Упражнять в умении выделять и называть объект речи при описании. Научить начинать рассказ – описание с называния предмета рассказа. (Что это? Кто это? Как называется)

1 этап работы. О чём говорится в рассказе? О чём говорится в начале рассказа?

Дети отвечают на вопросы по содержанию картинки, например:

А) Кто изображён на картинке?

Б) Что делает собака?

В) Кто лежит около собаки?

Г) Что делают щенки?

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

У воспитателя на подносе различные предметы. Детям предлагается по описанию воспитателя угадать название того, или иного предмета. Например: круглая, блестящая, как будто золотая? (Это пуговица)

Дидактическая игра «Угадай, что мы задумали»

Ведущий выходит за дверь, а в это время остальные дети загадывают предмет. Войдя, он по описанию должен назвать предмет.

Дидактическая игра «Разведчики»

Каждый ребёнок, найдя спрятанный предмет, должен назвать его и сказать, для чего этот предмет нужен.

Дидактическая игра «Магазин»

Войдя в «Магазин», ребёнок выбирает предмет. Выбрав, он должен назвать его и сказать, из чего он сделан.

На первом этапе мы обучаем детей составлять описательный рассказ, опираясь на готовую схему. Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания. Кроме составления рассказов, дети составляют загадки – описания с опорой на схему, а также отгадывают загадки при помощи самостоятельно поставленных вопросов с опорой на схему.

2. Задача: Научить раскрытию микротем рассказа - описания : признаков, свойств, качеств, характеристик предмета, его действий (Какой? Какая? Какое? Какие? Что у него есть? Чем отличается от других предметов? Чем интересен? Что может делать? Что с ним можно делать?

2 этап работы. О чём говорится в середине рассказа?

Упражнять в умении соотносить объекты речи с соответствующими описаниями и расширять их за счёт дополнительных характеристик.

Ребёнку предлагается самостоятельно выбрать понравившиеся два предмета или две игрушки. Сначала предметы (игрушки) сравниваются путём выделения отличительных исходных качеств. Ребёнку предлагается внимательно рассмотреть игрушку (предмет, выделить детали, обратить внимание на цвет, материал, форму, величину. Рассматривая предмет, педагог направляет внимание ребёнка на выбор более точных слов – обозначений, умение контролировать свою речь, точно соотносить описываемый предмет с его признаками.

Дети рассказывают о своей собаке или той, которую они видели, например:

А) Какая она,

Б) Что делает,

В) Как играет с хозяином,

Г) Какая у неё кличка.

Дидактическая игра с мячом «Скажи какой?»

Поймавший мяч, должен подобрать три наиболее точных определения к животному, которое назовёт воспитатель. Например: медведь – сильный, большой, мохнатый, и т. д.

Дидактическая игра «Почтальон приносит письмо»

Почтальон приходит к детям с сумкой и раздаёт всем детям открытки. Получив открытку, ребёнок, не показывая её другим детям, рассказывает об изображённом на ней. Остальные дети должны узнать по рассказу, что изображено на картинке.

Дидактическая игра «Парные картинки»

На столе лежат карточки. Дети рассматривают их и называют предметы, нарисованные на них. Затем подбирают их парами: кукла и матрёшка; ведро и кувшин; метла и совок и т. д. Подобрав пары, дети рассказывают, чем они похожи, что ими можно делать.

Дидактическая игра с мячом «Продолжи предложение»

Воспитатель начинает предложение, бросая мяч каждому ребёнку, дети ловят мяч и заканчивают предложение.

Дидактическая игра «Найди своего товарища»

Один ребёнок выходит из комнаты, оставшиеся договариваются, как будут рассказывать. Вошедший спрашивает: «Вы не видели моего товарища?» Дети описывают одежду загаданного товарища, его характер, а вошедший должен угадать его имя.

Дидактическая игра «Похвалялись звери».

Воспитатель просит каждого подумать, кем он хочет быть: белочкой, зайцем или волком. Приглашает к себе ребёнка, и игра начинается.

-Я – медведь, - говорит воспитатель.

- А я – волк, - отвечает ребёнок.

- У меня шуба коричневая.

- А у меня серая.

- У меня уши круглые.

- А у меня острые.

На этом этапе обучения составлению описательного рассказа, мы продолжаем использовать схемы, но не готовые, а составленные на занятии самими детьми. Важна не только схема, которая будет использоваться для составления описательного рассказа, но и сам процесс составления этой схемы. Дети сами определяют последовательность описания. Подбирают и предлагают способы обозначения того или иного признака.

Таким образом, на этапе коллективного составления схем происходит дальнейшее развитие самостоятельности в составлении описательного рассказа.

3. Задача: Научить завершать рассказ – описание высказыванием своего отношения к предмету или давать ему оценку. (Понравился? Чем)

3 этап работы. Чем закончился рассказ?

Рассказывание по нескольким сюжетным картинкам. Один ребёнок рассказывает начало, другой продолжает развивать сюжет по следующей картинке, а третий заканчивает описание. Воспитатель помогает при переходе от одной картинки к другой словами связками, например:

А) И вот тогда.

Б) Вдруг.

В) В это время.

Вся работа проводится в 3 этапа по степени участия педагога:

1. По вопросу воспитателя;

2. Совместно со взрослым;

3. Самостоятельно.

На третьем этапе мы предлагаем детям дома самостоятельно составить описательный рассказ и его схему. Дети приносят на занятия свои схемы и составляют по ним рассказы на заданную тему (“Моя любимая игрушка”, “Моя мама”, “Мой выходной день” и т. д.)

Это этап индивидуального составления схемы.

Таким образом, переход к каждому новому этапу выражается во все большей самостоятельности при составлении описательного рассказа, и вся проделанная работа подготавливает детей к составлению самостоятельного описательного рассказа, без опоры на схему.

Тема занятия: «Овощи».

Цель. Учить детей составлению описательного рассказа.

Оборудование. Муляжи или натуральные овощи, схема.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Угадай, что в корзине». Он берёт заранее приготовленную корзину, где лежат различные овощи, и говорит:

— Отгадайте, что это. Желтая, круглая, твёрдая, сладкая? (Репа.)

— Правильно. Как вы догадались?

Воспитатель показывает репу, и дети составляют словосочетания с опорой на зрительный образ. (Репа жёлтая. Репа круглая. Репа твёрдая. Репа сладкая).

— Что это? Зеленый, твёрдый, длинный, душистый. (Огурец.)

— Правильно. Как вы догадались?

Воспитатель показывает огурец, а дети отвечают. (Огурец зелёный. Огурец длинный. Огурец твёрдый. Огурец душистый).

3. Описание помидора с опорой на натуральный предмет и схему.

Воспитатель объявляет детям, что они будут составлять рассказ о помидоре. Но прежде нужно рассказать всё по порядку про помидор. Какой он? Чтобы детям было легче отвечать на вопросы, воспитатель выставляет схему. Дети составляют рассказ, например: Помидор красный. Помидор круглый. Помидор мягкий. Помидор сочный. Помидор кислый.

4. Составление предложений с однородными определениями по схеме.

Воспитатель обращается к детям:

— Скажите сразу, какой помидор по цвету и форме. (Помидор красный и круглый.) Какой помидор на ощупь и на вкус? (Помидор мягкий и кислый.)

5. Употребление местоимения «он» вместо существительного. Воспитатель объясняет детям, что можно в этом рассказе заменить слово помидор местоимением «он», тогда рассказ будет лучше. Он мягкий и кислый.

6. Коллективное составление рассказа. Дети поочередно называют предложения про помидор. Воспитатель следит за отработанной последовательностью описания и задаё т попутно вопросы:

— Что вы знаете ещё про помидор? (Помидор сочный. Он овощ.) В заключение воспитатель обобщает занятие:

— Мы составили с вами три рассказа про помидор. Сейчас я их повторю. Слушайте внимательно.

Первый рассказ. Помидор красный. Он круглый, мягкий, кислый.

Второй рассказ. Помидор красный и круглый. Помидор мягкий и кислый.

Третий рассказ. Помидор красный и круглый. Он мягкий и сочный. Помидор кислый. Он овощ.

— Какой рассказ вам больше понравился и почему?

На последующих занятиях дети тренируются в составлении описательных рассказов на других овощах и фруктах. Как только они усвоят последовательность описания овощей или фруктов, от схемы можно отказаться и предложить им составлять рассказ по памяти, сохраняя последовательность изложения.

4. Педагогические ситуации.

Ситуация 1. Дидактическое упражнение «Построй трамвай». В этой игре педагог ставит задачу познакомить детей с названием строительного материала, ввести их название в активный словарь.

Создаётся проблемная ситуация. Дети строят трамвай, а цилиндров для колёс нет.

С этой целью задаются вопросы, что для чего нужно и чего не хватает. Что не так? Однако воспитатель в начале занятия сам не называет предметы, из которых дети будут строить трамвай, а предоставляет это сделать детям.

Почему?

Ответ. Потому, что в группе есть те, кто не только знает название строительного материала, но и умеет образовывать новые слова по аналогии. Это умение педагог будет воспитывать чуть позже, но уже на первом занятии он даёт детям, опережающим товарищей в речевом развитии, возможность поупражняться в самостоятельном словообразовании.

Ситуация 2. Мама с сыном Серёжей (3 года 5 месяцев) едут в метро. Сын, не умолкая, задаёт маме вопросы. Мама в ответ только кивает головой и молчит.

Правильно ли поступает мама?

Ответ. Мама Серёжи не права. Она должна была ответить на первые вопросы сына, тогда возможно и не возникли бы все последующие вопросы Серёжи. Если она не может или не хочет отвечать на вопросы Серёжи, то она должна мягко перевести разговор на другую тему или переключить внимание Серёжи на что-то другое. Или сама задать Серёже вопрос.

Ситуация 3.

На занятия к логопеду ходят два ребёнка из одной группы, Саша (5 лет) и Антон (5 лет 6 месяца). Но на вопросы логопеда отвечает только Саша, а Антон нет, хотя Саша младше Антона на пол года.

Почему?

Ответ. Саша отвечает на вопросы логопеда потому, что он выполняет домашнее задание, а Антон нет.

Ситуация 4.

1 У детей экскурсия в библиотеку.

2 Ребёнок не может отгадать слово по описанию и все дети засмеялись. Ребёнок обиделся и замкнулся.

3 Пришла грустная кукла, предлаг. Помыть. Что для этого нужно?

Публикации по теме:

«Образование уменьшительно-ласкательной формы имени существительного». Государственное бюджетное образовательное учреждение Начальная школа - детский сад компенсирующего вида №1643 Юго-Восточного окружного управления.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников навыков составления рассказов
Опубликовано: 17 декабря 2014 в 00:05
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД