Получи документы

Формирование экологически представлений у дошкольников

Турышева Татьяна Николаевна
Формирование экологически представлений у дошкольников

Формирование экологически представлений у дошкольников

Надо учить детей, что польза- это не самое главное.

Главное- возрастание в человеке «человеческого».

Честный и верный человек гладко выстругает и доску.

Антуан Экзюпери

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

Публикация «Формирование экологически представлений у дошкольников» размещена в разделах

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. Если эту работу пустить на самотек, то можно наблюдать пассивность, потребительское отношение, жестокость. Наиболее распространенная причина такого отношения к природе- отсутствие знаний растениях, животных, их потребностях и особенностях развития. Здесь сказывается и ограниченность непосредственного общения детей с природой, особенно в условиях города, недооценка проблемы воспитания познавательных интересов к окружающему миру у родителей.

Экологическая воспитанность- это взаимосвязь сознания, продуктивной деятельности, поведения, эмоций и чувств. она выражается в стремлении и умении ребенка строить свое взаимодействие со знакомыми животными и растениями, учитывая их особенности.

Стандарт ориентирован на поддержку образовательной работы дошкольной организации как деятельности по позитивной социализации и индивидуализации детей, на организацию образования в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей детей.

Я понимаю, что успешная реализация дошкольного образования во многом определяется следующими факторами.

Во –первых, созданием педагогических условий для освоения ребенком позиции субъекта игровой, двигательной, познавательной, художественной и других видов деятельности, когда личность ребенка не подавляется и ему не пытаются навязать то, что не отвечает его возможностям и интересам.

Во – вторых, формированием особого пространства детско – взрослого взаимодействия и взаимоотношений, взаимопонимания, ориентированного на индивидуальные особенности.

В – третьих, готовностью педагога к реализации педагогических условий формирования личностного становления ребенка в широком понимании процесса социализации – индивидуализации.

Обновление подходов в дошкольном образовании связанно с переходом от развития репродуктивного мышления к продуктивному и творческому, организации такой познавательной деятельности, в которой ребенок выступает субъектом, способным к проблемному видению мира, проявлению активности и самостоятельности в установлении и достижении целей к познаниям. Нам важно только включить дошкольника в различные формы активности, учитывая его возраст и индивидуальность.

Вышесказанное обуславливает пересмотр содержания образовательной деятельности с детьми, переосмысление того, чему их учить.

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО я реализую через основную программу, которая разработана Организацией, опираясь на примерную образовательную программу, и через парциальную программу, которая дополняет основную. Парциальная программа «Юный эколог» способствует организации в детском саду экологического образования дошкольников. Как важная составляющая современного образования, она позволяет мне реализовать вариативный и интегрированный подход в организации образовательного процесса. В то же время я хочу отметить, что данная программа является одной из парциальных программ, которая рекомендована использовать при работе по примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н,Е Вераксы)

Экологическое образование рассматривается в программе как неотъемлемая часть общего образования. Важное значение придается нравственному аспекту: развитие у детей о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, умению видеть красоту и неповторимость природы, выработки первых навыков безопасного поведения в природе, включая ресурсосбережения.

Содержание программы «Юный эколог» дополняют методические рекомендации «Мы живем на Урале», которое конкретизируется с учетом местных условий : эколого – географических, климатических и национально культурных традиций. Основной задачей воспитания и обучения детей младшего возраста является : воспитывать доброжелательное отношение ребенка к миру ближайшего окружения, эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, добрые чувства к животным и растениям природы среднего Урала.

Программа построена на принципах развивающего обучения: принцип научности, который предполагает знакомство дошкольников с элементарными экологическими знаниями ; деятельностный принцип, основу которого составляет система различных видов детской деятельности (игра, экспериментирование, музыкальная, изобразительная, физическая, театральная деятельность, конструирование) принцип региональности ; который предполагает формирование основ экологически грамотного поведения детей с объектами ближайшего окружения :растениями в парке, на территории детского сада.

Сегодня я озабочена тем, чтобы дать детям полноту их проживания и переживания, умение играть и способность наблюдать, воображать, стремление общаться и желание исследовать и познавать.

Меня волнует вопрос, как организовать процесс обучения. Как воспитатель, я понимаю, что все это возможно осуществить при комплексно-тематическом планировании педагогического процесса, через деятельностный подход и интегрирование образовательных областей, а также используя эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Исходя из этих принципов, в нашей Организации педколлектив использует в работе метод проектов с детьми и взрослыми, согласно тематических недель и дней.

Гипотеза.

Если создать соответствующие условия реализации системы работы по экологическому воспитанию, то все это поспособствует социализации, формированию у дошкольников формулировать первые умозаключения, проявлять собственную инициативу, осваивать исследовательские умения.

Современные условия в нашей дошкольной организации принципиально отличаются от тех, какие были раньше. Большие возможности у нашего педагогического коллектива повысить качество образовательных услуг предоставляют современные педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе. Когда-то выбранная коллективом эффективная технология – метод проектов, заняла прочное место в работе нашей Организации. Его основой служит самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой дошкольники познают себя и окружающий мир. Кроме этого, я заметила, открываются большие возможности в организации совместной познавательно – поисковой деятельности детей, педагогов и родителей. Большое значение педагоги придают основам экологической культуры, осознают единство человека с природой, учатся сами и учат детей ответственному отношению к окружающей среде. Более десяти лет коллектив участвует в городской акции «Цветущий город». Уже стало традицией детского сада выращивание цветов, которые украшают всю территорию.

На начальном этапе работы с детьми, знакомясь с семьями воспитанников, я выявила недооценку взрослыми воспитания познавательных интересов к окружающему миру в условиях семьи. Важным положением стандарта является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

По результатам моего наблюдения обозначилась проблема: недопонимание взрослыми, что природа является основой существования человека на Земле. Год экологии так же повлиял на выбор моей темы: формирование интегративных качеств детей в процессе разнообразной деятельности экологического содержания.

Определила цель :

создать необходимые условия по экологическому воспитанию, предполагаемые тесную взаимосвязь как в непосредственной образовательной деятельности так и в процессе режимных моментов.

Для достижения цели, поставила перед собой следующие задачи:

-создавать условия для экологического воспитания детей дошкольного возраста с учетом интеграции образовательных областей;

-формировать у детей систему ценностей основ экологической культуры. ;

- воспитывать у детей социальную активность. творчество, инициативность, способность понимать, беречь, любить окружающий мир, природу.

-обеспечивать пространство для взаимодействия детей и взрослых по развитию познавательного интереса к миру природы.

Много внимания уделяю созданию предметно- пространственной среды, которая должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, а также темы недели. Создавая среду, я учитываю сезонность и период обучения.

Каждая тематическая неделя начинается с исследования и экспериментов, потому что экспериментирование это один из видов детской деятельности, который требует от педагога планирования, умения отбирать познавательный материал с учетом реализуемой программы.

Существуют принципы построения развивающей среды в дошкольной организации. Например, принцип открытости и закрытости можно представить как открытость природе, единство человека и природы. Зеленая цветущая территория детского сада помогает ребенку приобщиться к прекрасному миру природы. Наблюдая за окружающим миром, дети постепенно начинают понимать, что красотой природы можно не только наслаждаться и любоваться, но и что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.

Взаимодействие с родителями

Без тесного сотрудничества с родителями о полноценном экологическом воспитании не может быть и речи. Они – наши главные помощники, но не всегда они знают, как можно рационально и полно организовать этот процесс в домашних условиях. Я должна разделить ответственность с родителями за образование и сохранение здравья ребенка. В этом, я думаю, им помогают беседы, консультации о временах года и участие в мероприятиях с детьми. («Здравствуй осень». «Наблюдаем вместе с ребенком на прогулке», «Удивительные зимние прогулки с папой и мамой» и др.). Такие беседы, помогают родителям организовывать игры с детьми на природе.

В детском саду постоянно устраиваются тематические выставки поделок, изготовленных в семье вместе с ребенком. Когда я объявила родителям об организации выставки «Дары осени», то от коллектива нашей группы было предоставлено двенадцать различных поделок. Родители задавали много вопросов, переживали вместе с детьми при выполнении своей продукции. Активная позиция взрослых объединяет родителей и детей в получении новых знаний и применение их в жизни.

Наглядная информация для родителей помогает эффективному взаимодействию детей, педагогов и семьи.

Проблема поиска новых эффективных форм во взаимодействии с семьями воспитанников для нас, педагогов, актуальна всегда. Делая первые шаги в экологию, ребенок открывает огромный мир природы. И от взрослых, педагогов детского сада, мамы и папы во много зависит, каким этот мир предстанет перед ребенком – добрым или злым, любимым или опасным - и какое место в этом мире он займет сам.

Результаты анкетирования родителей (январь 2018г.)

Моя мечта – чтобы дети не были равнодушными к природе, любили ее, наблюдали. Как знать, возможно, кому - то из них удастся проникнуть в тайники природы, потому что дети - это оценка нашей жизни.

Результаты моей работы и педагогического наблюдения за уровнем развития детей представлены в виде графической таблицы.

Ознакомившись с целевыми ориентирами образования в раннем возрасте детей, я выбрала, на мой взгляд, те пункты, которые касаются моего методического направления по экологическому воспитанию в достижении планируемых результатов освоения детьми программы.

Целевые ориентиры образования

Целевые ориентиры Педагогические технологии Формы осуществления Ключевые компетентности

Ребенок интересуется окружающим миром,

Эмоционально вовлечен в действия с игрушками и предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении своих результатов Технология экспериментирования,

Познавательно – исследовательская технология. Игры, ситуативный разговор, самостоятельные игры, праздники, развлечения, коммуникативные игры Социальная компетентность: ребенок проявляет интерес к сверстникам и взрослым, реагирует на эмоциональное состояние людей, включается в решение проблемных ситуаций(

Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, апппликация) Игровые педагогические технологии Ситуативный разговор, самостоятельные игры, игры с правилами, путешествия по детскому саду. Деятельностная компетентность

Соблюдает правила поведения в природе,дома, детском саду, Игровые педагогические технологии Проблемная ситуация, беседа, показ фильма, сюжетно ролевая игра. Коммуникативная компетентность

Ребенок подражает действиям взрослого, откликается на просьбу, инициирует общение.

Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом наблюдает и осуждает сезонные явления. Игровые технологии Дидактические игры, наблюдение на прогулке, имитационные игры. Здоровьесберегающая компетентность

Ребенок выполняет движение имитационного характера, исследует все вокруг, показывает свои достижения взрослым.

Проявляет интерес к стихам, песням, рассказам, сказкам, стремиться двигаться под музыку, эмоционально откликается на произведения культуры и искусства Игровые педагогические технологии Чтение, беседа, слушание музыки, заучивание стихов, потешек, загадок. Рассматривание иллюстраций Информационная компетентность

Ребенок делает выбор и самостоятельно осуществляет действия, реализует задуманное, радуетсярезультату.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Введение На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается.

Формирование представлений об отечественных (народных) традициях и праздниках у дошкольников Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поиском путей.

Формирование представлений у дошкольников о чувашской народной вышивке В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной.

Формирование пространственных представлений у дошкольников Речевое развитие ребенка – главная забота любого учителя-логопеда и родителей малыша. Прекрасная и незаменимая база для речевого развития.

Формирование пространственных представлений у дошкольников с помощью метода SandArt. В современном мире большинство родителей детей старшего дошкольного возраста задумываются о предшкольной подготовке. И это оправдано современной.

Формирование у младших дошкольников элементарных экологических представлений Новые требования к системе дошкольного образования диктуют новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию.

Консультация «Формирование представлений о малой Родине у младших дошкольников» Формирования представлений о малой родине у младших дошкольников воспитатели МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №18 «Теремок» Цаер.

Мастер-класс «Формирование математических представлений у дошкольников с использованием ИКТ»Мастер-класс «Формирование математических представлений у дошкольников с использованием ИКТ» Мастер- класс: «Формирование математических представлений у дошкольников с использованием ИКТ» Гришина Елена Николаевна. Цель моего мастер-класса:.

Проект по самообразованию «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников» Этапы разработки Сроки реализации Изучение литературы по данной теме Сентябрь Разработать картотеку дидактических игр Ноябрь Создание центра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологически представлений у дошкольников
Опубликовано: 9 апреля 2018 в 13:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД