Приложение МААМ

Формирование экономических представлений у детей в старшем дошкольном возрасте

Наталья Останина
Формирование экономических представлений у детей в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникает вопрос, когда можно начинать заниматься экономикой?

В наши дни экономические знания нужны всем : и взрослым, и детям. С проблемами экономики дошкольников сталкивается вся современная жизнь.

Публикация «Формирование экономических представлений у детей в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Актуальность экономического воспитания обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.

В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.

Эффективность экономического воспитания во многом определяется тем, какая нравственная основа закладывается в личности ребенка. В процессе экономического воспитания, наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его этому не учат. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются в ней.

Почему я сегодня обратилась к теме экономического воспитания детей дошкольного возраста?

В процессе наблюдения за детьми в разнообразной деятельности, я обратила внимание на то, что- в сюжетно-ролевых играх у дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых; не достаточно сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий; дети не четко представляют, какие существуют особенности в работе разных профессий, например, менеджер банка оформляет кредиты, дает консультации по их получению, кассир-оператор принимает деньги у клиентов, принимает переводы, принимает оплату по квитанциям. Детям недостаточно знаний экономического плана, чтобы игра получилась интересной, содержательной, современной.

В самостоятельной изобразительной и трудовой деятельности дети неэкономно расходуют материал : картон, цветную бумагу, бумагу для рисования и т. д. Некоторые дети не следят за поддержанием порядка на рабочем месте, небрежно обращаются с книгами или игрушками.

«Мое» и «Наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Я много раз замечала разное отношение к «своему» и «общему». Когда дети приходят в сад со своей игрушкой, они в течение всего дня озабочены только тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал ее и не испортил. Это не жадность, они с удовольствием дают другим поиграть, но при этом следят за ее сохранностью. В то же время к садовским игрушкам другое отношение, нет бережливости, аккуратности во время игры или чтения, но ведь это тоже, чей- то труд.

На прогулке, дети, в ввиду возрастных особенностей, не следят за порядком после игры, оставляя кучи песка на столах или носят его на веранду, приходится напоминать о труде дворника, могут выбросить игрушки за забор, не переживая за ее отсутствие или пропажу, не следят за аккуратностью одежды, говоря, мама выстирает или купит новое.

Так же меня насторожила излишняя требовательность детей, «купи», «хочу», потакание родителей детским капризам и т. д.

Так же было выяснено, дети не связывают происхождение денег с трудом, не все знают, откуда берутся деньги, как складывается семейный бюджет и какие расходы предстоят родителям : коммунальные платежи, продукты питания, бензин…так как родители не привлекают детей, например, к совместным обсуждениям денежных трат перед походом в магазин.

Все это и натолкнуло меня на необходимость формировать финансовую грамотность в своей группе. Да, это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в дошкольном возрасте дать детям представление о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать развитию таких качеств, как самостоятельность, бережливость, экономность, трудолюбие, что в дальнейшем послужит надежной основой для самовоспитания культурного человека.

Уже Ян Амос Каменский в своем педагогическом труде «Материнская школа» говорил, как развивать в детях экономические познания и навыки.

Уже на 5ом году жизни он предлагает приучать детей к бережливости, различать одежды, предназначенные для будней и праздников, не пятнать, Не рвать, не пачкать о землю.

Так и появился проект: «Уроки Феечки копеечки», в реализации которого принимали участие дети, родители и педагоги, работающие на группе.

Цель проекта: помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Я поставила перед собой задачи по изучению основ финансовой грамотности:

- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);

- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

учить ценить и уважать труд других людей, воспитать уважение к тем, кто проявляет заботу о них;

- осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем - щедрость, благородство, честность,

- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности,

- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Изучив литературу по экономическому воспитанию, я остановилась на программе «Первые шаги в экономику» Широковой Олеси Владимировны, так как она близка мне по методам и приемам работы.

Составила учебно-тематический план по формированию экономических знаний, состоящий из 32 занятий, проводимых 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 25-30 мин.

а так же включение во все виды деятельности детей.

