Наталья Егорова
Формирование эмоционального интеллекта у дошкольников посредством психолого-педагогического сопровождения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование эмоционального интеллекта у дошкольников посредством психолого-педагогического сопровождения в дошкольных образовательных организациях
МБДОУ детский сад № 217 «Лесовичок»
Воспитатель 1 категории Егорова Наталья Юрьевна
г. Ульяновск, Ульяновская область
Аннотация. В статье автор раскрывает отдельные подходы к вопросу формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольный возраст, эмоциональный интеллект,
социализация дошкольников.
Публикация «Формирование эмоционального интеллекта у дошкольников посредством психолого-педагогического сопровождения в ДОУ» размещена в разделах
Право на образование – одно из важнейших, гарантированных Конституцией России, прав граждан. Положение основного закона гарантируют общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Обязанностью государства является установление федеральных государственных образовательных стандартов и поддержание различных форм образования.
Воспитание должно строиться с необходимостью учета необходимости развития личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка. Дожно включать уважение к правам человека и основным свободам, подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами
Уже сам факт освещения данной сферы отношений на межгосударственном уровне подчеркивает важность правильного воспитания детей, формирования у них эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект по мнению некоторых авторов – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства
Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как именно в данный период взросления у ребенка происходит формирование и укрепление индивидуального варианта отношения к самому себе и к окружающим его людям. На социализацию ребенка в значительной мере оказывает влияние то, в какой степени развита его эмоционально-нравственная сфера. Именно эмоции отвечают за характер осуществления познавательных процессов, стиль поведения.
На сегодняшний день дети дошкольного возраста владеют большим объёмом информации, в большинстве случаев время общения детей с родителями ограничено. Всё это происходит в такой период взросления детей, когда им особенно необходимо совместное взаимодействие и помощь в осознании полученной информации. В результате этого положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования указывают на обязательное изменение определения содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Стандарт используется для разработки примерных образовательных программ дошкольного образования, регулируя такие отрасли, как:
Структура базовых программ образования и их объём;
Условия, реализующие основные образовательные программы;
Результаты по освоению базовых программ образования. Предполагается использование положений данного Стандарта родителями в рамках дошкольного семейного образования.
Осуществление анализа фундаментальных документов, которые регламентируют образовательный процесс и воспитание детей дошкольного возраста, позволило определить, что положения Федерального государственного образовательного стандарта образования детей дошкольного возраста выделают характерную социально-коммуникативную образовательную область. Данная область развивает социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формирует готовность к осуществлению совместной деятельности со сверстниками, формирует уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к детскому сообществу.
Стандарт призван решить следующие задачи:
Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, включая их эмоциональное благополучие;
Обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка дошкольного возраста, не смотря на местожительства, пол, нацию, язык, социальный статус, психофизиологические и другие особенности, включая ограниченные возможности здоровья;
Обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализовывать которые будут образовательные программы различных уровней;
Создать благоприятные условия, позволяющие развивать детей в рамках их возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка в качестве субъекта отношений;
Объединить обучение и воспитание в качестве целостного образовательного процесса, основанием для которого будут духовно-нравственные и социокультурные ценности и принятые общественные правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества;
Формировать общую личностную культуру детей, самостоятельность и ответственность воспитанников, формировать предпосылки учебной деятельности;
Обеспечивать вариативность и разнообразие содержания Программ и форм организации дошкольного образования, учитывать образовательные потребности, способности и состояние здоровья детей;
Формировать социокультурную среду, которая будет учитывать возрастные, индивидуальные, психологические и физиологические особенности детей;
Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей в области развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Дошкольные образовательные учреждения должны создать социальную ситуацию, способствующую развитию детей дошкольного возраста. В результате этого, учитывая специфику данного возраста, дошкольным образовательным учреждениям необходимо взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка. Кроме этого предусматривается непосредственное вовлечение родителей в образовательный процесс, в том числе создавать образовательные проекты совместно с родителями, основываясь на выявленные потребности и поддерживая образовательные инициативы семьи.
Взаимодействие семей и дошкольных образовательных учреждений направлено на выполнение главной цели, которая заключается в создании в детских садах требуемых условий, позволяющих развивать ответственность и взаимозависимость с семьями воспитанников, обеспечивать целостность развития детей дошкольного возраста, повышать компетентность родителей в вопросах воспитания.
По мнению разработчиков программы «Открываем мир эмоций» в свете современных тенденций ожидаемый тип поведения человека связан с его умением анализировать собственные эмоциональные переживания, понимать эмоции окружающих, использовать полученную информацию в деятельности, то есть требует сформированного эмоционального интеллекта.
От качества общения зависят полноценное развитие ребенка и его положительное эмоциональное самочувствие среди близких в семье. В свою очередь это оказывает влияние на развитие положительных взаимоотношений со сверстниками.
Подводя итог, необходимо отметить, что по результатам успешного выполнения программных мероприятий, должны быть достигнуты определенные цели.
Например, к 5 годам эмоциональное развитие ребенка должно быть обусловлено следующим:
- инициативен, активен, испытывает удовольствие от предстоящих событий;
- хочет нравиться, отличается богатством и глубиной переживаний; разнообразием их проявлений и в то же время некоторой сдержанностью эмоций;
- способен к волевой регуляции поведения, преодолению своих непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, правилам, данному слову, поддается уговорам воспитателя;
- проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности;
- с удовольствием слушает доступные музыкальные произведения и эмоционально на них отзывается;
- осторожен, предусмотрителен в незнакомой обстановке, избегает травм.
Ребенок отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большой сдержанностью эмоций. Ему должно быть свойственно «эмоциональное предвосхищение» - предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей
Из вышесказанного можно сделать выводы. Процесс взаимодействия между педагогами и родителями всегда будет выступать в качестве актуального вопроса. Главным составляющим данного вопроса является поиск рационального принципа взаимодействия. И в семье, и в дошкольной организации ребенок приобретает опыт социального взаимодействия. Создание и поддержание оптимальных условий социально-эмоционального развития ребенка требует сочетание данных категорий.
Список литературы
1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал ГАРАНТ. РУ. — Режим доступа: https://base.garant.ru/77677348/53f89421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/ .
3. Семенова О. Е. «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе развития у дошкольников эмоционального интеллекта» : научное издание «Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии» Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», Чебоксары, 2019.-113с.
4. Петрова, Т. И. Общая педагогика: учеб пособие / Т. И. Петрова. — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2017. — 104 с.
5. «Открываем мир эмоций» : учебно-методическое пособие / по общ. редакцией Е. А. Ключниковой. -Ульяновск: Издатель Качалин А. В., 2018-274 с.