Кравцова Татьяна
Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием технологии «Обучение в движении»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием технологии
«Играю, двигаюсь, учусь»
М. Вайнапель
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловлены нарушениями общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. С каждым годом количество детей с ОВЗ растёт.
Причины появления детей с ОВЗ :
1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием технологии „Обучение в движении“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• Пренатальные (до рождения ребенка) : это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность.
• Натальные (момент родов) : это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, позднее вмешательство медиков.
• Постнатальные (после рождения) : например, травмы, инфекционные заболевания.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребёнком, низкий уровень образования родителей, вредные привычки у родителей, экология.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Типичными проблемами детей с ОВЗ могут быть : низкая мотивация к познавательной деятельности, нарушение координации движений, плохое понимание инструкции, низкий уровень развития речи и мышления, низкая самооценка, высокий уровень психосоматического напряжения, нуждаются в постоянной помощи взрослого, повышенная возбудимость и утомляемость.
Исходя из проблем физического и психологического состояния детей с ОВЗ, занятия должны быть:
- динамичными,
- проходить в эмоционально положительной обстановке,
- иметь парциальный характер,
- сопровождаться чёткой инструкцией, понятной для ребёнка.
Развитие интеллекта ребёнка и всех когнитивных функций наблюдается на более высоком уровне у тех детей, которые усваивают информацию во время движения. В дошкольном возрасте развитие головного мозга и двигательная активность неразрывно связаны. Известно, что долгое пребывание ребёнка в статическом положении приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.
Рассмотрим влияние движения на развитие головного мозга ребенка. В исследованиях американского нейробиолога Лоренца Катца и специалиста по молекулярной биологии Фреда Гейга доказано, что в мозге людей всех возрастов, в процессе физической активности образовывались новые межнейронные связи и появлялись новые нервные клетки.
У физически активных людей, участвующих в исследовании, наряду с нервными клетками в мозгу обнаруживались и новые кровеносные сосуды, за что отвечает компенсирующая функция организма. Это свидетельствует о том, что под влиянием физической активности улучшается кровоснабжение мозга, соответственно и его питание, что стимулирует образование новых межнейронных связей и новых нервных клеток. Для развития новых нейронных связей необходимы определенные условия : наличие двигательной активности, положительная эмоциональная обстановка, отсутствие перегрузок организма.
В настоящее время появляется множество различных инновационных технологий, направленных на развитие интеллекта детей. Одной из таких технологий является технология «Обучение в движении» Марка и Татьяны Вайнапель. Данная технология решает множество задач в обучении детей с ОВЗ. Одна из них ориентирована на модальность восприятия (одно из основных свойств) информации детьми в дошкольном возрасте. Дети дошкольного возраста лучше воспринимают информацию кинестетически, то есть в движении. Ребёнку для лучшего понимания новых знаний необходимо «прожить» ситуации задачи, потрогать и передвинуть предметы. Только после этого пройденный материал действительно ребёнок запомнит и поймет.
Технология «Обучение в движении» направлена на развитие познавательной деятельности детей с помощью игр в движении (VayToy, которые научат ребёнка двигаться, общаться, договариваться, взаимодействовать, радоваться, поддерживать. Игры предназначены для детей от 2 до 8 лет. Могут использоваться с группой детей или индивидуально. Имеют длительный срок службы и соответствуют гигиеническим требованиям для ДОО. Имеют невысокую стоимость. Могут применяться ежедневно в процессе образовательной деятельности и в процессе свободной игры.
Игры VayToy :
-включены в «Методические рекомендации по формированию РППС для ДОО Московской области»,
-рекомендованы редакционно-издательским советом Российской академией образования,
-проект видео уроков «VAY TOY» получил поддержку Института изучения детства, семьи и воспитания РАО и Института возрастной физиологии РАО.
Изданы методические пособия:
-методическое пособие «Комплекс подвижных развивающих игр для семейного детского сада», изданное Московским психолого-педагогическим институтом,
-издательство «Сфера» в рубрике «Библиотека воспитателя» выпустило пособие «Подвижные игры с геометрическими фигурами».
Достижения:
-победа в Национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок» в номинации «Лучшее учебное пособие»,
-победитель Всероссийского конкурса Минпромторга РФ «Инновации для детства».
Для математического развития на сайте VayToy представлены следующие методические пособия:
1.«Форма, цвет, размер» : Набор содержит: игровое поле, фигуры большие и малые, мешочки для сортировки фигур.
С помощью данного пособия дети знакомятся с основными цветами, сопоставляют размеры фигур, формы, учатся ориентироваться в пространстве, составляют простые цветовые ряды, составляю различные образы.
2.«Медовое сражение» :Набор состоит из игрового поля, мешочков с песком и фишек для подсчета результата.
Пособие решает следующие задачи: изучение состава числа, решение простых примеров, развитие координации движения и глазомер, тренирует ловкость.
3. «Логика»Пособие содержит игровое поле, фигуры и блокнот с заданиями.
С этим набором можно играть в большое количество игр, например:
- решать задачи судоку разной сложности
- расставлять фигуры как нарисовано на карточке
- расставлять фигуры по памяти
- играть в «Крестики и нолики»
- расставлять фигуры на поле ориентируясь на признаки: справа, слева, сверху и снизу от других фигур.
Татьяна Вайнапель разработала пособие к играм VayToy “Учить или играть». В нем представлены описание методических пособий и игр технологии «Обучение в движении».
В процессе образовательной деятельности было принято решение доработать данные игры. Решили сделать:
- медовые соты мобильными, чтоб ребенок сам мог определять расположение цыфр и героев
-добавили количество персонажей, знаки сложения и вычитания-поле для игр на логику было расширено до размера 4на 4 квадрата, добавлены цвета и виды геометрических фигур. Изменение пособий привело к появлению множества новых игр, которые разнообразили не только занятия по формированию элементарных математических представлений, но и многие другие направления познавательного развития.
В результате применения технологии «Обучение в движении» :
- у детей повысилась мотивация к познавательной деятельности
- повысился уровень интеллектуального развития детей, усвоения определённого круга математических понятий, развития творческого и абстрактного мышления, инициативы, сообразительности
- улучшилась ориентировка в пространстве
- дети научились работать в команде.