Марина Емельяненко
Формирование у дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: изучить поручение, как способ формирования трудовых умений дошкольников.
Задачи:
1. Рассмотреть трудовые поручения в теории и практике дошкольного образования.
2. Определить роль поручений и их особенности в формировании трудовых умений у детей дошкольного возраста
3. Изучить особенности поручений в разных возрастных группах
Публикация «Формирование у дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений» размещена в разделах
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
В образовательной программе, соответствующей требованиям современных Федеральных государственных стандартов нового поколения, раскрывается объем трудовых умений и навыков, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Содержание труда постепенно расширяется при учете возрастающего опыта детей, овладения ими навыками. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы.
Немаловажно воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности. В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно то, что им посильно, приходя на помощь в случае необходимости. Труд детям должен приносить радость от достигнутых результатов и от своей полезности другим. Дети тогда начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями. Как качество личности трудолюбие представляет итог трудового воспитания детей, когда они по собственному побуждению принимают участие в труде, проявляя активность, самостоятельность, творчество в процессе разнообразных дел.
Одной из актуальных и востребованных форм организации трудовой деятельности дошкольников является поручение, позволяющее детям под контролем взрослых формировать самостоятельность и трудолюбие. Все выше сказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы работы.
В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно то, что им посильно, приходя на помощь в случае необходимости. Не следуете допускать огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом. В таких случаях может появиться неуверенность в своих силах и не желание трудиться. Труд детям должен приносить радость от достигнутых результатов и от своей полезности другим. Дети тогда начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями. Как качество личности трудолюбие представляет итог трудового воспитания детей, когда они по собственному побуждению принимают участие в труде, проявляя активность, самостоятельность, творчество в процессе разнообразных дел.
Содержание труда детей реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены следующие формы организации труда дошкольников :
поручения,
дежурства,
общий труд,
совместный труд,
коллективный труд.
Трудовые поручения – наиболее востребованная и доступная форма организации труда детей.
Трудовые поручения - это обращение к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручения является первой формой организации трудовой деятельности.
В разных видах трудовых поручений, используются различные формы его организации, педагоги воспитывают у детей интерес и любовь к труду, приучают выполнять поручения, беречь материалы.
Поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, поэтому они особенно важны на младших ступенях дошкольного возраста, когда ребенок не может еще трудиться по своей инициативе и воспитатель с помощью разнообразных простейших заданий постепенно приучает его быть полезным коллективу, сверстникам. Как показали исследования (Р. С. Буре) трудовые поручения следует отличать от обязанностей, хотя многие поручения уже на младших ступенях дошкольного детства условно считаются обязанностью: это поддерживает порядок в помещении и на участке детского сада, убирать за собой вещи, игрушки, самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать одежду, ухаживать за растениями и животными и т. д.
Большую роль поручения играют в младших группах, т. к. дети не умеют трудиться по собственной инициативе. Вводятся они с первых дней пребывания детей в детском саду и имеют большое значение для развития и воспитания детей (формируется интерес к труду, ответственность за порученное дело и т. д.) во всех возрастных группах. Но особенно поручения важны в период от 3 до 5 лет:
Особенно важны поручения на шестом году жизни ребенка, когда происходит активная подготовка к несению трудовых обязанностей - ведь с самого начала года дети участвуют в трех видах дежурств, это очень серьезный труд. Такой труд требует определенной, предварительной подготовки, с младшего возраста, так, как в старшем возрасте (если ребята не умеют правильно дежурить) - это сигнал к тому, что педагог недостаточно и не целенаправленно привлекал воспитанников к выполнению поручений на ранних ступенях дошкольного детства.
Особое место трудовым поручениям отводится в процессе умственного воспитания. Опираясь на умственную активность детей дошкольного возраста, готовность к самостоятельной деятельности, трудовые поручения способствуют формированию анализа, планирования, временного понятия, любознательности. Воспитание интереса к труду, формирование осознанных ребенком мотивов деятельности тесно связано с воспитание целенаправленности. Трудовые поручения способствуют формированию стремления к достижению определенных целей.
Дети старшего дошкольного возраста, выполняя трудовые поручения, овладевают специальными интеллектуальными умениями. Учатся отбирать наиболее пригодные для достижения поставленной цели приемы, инструменты, материалы; уметь определять, какие действия и в какой последовательности нужно выполнять, в связи с развитием науки и техники, ростом потребностей общества необходимость трудового воспитания становится ощутимой. Освоение детьми трудовых навыков и умений требует систематической, трудовой деятельности.
Среди воспитательно - образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Одной из актуальнейших форм при формировании трудовых навыков дошкольников считается поручение.
Рассмотрим роль поручений в трудовом воспитании детей дошкольного возраста.
2. Роль поручений в формировании трудовых умений у детей дошкольного возраста
Поручения всегда исходят от взрослого.
В поручениях определяется конкретная задача и четкая направленность на получение результата (что и как сделать).
Поручения создают возможность для индивидуальной работы с детьми.
В процессе выполнения поручений удобно осуществлять контроль за наличием трудовых умений и навыков, отношениям ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
По форме организации трудовые поручения могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности - кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми: по содержанию - соответствовать видам труда. В практике работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения (реже - коллективные, подгрупповые - двум-трем детям). Научить одного - двух ребят легче, чем целую группу; более удобен контроль за действиями каждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнительный показ, совет и т. п. Особые возможности для формирования навыков предоставляют длительные поручения, когда ребенок два-три дня отвечает за какое-то дело. Через разнообразные поручения ребенок приучается выполнять определенные обязанности. В практике воспитания поручения чаще организуются в первую половину дня (до завтрака) или во вторую половину (после дневного сна). Так как в младших группах нет дежурств, у воспитателя имеются большие возможности систематически привлекать большое количество детей к выполнению разнообразных поручений, связанных с трудом в уголке природы, с различным хозяйственно-бытовым трудом в групповой комнате и на участке детского сада (собрать игрушки перед уходом с прогулки, раздать карандаши для рисования и т. д.). Возрастная ступень, на которой поручения особенно распространены - это средняя группа, где большее число поручений носит индивидуальный характер, и приходятся на первую половину дня (полить комнатные растение, подмести часть участка, собрать мусор в ведро, покормить рыбок и т. д.).
В старших группах поручения продолжают играть большую роль, однако важное значение начинают приобретать обязанности. Воспитатель привлекает детей к выполнению поручений, не входящих в обязанности дежурных. Особое место занимают поручения, носящие общественный характер (помочь малышам, дворнику и т. д.). Чтобы поручения оказывали воспитательное воздействие, они всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу, например:
- закрепить непрочные трудовые навыки;
- познакомить с новым содержанием труда.
Иногда поручения даются с целью отвлечь ребенка от нежелательного занятия. Интерес детей к выполнению поручений обусловлен их содержанием.
В разных возрастных группах руководство поручениями имеет свои особенности. С детьми 3-5 лет воспитатель использует в большей степени индивидуальный подход, напоминание, совместную работу с детьми. Чтобы воспитать разумное послушание и исполнительность малышей, воспитатель становится непосредственным участником деятельности ребенка. В совместной деятельности воспитатель имеет возможность осуществлять контроль незаметно. Опыт совместной работы с детьми 3-5 лет показывает, как велика роль обучающего воздействия при выполнении поручений. При этом воспитатель пользуется приемами показа и объяснения. Иначе малейшая трудность - и ребенок бросает порученное дело. Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, активная роль воспитателя необходима. Постепенно воспитатель может переключать детей на индивидуальные поручения не одному, а сразу нескольким детям, показывая приемы работы одновременно всем детям. Добиваясь положительного результата, воспитателю важно использовать оценку содержания деятельности ребенка (чаще всего положительную, доброжелательную оценку, чтобы вызвать у детей интерес к выполнению поручения. Участие всех детей данных групп в выполнении поручений является важной подготовкой к участию в дежурствах. В старших группах вводятся поручения-задания (принести всем коробки и т. д., поручения, связанные с длительными наблюдениями. Чаще всего поручения носят общественный характер. При руководстве поручениями педагог широко использует приемы оценки (своей) и самооценки (детей, напоминание, требование, усиливается роль контроля. Чтобы равномерно привлекать всех детей к выполнению поручений, воспитатель должна вести контроль.
Для того чтобы поручения оказывали на ребенка воспитательное воздействие и служили действенным средством нравственного воспитания, они всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу: например, педагог планирует закрепить еще не прочные трудовые навыки ребенка, изменить его отношение к данной работе или познакомить с новым содержанием труда.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) такого рода поручения выполняют без труда. Для более младших они сложны и по своеобразию задач, и потому, что в них результат труда для ребенка не выступает наглядно; ему порой просто не понятны подобные поручения. Но это не значит, что в работе с детьми младшего дошкольного возраста надо их избегать. Целесообразно вначале давать такие поручения более смелым, общительным детям, при этом пояснить, куда пойти, что попросить, повторить задание и рассказать, как его надо выполнить. Следует напомнить правила: прежде чем обратиться к взрослому с просьбой, необходимо поздороваться, спросить вежливо, поблагодарить, перед уходом попрощаться.
Таким образом, зная воспитательные возможности различных по содержанию поручений, их нагрузку, учитывая при этом возможности каждого ребенка, воспитатель может целенаправленно организовать их выполнение, учить детей тому, что они еще не умеют делать: у одного формировать трудовые умения, другого учить тщательности, аккуратности в процессе деятельности, третьего научить правильно относиться к работе.
Рассмотрим виды поручений :
Виды поручений
По форме организации По продолжительности По содержанию
индивидуальные,
подгрупповые,
общие кратковременные,
длительные,
постоянные,
одноразовые Соответствуют разным вида труда
Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения. Рассмотрим возможности использования поручений в разных возрастных группа.
Возможности использования поручений в разных возрастных группах ДОУ
Младшая группа
В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия. Элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.
Средняя группа
В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельные задания. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. п.).
Старшая группа
В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.
Подготовительная группа
В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.
Таким образом, поручения как форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу, дают детям возможность самореализоваться, саморазвиваться, что соответствует требованиям современных стандартов в дошкольном образовании.
3. Методика руководства поручениями с детьми дошкольного возраста
При организации трудового воспитания следует руководствоваться следующей схемой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все поставленные мною задачи выполнены : рассмотрены трудовые поручения в теории и практике дошкольного образования, определена роль поручений и их особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста. Изучены особенности поручений в разных возрастных группах.
Охарактеризованы основные направления работы педагога по использованию поручений, как формы организации детского труда в воспитании старших дошкольников.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
с детьми нужно вести постоянную работу;
целесообразно общаться и узнавать мнение ребенка о том, нужно ли выполнять поручения, какие виды поручений ему нравятся больше и почему.