Мы обогатили предметную среду в группе, подготовили методическое обеспечение (купили художественную литературу, создавали альбомы, настольные игры, готовили для игры монеты, ценники).

Для решения поставленных задач я использовала интегрированный подход, т. е. объединение экономического воспитания со всеми образовательными областями.

Социально-коммуникативное развитие – осуществляла через практические занятия по программе экономического воспитания, которые способствуют активному становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками. Например, обсуждая «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, дети расширили представление о возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях их удовлетворения; формировали отрицательное отношение к трусости, глупости, жадности.

Познавательное развитие осуществляла через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу.

А в игре «Посади огород», закрепляла умение детей ориентироваться на листе бумаги, например: посади морковку в правый верхний угол, а что растет у тебя в левом нижнем углу? (закрепляли умение отвечать полным предложением) Усложняя задачу, заменяли овощи геометрическими фигурами (использовали зрительные ориентиры).

Речевое развитие является важным элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи наши дети овладевают конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, например в игре «Наоборот», самостоятельно подбирали по смыслу слова: ленивый - трудолюбивый, банкнота-монета, звенит-шуршит, а в игре «Купи товар» придумывали описательную рекламу своего товара.

Художественно-эстетическое развитие является важным элементом в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. Дети в результате труда должны уметь видеть и ценить красоту продукта и конечного результата, будь то детский труд, например аппликация или лепка или труд взрослого: красивое платье швеи, вкусный пирог кондитера…

В процессе физического развития использовала подвижные игры, например «король и работники», в которой дети выразительными движениями изображают людей разных профессий. Можно отправиться по станциям «Товарная», «Бюджетная», «Рекламная» в квест игре «Найди клад».

В своей работе я использовала следующие методы и приемы.

Игра. Игра одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. В игре дети знакомятся с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат.

Через игровые моменты ввела понятие «Потребности человека». Уточнила знания детей о таких потребностях человека - как еда, одежда, лекарство, книги и др. Тренировала умение выбирать предметы, необходимые в конкретных условиях. Детям было предложено отправиться на необитаемый остров, взяв с собой, пять самых необходимых вещей. В начальных беседах, конечно, это были игрушки, сладости, телевизор. Позднее дети научились конкретизировать свои желания, выбрав самое нужное. А что бы вы взяли с собой

Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр.

Например: с детьми, мы провели ситуативную игру «Магазин». В начале года расплачивались просто бумажными банкнотами, не обращая внимание на номинал, а в конце года использовали монетки, достоинством 1,2,5,10 рублей, учились давать сдачу, закрепляя состав числа, арифметические действия, что можно было увидеть на итоговой, образовательной деятельности, на школе молодого специалиста, во время которой дети производили и покупали товары, изготавливали и устанавливали ценники на товар, учились пользоваться «деньгами». Дети использовали, такие понятия как: деньги, ценники, доход, расход, купюра, закрепили такие понятия как: продавец, кассир.

Чтение, беседа и обсуждение. На теоретических занятиях по экономическому воспитанию дошкольников, я использовала сказки. Сказка способствует пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике.

Например, в таких произведениях как, ДжанниРодари «Чем пахнут ремёсла», С. Маршака «Откуда стол пришёл», В. Осеевой «Сыновья», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Морозко», «Мужик и медведь», А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе» и во многих других, которые воспитывают уважение к результатам труда, трудолюбие, целеустремленность, отрицательное отношение к лени.

Такие сказки как «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» помогают понять такое трудное экономическое понятие как «обмен».

А с помощью сказок «Как мужик гусей делил», «Лисичка- сестричка и серый волк» усвоить такие понятие как «Выгода и убыток», «Убыток, прибыль», затем самостоятельно в игровой деятельности выполнять простейшие операции для получения выгоды, определять выгодность сделки.

А вот в сказках Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михалков «Как старик корову продавал» дети хорошо усвоят необходимость рекламы для реализации продуктов труда.

В работе активно использовала викторины и конкурсы. С детьми проводила викторину, «О какой сказке идет речь?». Дети угадывали название сказки, героя сказки и экономическое понятие о котором идет речь в произведении. Попробуйте и вы ответить на некоторые вопросы:

- где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и дядя Федор для покупки коровы.

- героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам.

-в какой сказке сказочный персонаж, периодически нёс золотые яйца.

-какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтобы они подросли.

Такую технологию, как Мастерская, я реализовала через продуктивную деятельность детей, например поделка из оригами «Кошелек», «Сумочка», лепка продуктов из соленого теста для игры «Магазин», аппликация «Подарок для друга», «Украшение фартука для повара», поделки из легоконструктора «Мой маленький друг», «Путешествие в Африку»

Драматизируя р. н. сказку «Репка», я развивала эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь другу.

Так же в своей работе я использовала логические задачи, задачи-шутки, проблемные ситуации, которые помогают лучше освоить сложные экономические явления. Они заставляют детей думать, создавать проблемные вопросы, искать пути их решения. Развивают у них любознательность, пытливость, фантазию, умение рассуждать, делать умозаключения, что доставляет им радость от полученного результата.

Например, попробуйте решить такую задачу: «Куда пойти?»

Встретились у развилки трех дорог три монеты — Рубль, Франк и Марка. Прямо пойдешь — к бременским музыкантам придешь, налево пойдешь — к Красной Шапочке придешь, направо повернешь — у сестрицы Аленушки и братца Иванушки окажешься. По какой дорожке должна пойти каждая из монет, чтобы попасть в свою страну?

Именно семья создает благоприятные условия для формирования экономического мышления, осознание жизненной важности качеств, имеющих экономическую основу.

Для работы с родителями я эффективно использовала такие формы, как, анкетирование в начале учебного года о необходимости работы по данной теме, буклеты, индивидуальные беседы на тему «Поведение ребенка в магазине», папки-передвижки. Темы папок самые разнообразные: «Дети и деньги», «Финансовая грамотность в ДОУ», «Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты». Родители вместе с детьми подбирали, объясняли смысл пословиц и поговорок на тему «труд» и «Деньги». А совместные поделки из природного материала учат видеть красоту в простых вещах, не тратя деньги.

В конце года проведя итоговое занятие, «Кошелек Феечки-Копеечки» оно показало, что дети свободно оперировали экономическими понятиями, появился интерес к знаниям в области экономики, расширился кругозор детей.

Все это повысило интерес детей к экономическим знаниям, помогает им применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Эти качества являются одним из важнейших условий становления ценностных ориентаций ребёнка, начал его экономической социализации и готовности его к школе.

У нас в группе есть традиции, которые мы стараемся соблюдать с ясельной группы. Один из пунктов: «Нельзя ломать чужие постройки, чужая постройка, это чужой труд, который надо беречь, ценить и уважать», закреплению этого правила, способствовало экономическое воспитание.

Дети в группе стали относится друг к другу с пониманием, делиться игрушками, помогать друг другу, стали более дружелюбны и отзывчивы, проявляют уважения к старшим, и к сверстникам, уважают труд няни и дворника, стараются им помочь.

Родители в своих анкетах отметили, что дети стали более бережливыми, стали соизмерять свои желания с финансовыми возможностями родителей. ( Например: стали меньше просить без надобности те или иные игрушки, сладости).

Опираясь на мониторинг развития детей старшего дошкольного возраста, отметили повышение количества детей с высоким уровнем. Этому способствовало включение экономического воспитания во все образовательные области.

Подведя итог работы за год, я решила продолжить работу по данному направлению в подготовительной группе.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Аппликация в старшем дошкольном возрасте «Букет для мамы»Аппликация в старшем дошкольном возрасте «Букет для мамы» Программное содержание: учить детей создавать несложную композицию: располагать на букете цветы; закреплять приемы вырезания и наклеивания,.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте» Кукольный театр – особое волшебство, целый мир, который ребенок может создать сам вместе с вами. Прочитанные произведения ребенок воспринимает.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экономических представлений у детей в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 11 сентября 2022 в 14:09
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экономических представлений у детей в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Останина (УИ 792295) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД