Ирина Капитонова
Занятия по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие №1 «Разноцветные шары»
Задачи: учить сравнивать предметы по цвету, устанавливать их сходство и различие; развивать внимание, сосредоточенность; воспитывать умение вести себя в коллективе.
Материал : шарики 4-х основных цветов: красного, синего, желтого, зеленого, по количеству детей, ведерки таких же цветов.
Публикация «Занятия по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Ход занятия.
Дети сидят па стульчиках, расставленных полукругом. Воспитатель предлагает взять каждому ребенку шарик любого цвета, воспитатель спрашивает, какого цвета шарик взял ребенок. Если ребенок не может ответить, то называет и дает шарик ребенку. Воспитатель оставляет себе по шарику каждого цвета, садится напротив детей.
- Покажите свои шарики, спрячьте за спину, положите на колени, чтобы они отдохнули. Дети выполняют.
- Поднимите шарики такого же цвета, как у меня. Дети выполняют.
- Этот шарик непослушный. (Показывает на шарик ребенка, который ошибся.)
Он не вовремя выскочил, а вот эти шарики послушные, правильно узнали свой цвет.
- Сейчас наши шарики устроили салют (воспитатель предлагает подбросить шарики к верху).
В конце игры воспитатель предлагает собрать шарики в ведерочки определенного цвета. Дети собирают шарики в ведерки.
Занятие №2 «Что Мишутка нам привез?»
Задачи: учить определять форму и размер предмета путем осязательного обследования.
Материал : небольшие игрушки контрастной формы (кубик, шарик, игрушечная посуда, машинка, кукла- голыш — по числу детей, по 2—3 экземпляра каждой игрушки, плюшевый мишка на машине.
Ход занятия.
Раздается стук в дверь и въезжает Мишка на машине. В лапах у него мешок с игрушками. Воспитатель предлагает поздороваться с Мишкой. Мишка предлагает не глядя, на ощупь выбрать игрушку и назвать ее и сказать какого она цвета. Та-ким образом, все дети получают игрушки и возвращаются на место. Дети благодарят Мишку за подарки, а Мишка он обещает снова приехать к ним в гости поиграть и привезти им что-нибудь еще.
Занятие №3 «Что Мишутка нам привез?»
Задачи: учить определять форму кубика и шарика, путем осязательного обследования, учить определять цвет предмета.
Материал : кубики и шарики, разного цвета — по числу детей, плюшевый мишка на машине.
Ход занятия.
Раздается стук в дверь и въезжает Мишка на машине. В лапах у него мешок с игрушками. Воспитатель предлагает поздороваться с Мишкой и сообщает, что Мишка опять что-то привез. Мишка предлагает, на ощупь выбрать предмет и назвать его (кубик или шарик) и когда ребенок вытащит предмет, сказать какого он цвета. Таким образом, все дети получают по предмету. Воспитатель показывает и объясняет, что шарик может катиться, а кубик нет. Дети благодарят Мишку и прощаются с ним.
Занятие №4 «Домики для мишек»
Задачи: учить определять размер большой и маленький, учить определять цвет предмета.
Материал : домики разного размера и цвета, и мишки соответствующего размера и цвета (Большой мишка с синей кофтой, и большой домик с синей крышей, и т. д. до маленького мишки и домика)
Ход занятия.
Дети сидят полукругом перед магнитной доской. На доске в разброс расположены домики от большого до маленького и на столе ежат мишки. Воспитатель рассматривает с детьми домики, определят где большой домик, где маленький, какого цвета, крыши у домиков. Воспитатель предлагает детям помочь найти мишкам домики. После того как задание будет выполнено, воспитатель объясняет, почему Мишка в синей кофточке пришел к домику с синей крышей (Домик большой и мишка большой, у домика крыша синяя и у мишки кофта синяя). И т. д.
Занятие №5 «Отгадай, что в мешочке»
Задачи: учить приемам осязательного обследования формы предмета; развивать познавательную активность, учить определять размер большой и маленький, познакомить с понятием «один, много».
Материал : мешочек, пирамидка большая, маленькие игрушки (мячик, машинка, кукла-голыш, рыбка, уточка и т. д.)
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание детей на большой красивый мешочек. И предлагает отгадать, что в нем лежит. Дети садятся на стульчики полукругом. Воспитатель вызывает ребенка и предлагает на ощупь определить, что лежит в мешочке. Ребенок вытаскивает игрушку, и проверяют, правильно ли он отгадал. Когда все игрушки достанут.
- Посмотрите, сколько игрушек мы достали? (Много)
- Какая самая большая игрушка? (Пирамидка)
- Какие игрушки маленькие? (Мячик, машинка, кукла-голыш, рыбка, уточка и т. д.)
- Сколько маленьких игрушек? (Много)
- Сколько пирамидок? (Одна)
Занятие №6 «Принеси и назови»
Задачи: учить приемам зрительного обследования формы в усложненных условиях; воспитывать чувство ответственности за выполнение поручения; пополнять опыт дружного игрового партнерства
Материал : пирамидка большая и маленькая, мячик маленький и большой, машинка большая и маленькая, кукла большая и маленькая и т. д.
Ход занятия.
На столе стоят игрушки. Дети сидят на стульчиках. Раздается стук в дверь, приходит кукла Маша. Дети здороваются с куклой. Воспитатель предлагает детям показать, какие игрушки у нас есть. Обращает внимание на игрушки, которые стоят на столе. Воспитатель вызывает ребенка и просит принести ту игрушку, которую попросит.
- Принеси кукле Маше большую пирамидку.
Когда ребенок принесет, воспитатель просит назвать, что он принес.
- Принеси маленькую машинку.
И так далее.
В конце кукла благодарит деток и прощается.
Занятие №7 «Пирамидка 1»
Задачи: учить собирать пирамидку из 4—5 колец, последовательно уменьшающихся в размерах; развивать более тонкую дифференциацию при подборе предметов в порядке их уменьшения; учить различать цвета.
Материал : разноцветная пирамидка из пяти колец для каждого ребенка.
Ход занятия.
Дети сидят за столом. Воспитатель ставит перед каждым ребенком собранную пирамидку (размер колец уменьшается) и предлагает её разобрать : вначале положить на середину стола колпачки, затем колечки.
- Покажите мне самое большое кольцо.
- Какого оно цвета?
-Наденьте его на стержень.
- Из оставшихся колец найдите самое большое, скажите какого оно цвета. И опять наденьте его на стержень.
Дети выполняют задания.
Так собирается вся пирамидка – от самого большого до самого маленького кольца, каждый раз уточняя цвет. Пирамидка закрывается колпачком и отодвигается на середину стола. Воспитатель хвалит детей и просит сказать, что они делали.
Занятие №8 «Пирамидка 2»
Задачи: учить собирать пирамидку из 4—5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся в размерах; развивать более тонкую дифференциацию при подборе предметов в порядке их уменьшения.
Материал : одноцветная пирамидка из пяти колец для каждого ребенка.
Ход занятия.
Дети сидят за столом. Воспитатель ставит перед каждым ребенком собранную пирамидку (размер колец уменьшается) и предлагает её разобрать : вначале положить на середину стола колпачки, затем колечки.
- Покажите мне самое большое кольцо.
-Наденьте его на стержень.
- Из оставшихся колец найдите самое большое. И опять наденьте его на стержень.
Дети выполняют задания.
Так собирается вся пирамидка – от самого большого до самого маленького кольца. Пирамидка закрывается колпачком и отодвигается на середину стола. Воспитатель хвалит детей и просит сказать, что они делали.
Занятие №9 «Раскладывание однородных предметов на две группы»
Задачи: учить группировать предметы по цвету, продолжать знакомить с понятием «много». Развивать умение работать вместе.
Материал : палочки двух цветов: красного, желтого (по 5 палочек каждого цвета, 2 тарелочки этих цветов.
Ход занятия.
Дети сидят за столом. На столе лежат палочки разного цвета. Воспитатель обращает внимание детей, на то что «много» палочек, лежит на столе и что они разного цвета. Показывая палочку красного цвета, воспитатель спрашивает, какого цвета палочка и просит назвать всех детей цвет этой палочки. Затем воспитатель просит найти на столе тарелочку такого же цвета. Когда дети находят, воспитатель уточняет, какого она цвета, и делает акцент, что «Красную палочку я кладу в красную тарелочку». И предлагает детям найти на столе еще красные палочки и положить их в красную тарелочку. Когда красные палочки будут сложены, воспитатель акцентирует внимание, что на столе еще остались палочки, и спрашивает, какого цвета палочки остались. Так же по аналогии раскладываются палочки желтого цвета.
Занятие № 10 «Раскладывание однородных предметов на 3 группы»
Задачи: учить группировать предметы по цвету, продолжать знакомить с понятием «много». Развивать умение работать вместе.
Материал : палочки трех цветов: красного, желтого, зеленого (по 5 палочек каждого цвета, 3 тарелочки этих цветов.
Ход занятия.
Дети сидят за столом. На столе лежат палочки разного цвета. Воспитатель обращает внимание детей, на то что «много» палочек, лежит на столе и что они разного цвета. Показывая палочку красного цвета, воспитатель спрашивает, какого цвета палочка и просит назвать всех детей цвет этой палочки. Затем воспитатель просит найти на столе тарелочку такого же цвета. Когда дети находят, воспитатель уточняет, какого она цвета, и делает акцент, что «Красную палочку я кладу в красную тарелочку». И предлагает детям найти на столе еще красные палочки и положить их в красную тарелочку. Когда красные палочки будут сложены, воспитатель акцентирует внимание, что на столе еще остались палочки, и спрашивает, какого цвета палочки остались. Так же по аналогии раскладываются палочки желтого и зеленого цвета.
Занятие №11 «Разноцветные ленточки»
Задачи: учить различать цвета; познакомить с понятием «круглый»; совершенствовать зрительное восприятие; приучать точно, выполнять поручения. Развивать умение работать вместе.
Материал : цветные ленточки двух цветов: красного, желтого, 2 обруча этих цветов.
Ход занятия.
Дети сидят на стульях. Воспитатель обращает внимание детей на обручи лежащие на полу. Рассматривает с детьми, каждый обруч, определяют какой они формы и цвета. Воспитатель объясняет, что обруч «круглый», он может катиться.
После рассмотрения обручей воспитатель показывает детям ленточки. Спрашивает, какого они цвета, и предлагает с ними поиграть. Дети под музыку пляшут и ленточками машут. По окончании музыки воспитатель предлагает каждой ленточке найти свой домик – обруч. Когда дети справятся с заданием. Воспитатель уточняет и просит детей повторить, что красные ленточки в красном обруче, а желтые ленточки в желтом обруче.
Занятие № 12 «Разноцветные ленточки»
Задачи: учить различать цвета; продолжать знакомить с понятием «круглый»; совершенствовать зрительное восприятие; приучать точно, выполнять поручения. Развивать умение работать вместе.
Материал : цветные ленточки трех цветов: красного, желтого, зеленого; 3 обруча этих цветов.
Ход занятия.
Дети сидят на стульях. Воспитатель обращает внимание детей на обручи лежащие на полу. Рассматривает с детьми, обручи, определяют какой они формы и цвета. Воспитатель напоминает, что обруч «круглый», он может катиться.
После рассмотрения обручей воспитатель показывает детям ленточки. Спрашивает, какого они цвета, и предлагает с ними поиграть. Дети под музыку пляшут и ленточками машут. По окончании музыки воспитатель предлагает каждой ленточке найти свой домик – обруч. Когда дети справятся с заданием. Воспитатель уточняет и просит детей повторить, что красные ленточки в красном обруче, а желтые ленточки в желтом обруче.
Игра проводится еще раз.
Занятие № 13 «Разноцветные шары»
Задачи: учить различать цвета; продолжать знакомить с понятием «круглый»; совершенствовать зрительное восприятие; приучать точно, выполнять поручения. Развивать умение работать вместе.
Материал : цветные шарики трех цветов: красного, желтого, синий; 3 ведерка этих цветов.
Ход занятия.
Дети сидят на стульях. Воспитатель обращает внимание детей на ведерки с шариками на полу. Рассматривает с детьми, ведерки, определяют какого они цвета, какого цвета шарики, которые, лежат в этих ведерках.
Воспитатель напоминает, что шарик круглой формы, он может катиться.
Воспитатель рассыпает шарики из ведерок и говорит, что шарики раскатились, и надо им помочь вернуться домой в свое ведерко. Напоминает, что красные шарики живут в красном ведерке, желтые шарики, в желтом ведерке, а сини – в синем ведерке.
Когда дети справятся с заданием. Воспитатель спрашивает:
- Какие шарики живут в красном ведерке? В желтом? В синем?
- Какие шарики по форме?
- Сколько шариков?
Игра повторяется.
Занятие № 14 «Мячи»
Задачи: учить различать размер «большой и маленький»; продолжать знакомить с понятием «круглый», «много»; совершенствовать зрительное восприятие; учить группировать предметы по одному признаку. Развивать умение работать вместе.
Материал : мячи большого и маленького размера по 5-7 штук; 2 обруча большой и маленький, большой мешок, Медведь - игрушка.
Ход занятия.
Дети сидят на стульях. В дверь раздается стук, в гости пришел Мишка с большим мешком. Воспитатель предлагает детям поздороваться с мишкой и посмотреть, что он принес в большом мешке. Достает большой и маленький мячи и рассматривает с ними размер, форму и цвет. Затем воспитатель кладет на пол обручи большой и маленький. Потом рассыпает мячи из мешка и спрашивает: «Сколько мячей на полу?», «Какие мячики на полу?». Воспитатель кладет один большой мячик в большой обруч, а маленький мячик в маленький обруч, при этом проговаривая свои действия. Далее воспитатель предлагает детям разложить мячи в обручи. По окончании Мишка проверяет правильность выполнения. Игра проводится еще раз.
Занятие № 15 «Какой формы?»
Задачи: учить различать форму «шарик»; продолжать знакомить с понятием «большой», «маленький», «много»; совершенствовать зрительное восприятие; учить чередовать предметы по размеру. Развивать умение работать вместе.
Материал : бусины большого и маленького размера одного цвета, шнурок для нанизывания, поднос.
Ход занятия.
Кукла приходит в гости к детям и приносит с собой бусины и шнурок. Воспитатель знакомит детей с куклой и показывает, что у нее в корзиночке. Кукла просит детей сделать из бусинок бусы.
Воспитатель показывает бусины.
- Бусинки похожи по форме. Какие они? (Они круглые). Конечно они круглые, они умеют кататься. (Воспитатель демонстрирует, рассыпав бусины на подносе.) Посмотрите сколько бусинок? (Много)
Затем воспитатель, показывает бусину большую и маленькую, ставит их рядом для сравнения. После сравнения воспитатель предлагает сделать бусы, начиная сам, надевает проговаривая «Маленькая, большая, маленькая…» Далее воспитатель приглашает ребенка и предлагает найти большую бусинку и надеть. Так по очереди приглашаются дети надевать бусины соблюдая последовательность, каждый раз проговаривая с воспитателем. По окончании воспитатель показывает какие бусы получились и вместе с детьми дарит их кукле. Кукла благодарит и прощается с детьми.
Занятие № 16 «Найди такую же»
Задачи: учить различать цвет, группировать предметы определенного цвета; развивать умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать умение работать вместе.
Материал : игрушки красного цвета, обруч и флажок красного цвета.
Ход занятия.
По всей группе разложены различные игрушки. Воспитатель показывает детям красный обруч, в котором лежит красный флажок, и просит найти и принести игрушки такого же цвета. Воспитатель тоже принимает участие в игре.
Когда ребенок приносит игрушку, воспитатель прикладывает к ней флажок, для сравнения.
- Правильно ты принес шарик, такого же цвета, как и флажок. Красный флажок и красный шарик.
Если цвет не совпадает, воспитатель ставит игрушку за обручем. После выполнения задания воспитатель рассматривает каждую игрушку, которую дети оказалась в обруче, сравнивая их с флажком, подводя итог, что в обруче живут игрушки красного цвета.
А те игрушки, которые, оказались за обручем рассматриваются и определяются какого они цвета.
Занятие № 17 «Оденем кукол на прогулку»
Задачи: познакомить с величиной предмета, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Развивать умение работать вместе.
Материал : 2 куклы – большая и маленькая и 2 комплекта одежды для кукол (платья, кофты, туфли, шапочки)
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание детей на двух кукол.
- Ребята, куклы хотят одеться, но перепутали свою одежду. Давайте поможем им одеться.
- Это кукла Маша, какая она? (Большая). А это кукла Настя, какая она? (Маленькая)
Дети рассматривают и называют, какие вещи лежат для кукол. Они не должны знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи, пусть они решают задачу самостоятельно. Если сначала ребенок распределит вещи неправильно – не беда. Воспитатель обратит внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть ребенок подумает еще раз. Когда куклы будут одеты, воспитатель хвалит детей.
- Большое платье – большой кукле, маленькое – маленькой. Большие туфельки – большой кукле, маленькие – маленькой. И т. д.
Занятие № 18 «Куклы в гости пришли»
Задачи: уточнять понятия «один» и «много»; сравнивать совокупности предметов по количеству. Развивать умение работать вместе.
Материал : 5 кукол и 5 стульев.
Ход занятия.
Дети сидят на стульях. Рядом на ковре стоят 5 стульев в ряд.
Раздается стук в дверь, приходят 5 кукол в гости. Дети здороваются.
- Сколько кукол к нам пришло? (Много)
- Давайте наших гостей посадим на стулья. Посадите на каждый стул куклу.
Дети садят кукол на стулья.
- Сколько кукол на каждом стульчике? (Одна).
- Всем куклам хватило места? Сколько стульев? Сколько кукол?
- Кукол столько же, сколько и стульев. (Дети повторяют).
Занятие № 19 «Курочка и цыплята»
Задачи: уточнять понятия: «один», «много», «большой», «маленький»; сравнивать по количеству; учить цвета. Развивать внимание, мышление, речь.
Материал : картинки для магнитной доски: курочка белая и 5 маленьких цыплят желтого цвета. Магнитная доска.
Ход занятия.
Воспитатель читает потешку и выставляет курочку цыплят на доску в соответствии с текстом.
- Курочка - рябушечка, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка - рябушечка, зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка - рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить!
- Курочка - рябушечка, как цыплятки просят пить?
- Пи – пи – пи – пи - пи!
- Курочка какая? (Белая).
- Цыплята какие? (Желтые).
- Сколько курочек? (Одна).
- Сколько цыпляток? (Много).
Воспитатель ставит курочку первой и предлагает детям поставить цыплят вряд друг за другом. В конце еще раз уточняет количество и цвет персонажей.
Занятие № 20 «Какой мяч больше?»
Задачи: закреплять понятия «большой», «маленький». Развивать зрительное внимание, мышление, речь.
Материал : большие и маленькие мячи.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках перед ними на расстоянии 3 – 5 м стоит стол, на котором лежат большие и маленькие мячи.
Воспитатель просит ребенка принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает мяч и приносит его. Если ребенок ошибся, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать мяч большой и маленький. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом большой это или маленький мяч. Так каждый ребенок должен принести мяч.
Занятие № 21 «Что катится?»
Задачи: продолжать знакомить с формой предметов, их свойствами. Развивать внимание, мышление, речь.
Материал : куб и шар.
Ход занятия.
Воспитатель: «Петушок принес нам игрушки: шарик и кубик и предлагает нам организовать игру – соревнование: кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот». Дети делают вывод: шарик катится, а кубик – нет.
Воспитатель обращает внимание детей на острые углы, которые мешают кубику, катится, и на отсутствие таких углов у шарика. Дети играют с шариками, стараются закатить в ворота.
Занятие № 22 «Поручения»
Задачи: обучать различать и называть игрушки, выделять их основные качества (цвет, размер); развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение.
Материал : большая и маленькая игрушечная собачка (или медвежата, машинка, красный и синий мячи, большая и маленькая чашки, матрешки.
Ход занятия.
Воспитатель показывает детям игрушки и предметы. Просит назвать их, какого они цвета, размера.
Воспитатель дает детям поручения по очереди:
- Большую собачку напои чаем из большой чашки.
(Если ребенок ошибается, собачка «рычит» или отворачивается, показывая свое неудовольствие. Так же при ошибках ведут себя другие игрушки.)
- Поставь матрешку рядом с красным мячиком.
- Маленькой собачке подари синий мячик.
- Попляши вместе с куклой.
- Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер.
- Большую собачку посади рядом с маленькой собачкой.
В конце занятия воспитатель просит детей помочь ему убрать игрушки и предметы, использованные в игре.
- Где хранится посуда?
- В какой коробке лежат кубики?
Воспитатель следит за правильным использованием в речи глаголов «посадить», «поставить», «положить».
Занятие № 23 «Разноцветные полянки»
Задачи: развивать умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов.
Материал : большие цветные листы бумаги, силуэты игрушек разных цветов.
Ход занятия.
Воспитатель показывает разные способы выполнения задания: на полянку (лист бумаги) кладет предметы такого же цвета. Если дети ошибаются, отбирая одинаковые предметы разных цветов, воспитатель показывает, что не у всех игрушек цвет совпадает с цветом полянки, на которой они лежат.
Важно обратить внимание детей на то, что разные предметы могут быть одного и того же цвета (красные цветок и неваляшка) – тогда поляна у них одна и та же.
Занятие № 24 «Найди свой домик»
Задачи: продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами.
Материал : геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, различающиеся по цвету, величине; три обруча, бубен (желательно использовать комплект геометрических фигур Дьенеша).
Ход занятия.
Воспитатель показывает детям геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник, рассматривают их форму, цвет, уточняют название. Затем воспитатель раздает детям геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине; обращает внимание детей на обручи, в которых лежат круг, квадрат и треугольник.
- В этом домике живут все круги. В этом – все квадраты, а в этом – все треугольники.
Воспитатель предлагает детям найти свои домики, сравнить свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами.
Занятие № 25 «Что изменилось?»
Задачи: развивать умение различать цвета, форму, размер. Развивать зрительное внимание, логическое мышление, речь.
Материал : магнитная доска, картинки: яблоки зеленое и красное, апельсины большой и маленький, помидоры круглый и овальный, груши зеленая и желтая, огурцы большой и маленький.
Ход занятия.
На магнитной доске изображения яблока, груши, апельсина, помидора, огурца. Это витрина овощного магазина.
- Наступила ночь. Дети закрывают глаза.
Дети закрывают глаза, воспитатель меняет изображения.
- А утром все посмотрели на витрину… Что изменилось? (Яблоко было зеленым, а стало красным – изменился цвет.)
Игра повторяется несколько раз, каждый раз заменяется один компонент :
апельсин был маленьким, а стал большим – изменился размер.
Помидор был круглым, стал овальным – изменилась форма и т. д.
Занятие № 26 «Чего не хватает?»
Задачи: продолжать учить различать и называть геометрические фигуры, закреплять понятие «большой», «маленький», развивать зрительное внимание, мышление и речь.
Материал : магнитная доска, геометрические фигуры (круг, квадрат) одного цвета, двух размеров: большие и маленькие.
Ход занятия.
Воспитатель выставляет на доске круги большие и квадрат маленький в ряд. Предлагает детям рассмотреть фигуры и запомнить их расположение. Затем просит закрыть глаза, а сам убирает одну из фигур. Дети, открыв глаза должны, сказать, какой фигуры не хватает.
Игра повторяется несколько раз, постоянно меняются фигуры.