Лучший педагог года

Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности через реализацию проекта «Один дома»

татьяна матанцева
Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности через реализацию проекта «Один дома»

Цель формирующего эксперимента : развитие представлений о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Один дома». В процессе формирующего эксперимента были определены направления работы, обусловленные программой «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (автор Н. Н. Авдеева и др.).

Публикация «Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности через реализацию проекта „Один дома“» размещена в разделах

Работа рассчитана на 3 месяца. Проектная деятельность проходила в 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.

В ходе подготовительного этапа была проведена диагностика детей, сформулирована проблема, определены цели и задачи проекта. План проекта был составлен с основой на методические рекомендации И. А. Урминой, Т. А. Данилиной, где приводится классификация проектов и даны рекомендации по планированию проектной деятельности.

На подготовительном этапе была оформлена предметно-развивающая среда группы: мы пополнили имеющийся уголок предметно-развивающим пособием, играми, соответствующими возрасту детей. Так же пополнили и уголок наглядной деятельности. В этом нам помогли родители наших воспитанников, они оказали посильную помощь в приобретении наглядного материала по данной теме. Мы оформили тематические уголки, в уголке «Азбука безопасности» пополнили наглядным и демонстрационным материалом. Так же в уголок были внесены дидактические игры «Ассоциации», «Опасно – безопасно», «Хорошо- плохо», наглядный материал: «Как избежать неприятностей»; «По совету врача», «Осторожно – лекарства», «Если ребенок попал в беду», «Полезные и вредные продукты для здоровья», «Пожарные», «Гигиенические процедуры», «Строение человека»; разнообразные плакаты по основам безопасного поведения, соответствующие возрасту детей. Так же в уголок были внесены электрические бытовые приборы: пылесос, магнитофон, чайник, часы. В уголке для родителей поместили информацию по темам : «Экстремальные ситуации в быту», «Служба 112», «Правила ОБЖ».

Для того чтобы познакомить детей с темой проекта, а так же поставить проблему проекта с детьми была проведена беседа по модели трех вопросов на тему «Безопасность в быту». Совместно с детьми была составлена схема по трем вопросам: Что мы знаем? Что хотим узнать? Как мы можем это узнать?

Мы выяснили, что дома нужно соблюдать определенные правила поведения, нельзя оставлять включенные приборы, нужно слушаться маму. Мы хотим узнать какие правила есть дома, что нужно и не нужно делать, чтобы не произошло беды. Для того чтобы это узнать мы можем спросить взрослых, узнать в интернете, посмотреть мультфильмы, прочитать книжки.

На основном этапе, поскольку дети плохо представляют себе, что такое безопасность нами было решено начать знакомить детей с данным понятием, начиная со знакомство с опасностями, которые подстерегают детей дома, для этого была проведена беседа на тему «Домашние опасности» с целью познакомить детей с опасными предметами которые окружают детей дома.

В ходе беседы мы с детьми вначале отгадывали загадки об опасных предметах, затем познакомились с понятием безопасность и узнали как правильно себя вести, чтобы не получить дома травму.

Для того, чтобы познакомить детей с пользой от огня и опасностями, которые он таит, в утренний прием была проведена беседа по пожарной безопасности «Огонь – друг или враг». В ходе беседы вначале детям загадывала загадки об огне, пожаре и др., так же дети закрепили правила поведения с огнем, а так же с действиями при пожаре.

Для того чтобы закрепить и систематизировать полученные ранее детьми знания о пожаре и пользовании огнем была проведена НОД «Чтобы не было беды. Детям об огне и пожаре». В ходе НОД вначале дети вспомнили чем опасен дома огонь, затем была проведена ТРИЗ-игра «Хорошо-плохо», в ходе которой дети рассуждали на тему: огонь это хорошо или плохо, каждому ребенку предоставлялась возможность высказаться. В ходе этой игры все дети были активный, каждый высказал свое мнение. В конце беседы детей мы познакомили с номером пожарной службы «101», а так же с номером единой спасательной службы «112» и правила поведения при пожаре.

Далее нами была проведена дидактическая игра «Потуши огонь» с целью закреплять представления детей о правилах поведения при пожаре в быту. В ходе игры детям необходимо передвигаться по игровому полю, и отвечать на вопросы, зарабатывая фишки.

Была проведена непосредственно-образовательная деятельность по «Один дома» с целью научить детей правильно себя вести в случае возникновения опасной ситуации, а так же для того, чтобы познакомить детей с номерами экстренных служб. Так на данном занятии дети познакомились с тем, как вести себя, если в дверь стучится незнакомец, поранились, почувствовали запах газа, при пожаре. Дети попали в волшебную страну, где выполняли различные задания, связанные с правилами поведения дома.

Для того, чтобы научить детей правильно описывать опасную ситуацию по телефону службы спасения, была проведена словесная игра «Вызов службы спасения», в ходе которой детям показывались иллюстрации с опасными ситуациями дома, они должны взять телефон, набрать правильный номер службы спасения и объяснить что случилось. В игре дети показали, что все хорошо запомнили номера службы спасения.

Для того, чтобы закрепить у детей представления об опасных предметах в быту, была проведена беседа «Опасные предметы», в ходе которой дети закрепили знания о том, как пользоваться острыми предметами и электроприборами дома, что нельзя принимать лекарства, играть газом.

Перед проведением дидактической игры «Можно – нельзя» с детьми были рассмотрены иллюстрации с опасными ситуациями дома. По каждой ситуации с детьми была проведена беседа, почему так можно делать, а почему нельзя. В ходе игры детям мы бросали мяч и называли действие дома, если это делать можно, то дети ловили мяч, если нельзя, то отбивали.

Поскольку для лучшего усвоения знаний детям необходимы новые впечатления, нами была организована экскурсия в пожарную часть. К экскурсии мы с детьми тщательно готовились, учили стихи о пожарных, рисовали рисунки. В ходе экскурсии пожарный Владимир Николаевич рассказал детям о том, как опасен огонь, как правильно с ним бороться, какие правила нужно соблюдать, чтобы не было пожара. Детям очень понравилась экскурсия, они очень часто о ней вспоминали.

В сюжетно–ролевой игре «Одни дома» перед нами стояла цель научить себя правильно вести если остались дома одни. По желанию детей мы распределили роли. В результате игры дети закрепили знания о правилах поведения, а так же о том, как действовать в экстренной ситуации, по каким номерам телефона звонить.

Чтобы формировать представления детей о том, что внешность незнакомца бывает обманчива была проведена беседа «Злые намерения «доброго» человека». В ходе данной беседы дети рассматривали иллюстрации людей, и пытались определить злой он или хороший, а затем мы рассказали им, что любой незнакомый человек может иметь плохие намерения, поэтому нельзя открывать дверь незнакомцам, а так же заговаривать с ним на улице, если только вам не нужна срочно помощь.

Все дети любят сказки, поэтому мы читали поучительные сказки и обсуждали их содержание, обсуждая поведение героев. Мы читали такие сказки как «Гуси Лебеди», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Кошкин дом», «Сказка про высокий дуб», «Сказка про электрический ток», «Сказка про пожар», «Сказка про запрещённые вещи», «Сказка про незнакомцев, с которыми никуда нельзя ходить». Так же нами была проведена театрализованная игра «Одни дома» с использованием сказки «Волк и семеро козлят». Роли были распределены нами. В ходе игры дети не только обыгрывали сказку, но и вспоминали правила поведения дома. В итоге игра получилась очень интересной, все дети приняли активное участие.

Чтобы закрепить знания, полученные детьми в ходе проведенных ранее мероприятий были проведены игры «Найди опасные предметы и «Карточная викторина», в ходе которых дети закрепили знания об опасных предметах, а так же отвечали на вопросы о правилах поведения в быту. В играх дети были очень активны, они назвали очень много опасных предметов, а так же отвечали правильно на вопросы.

Чтобы научить детей вести себя правильно при пользовании водой в доме, познакомить с последствиями неправильного использования воды, а так же какую опасность несут электрические предметы, были проведены беседы «Поплотнее кран закрой — осторожен, будь с водой» и «Ток бежит по проводам». В ходе бесед мы рассказали детям о том, какие опасности могут представлять дома вода и электрические предметы, правила пользования ими. Для проведения бесед мы приносили в группу различные электрические предметы: пылесос, чайник и другие, рассматривали их, обследовали целостность проводов.

Для закрепления полученных знаний была проведена подвижная игра «Раз, два, три, опасный предмет найди!», в ходе которой дети по команде искали в группе предметы, которые дома могут представлять опасность. Все дети отлично справились с заданием.

Так же нами была проведена НОД «Безопасность в быту». В ходе НОД дети закрепили все полученные знания, вспомнили номера телефонов экстренных служб, правила поведения дома, а так же в случае экстренной ситуации. Все дети очень хорошо отвечали на вопросы, играли в игры, ошибок не допускали.

Воспитателю очень важно уметь работать с родителями, повышать их педагогическую компетентность, поэтому нами был составлен план взаимодействия с родителями, который включал родительское собрание «Безопасность ребенка в быту», в ходе которого мы познакомили родителей с результатами диагностики, а так же попросили принять активное участие в проекте, памятку «Если чужой приходит в дом», родительское собрание на тему: «Безопасность ребенка дома и на улице». Родители проявляли активный интерес к теме исследования, они проводили дома с детьми беседы, помогли оформить выставку детских рисунков на тему один дома, которые дети рисовали после знакомства с литературными произведениями и в процессе и после НОД.

На заключительном этапе была проведена викторина «Помни правила всегда. Дети очень старались, выполняли различные задания и показывали знания, полученные в ходе проведения проекта. Родители отметили, что дети стали более аккуратны дома, рассказывают родителям, что можно делать, а что нельзя.

Продукт проекта – выставку детских рисунков, выполненных во время проекта совместно с родителями, мы презентовали детям из других групп. Родители принимали активное участие в проекте, они помогали пополнить РППС группы, проводили дома беседы, посещали организованные для них мероприятия. Проводя такую работу по ознакомлению детей с основами безопасности, мы отметили, что у детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.

Таким образом, наше предположение о том, что процесс формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее при следующих педагогических условиях: если будет реализован проект «Один дома», в котором примут активное участие педагоги, дети и родители; если на этапах реализации проекта будут применяться занятия, беседы, экскурсии, викторины, продуктивные виды деятельности с детьми и родителями направленные на формирование основ безопасности жизнедеятельности; если будет создана развивающая предметно-пространственная среда для формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Я нашла свое подтверждение в ходе теоретического изучения литературы, а так же в процессе экспериментальной работы.

Перспективу дальнейшей работы по теме нашего исследования мы видим в расширении темы безопасного поведения на улице, в природе.

Прикреплённые файлы:

prezentatsia_vs4fe.ppt | 11817 Кб
 
Публикации по теме:

«Осуществление интеграции разных видов детской деятельности через реализацию социального проекта «Мама — солнышко лучистое». Наш детский сад ведет большую работу по реализации ФГОС в образовательном процессе. Я, считаю, что данную работу лучше осуществлять через.

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Формирование патриотического воспитания младших дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» Формирование патриотического воспитания дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» От прошлых дней – до вечности – И.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Мастер-класс «Дидактическая игра по формированию основ безопасности жизнедеятельности»Мастер-класс «Дидактическая игра по формированию основ безопасности жизнедеятельности» Мастер-класс дидактическая игра по Основы безопасности жизнедеятельности Для работы нам понадобиться: картон, фетр, ножницы, нитки, иголка.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности через реализацию проекта «Один дома»
Опубликовано: 16 октября 2023 в 22:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД