МААМ-картинки

Формирование экологической грамотности у младших школьников посредством вовлечения детей в проектную деятельность

Ермакова
Формирование экологической грамотности у младших школьников посредством вовлечения детей в проектную деятельность

Формирование экологической грамотности у младших школьников посредством вовлечения детей в проектную деятельность

Учитель начальных классов

МБОУ «СШ № 8» города Смоленска

Ермакова Л. В.

Публикация «Формирование экологической грамотности у младших школьников посредством вовлечения детей в проектную деятельность» размещена в разделах

На современном этапе развития общества одной из глобальных проблем является проблема экологии. Почва, вода и воздух заражены токсичными отходами. В последнее время климатические условия сильно изменились, вследствие глобального потепления и его основной причины — парникового эффекта, который обусловлен выбросами в атмосферу промышленными объектами и увеличением числа автомобилей. Озоновые дыры, засухи, высокий уровень радиации, еда, зараженная химическими добавками – всё это не может не вызывать беспокойства. Защита окружающей среды является одной из важнейших проблем человечества наших дней.

В Конституции РФ Статья 42 записано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

2002 год вписан в историю России как год перемен в экологической политике страны. В этом году вышли в свет: «Экологическая доктрина Российской Федерации» – документ, разработанный совместными усилиями органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, общественных организаций, деловых и научных кругов России; Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-Ф3.

Вопрос экологии отмечен в Федеральном государственном образовательном стандарте 2009 г. Он включает в себя программу формирования экологической культуры. Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологической грамотности, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Понятие «экологическая грамотность» формулируется разными авторами по-своему, и на сегодняшний день единого определения для этого понятия не существует. Однако, большинство авторов (И. Н. Пономарёва, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, С. Д. Дерябо, Н. Е. Яценко) [3,5,6,7,11,14] сходится в том, что в основе экологической грамотности лежит формирование экологических знаний школьника. На основе знаний о взаимосвязях в природе, можно и должно формировать эмоционально-ценностное отношение к природе, понимание и соблюдение правил экологоориентированного поведения. Понятие экологической грамотности даётся в словаре профессионального образования как «способность к компетентному участию в деятельности попредотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе производственно-хозяйственной деятельностью». Процесс формирования экологической грамотности необходимо начинать с детского возраста. Средством достижения положительных результатов в данном направлении является работа над экологическими проектами.

В психолого-педагогической литературе нет однозначного конкретного определения экологического проекта. Изучив, проанализировав и обобщив статьи, предложенные И. В. Цветковой, Е. Е. Морозовой [10, 13]можно дать следующее определение экологическому проекту.

Экологический проект – это средство педагогического воздействия, основанное на приобретении учащимися знаний и умений в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, направленных на формирование их экологического сознания.

Одним из важных условий организации экологической проектной деятельности является выбор наиболее продуктивных типов проектов, позволяющих комплексно воздействовать на формирование экологического сознания школьника : формировать экологические знания, субъективное отношение к природе, навык экологически ориентированной деятельности.

В качестве основных неоспоримых достоинств проектной деятельности названы высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Таким образом, обобщив всё вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что одним из эффективных средств формирования экологической грамотности младших школьников является проектная деятельность. Экологические проекты в начальной школе нам позволяет реализовать программа кружка «Наблюдаем, проектируем, фантазируем». Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения, начиная с 1 класса, 34 часа в год (1 час в неделю). Программа кружка реализуется через разнообразные формы и виды деятельности младших школьников, одним из которых является экологическое проектирование.

Цель программы : развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Одной из задач кружка является: формирование основ экологической грамотности и осознание целостности окружающего мира.

При реализации экологического проектирования ребенок проходит три стадии:

-открытие многообразия природы, эмоционально-чувственное отношение к наблюдаемым объектам;

-период исследования экологических связей («Все связано со всем»);

-пора раздумий, размышлений и действий.

Содержание программы кружка «Наблюдаем, фантазируем, проектируем» включает следующие экологические проекты :

Класс Тема проекта

1 класс «Деревья нашего двора»

2 класс «Красная книга Смоленской области»

3 класс «Были о пыли»

4 класс «Защита окружающей среды»

В 1-ом классе на занятиях кружка «Наблюдаем, фантазируем, проектируем» выполняем коллективный проект : «Деревья нашего двора». Обучающиеся собирают гербарий из листьев деревьев своего двора и готовят о них мини-сообщения. Защиту проекта проводим на уроке по окружающему миру на тему «Родная природа». При совпадении интересов у нескольких школьников организовываются мини-группы. На всех этапах учитель выступает как помощник, обеспечивает деятельность школьника : мотивирует, консультирует, помогает, наблюдает.

Во 2-х классах появляются самостоятельные проекты экологической направленности : «Красная книга Смоленской области». Учащиеся самостоятельно готовят один слайд с изображением редкого или исчезнувшего растения Смоленской области и представляют информацию о нем. Учитель объединяет слайды в презентацию и вместе с участниками проекта представляют результат классу на уроке окружающего мира. В 3-4 классах данная презентация пополняется новыми слайдами.

В 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. Возможно проведение социологических опросов, экологических акций, разработка проектов, реализация которых имеет выход за пределы класса и школы. Вот тематика некоторых из них: «Были о пыли», «Защита окружающей среды». Ребята активно участвуют в экологических акциях «Поделки из отходов», «Помоги зимой птицам», «Бумажный бум» и др. Учащиеся участвуют в экологических фестивалях, концертах, конкурсах.

Подробнее остановимся на проекте «Защита окружающей среды». Целью данного социально-значимого проекта стало изучение проблемы загрязнения окружающей среды и создание условий для развития ответственного и бережного отношения к природе и становления творческой личности.

При реализации данного проекта решались следующие задачи:

-изучить материал по данной теме;

-расширить знания учащихся об объектах природы через самостоятельный поиск информации;

-погрузить детей в поисково-творческую работу;

-проанализировать собранный материал;

-выяснить причины загрязнения окружающей среды;

-рассмотреть возможные пути предотвращения последствий;

-развивать умения работать самостоятельно, в парах и в группе;

-оформить мини-проект (плакат) по данной теме;

-записать видео материал по существующей проблеме;

-продемонстрировать окружающим видеоматериалы.

Проект «Защита окружающей среды» является итоговой работой изучения разделов по окружающему миру: «Вода», «Воздух», «Животные и растения», «Почва». Состоит из 4 мини-проектов : «Защита воды», «Охрана почв», «Защитим всё живое», «Охрана воздуха». Форма проекта - телепередача «Новости планеты». Проблемой исследования стали причины и последствия загрязнения природы. Идея проекта : обратить внимание окружающих на проблему загрязнения окружающей среды и необходимость предотвращения надвигающейся угрозы. Адресовался он одноклассникам, учащимся начальной школы, учителям начальной школы, родителям.

Большую роль в формировании экологической грамотности школьников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Теоретические знания, полученные ребенком на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов, явлений, проведение собственных исследований, наблюдений, умение обобщить свои наблюдения, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведения. В младшем возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что учитывалось и при разработке программы, методики исследований школьников. Обобщение же полученного материала проводится в форме сочинений, рассказов, сказок, рисунков, бесед с использованием художественной литературы. Таким образом, программа работы над проектом предусматривает использование для целей экологического образования и воспитания не только специальных уроков окружающего мира и экологии и уроков русского языка, литературы, изобразительного искусства, технологии, но и занятий внеурочной деятельности.

Заключение

Организация внеурочной деятельности экологической направленности существенно дополняет и восполняет недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности, что расширяет кругозор младшего школьника, позволяет ему на уроках более полно и широко использовать полученные на внеурочных занятиях знания, умения и практический опыт. Участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают себя как личность в новом качестве. Повышается мотивация, значимость своего труда вызывает положительные эмоции. Организуя проектную деятельность с обучающимися, я опираюсь на основные принципы:

- учёт интересов детей. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу.

-учение через деятельность. Проектно-исследовательская деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность;

-систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации;

-познание и знание являются следствием преодоления трудностей;

-сотрудничество участников педагогического процесса: между мной и учениками, между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками;

-свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты.

Овладение исследовательскими умениями и навыками является предпосылкой формирования у школьника познавательного отношения к миру, целостных представлений о мире, интереса и потребности к «открытию тайн» мира. Владение элементарными навыками исследовательской деятельности облегчает и помогает школьникам чувствовать себя уверенно в любых нестандартных ситуациях, способствует формированию универсальных учебных действий.

На таких занятиях у детей формируется чувство любви к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране.

Литература

1. Жесткова Н. А. Экологическое воспитание школьников в начальных классах - М. : Педагогика, 1972.

2. Захлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования-М. : Педагогика, 2011.

3. Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М. : Просвещение, 2004.

4. Зверев И. Д., Захлебный А. Н. Экологические знания : на уроках и после уроков // Народное образование, 2006. № 2. С. 81-84.

5. Кузнецова Е. С. Формирование экологической грамотности младших школьников// Герценовские чтения. Начальное образование. 2012. Т. 3. № 1. С. 223-227.

6. Морозова Е. Е. Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе //Начальная школа. 2002. № 7. С. 35

7. Справочник по охране природы / Под ред. К. П. Митрюшкина. М. : Мир, 1988.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во обр. и науки Рос. Федерации. – М. :Просвещение,2011.

9. Флеенко А. В. Экологическая грамотность : современное состояние и проблемы // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-4. – С. 930-934;

10. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академия развития, 2007. 151 с.

11. Цветкова, И. В. Экологическое воспитание младших школьников : Теория и методика внеурочной работы / И. В. Цветкова. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 176 с.

12. Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб. 2009.

13. См. на: https://www.inksystem-az.com/ekologicheskie-proekty-v-nachalnoi-shkole/

14. См. на: https://www.inksystem-az.com/ekologicheskie-proekty-v-nachalnoi-shkole/

15. https://ru.wikipedia.

16. https://www.studfiles.ru/preview/4388771/

17. URL : https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31665 ( дата обращения: 19.06.2017).

18. https://professional_education.academic.ru/

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической грамотности у младших школьников посредством вовлечения детей в проектную деятельность
Опубликовано: 13 ноября 2021 в 17:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД