Получи документы

Формирование эстетического отношения к предметной среде детей старшего дошкольного возраста

Юля Целищева
Формирование эстетического отношения к предметной среде детей старшего дошкольного возраста

Целищева Ю. Н. - педагог-психолог

Козловская Т. В. -воспитатель детского сада

Проблема формирования эстетического отношения к окружающей действительности занимает определённое место в теории эстетического воспитания. Многие педагоги и эстеты признают, что эстетическое воспитание не может сводится к художественному воспитанию (средствами искусства) или к воспитанию эстетического отношения к искусству. Основной целью эстетического воспитания должно являться формирование эстетического отношения к окружающему (А. И. Буров, Ю. Б. Борев, Н. А. Ветлугина, И. П. Гаврилюк, Д. Н. Джола, Д. Б. Кабалевский, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев, Ю. А. Лукин, Б. М. Неменский, В. К. Скатерщиков, Е. А. Флерина, Т. В. Чувилева).

Публикация «Формирование эстетического отношения к предметной среде детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование эстетического отношения к окружающей действительности важно начинать с дошкольного возраста - с первого звена в системе народного образования. Н. А. Ветлугиной разработана теоретическая модель эстетического отношения ребенка дошкольного возраста. В ряде работ (на основе этой модели) рассматриваются различные аспекты эстетического воспитания дошкольников (И. Л. Дзержинская, Р. А. Егорова, Т. Г. Казакова, Л. Н. Комиссарова, А. И. Катинене, Г. Н. Пантелеев, Н. А. Чичерина). Однако не все аспекты формирования эстетического отношения к окружающему изучены.

Формирование наиболее эффективно, если оно опирается на возрастные особенности. Ребенок дошкольного возраста эмоционален, способен улавливать художественные особенности предметов (цвет, сочетание цветов, пропорции, декор, достаточно хорошо ориентируется в пространстве и проявляет интерес и активность в разных видах продуктивной деятельности. В педагогическом плане эти особенности создают возможности для формирования у него эстетического отношения к окружающему предметному миру. Но особенности физического развития ребенка, подвижность и неустойчивость нервных процессов ставят перед педагогическим процессом условия систематической смены источников впечатлений детей, расположения художественных объектов в непосредственной от детей близости, использование понятных по назначению объектов или предметов, употребление доступных художественно-композиционных решений (плоскостных или предметных, применения доступной художественной техники.

Учитывая возрастные особенности старшего дошкольного возраста, наиболее рационально использовать в качестве воспитательного средства - привлечение детей к художественной деятельности, основанной на выразительных средствах и особенностях оформительского искусства, в частности, искусства оформления педметной среды детского сада.

Выбор обоснован особенностями этого искусства:

- разносторонность;

- доступность;

- достаточно быстрая сменяемость декоративных и художественных средств оформления;

- яркость и обобщенность выразительных средств;

- простота композиционного решения;

- постоянство воздействия на ребенка;

- необходимость использования в повседневной жизни.

При построении в детском саду предметно- пространственной среды, важно соблюдать следующие положения: (по В. А. Петровскому).

1. Статичность и подвижность предметного окружения. С одной стороны, необходимы постоянство и неизменность элементов жилой среды, т. к. факторы эти обеспечивают ребенку надежность и защищенность. С другой - в проекте среды детского сада должна быть заложена возможность ее изменения с тем, чтобы воспитатель мог бы заранее смоделировать ситуации сюжетно-ролевых игр для детей младшего возраста, а старшим предоставить набор функционально-игровых предметов, которые позволят им реализовать их стремление к творческому моделированию игровой ситуации

2. Гибкость зонирования предметно-пространственного окружения. Среда строится так, чтобы дети могли свободно легко трансформировать оборудование, предметы из условно выделенных уголков в любую часть жилого помещения: раздевальную, групповую, спальную комнаты.

3. Комфортность предметно-пространственной среды. Необходимы такое окружение, такая планировка помещения, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий, отдыха. Надежность, безопасность достигается использованием мягкого строительного материала из поролона, обшитого кожей: кубов, столбиков, арок и т. п.

4. Открытость-закрытость предметно-пространственного окружения. Помогает заглянуть в разграничение внешнего и внутреннего мира существования: себя и других, одного ребенка и группы детей, группы и детского сада, детского сада и мира; предполагает открытость природе и обществу и т. д.

5. Способность предметно-пространственной среды обеспечить развитие половых различий. Необходимы предметы, стимулирующие принадлежность ребенка к определенному полу (например, игрушки, закрывающиеся кабины для девочек и мальчиков, сундуки с одеждой-нарядами, разного размера зеркала и т. д.).

Воспитательная среда художественного оформления помещений предполагает :

- целесообразность оборудования воспитательно-образовательных процессов, обеспеченность их необходимой мебелью, инструментами, пособиями и материалами, а также размещение зон детской деятельности в помещении;

- эстетическое воздействие отдельных компонентов предметно-пространственной среды при выполнении задач общего и художественного развития ребенка;

- эстетическое воздействие на детей всей предметно-пространственной среды.

Таким образом, основой формирования эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста к предметной среде являются следующие компоненты:

1. Способность ребенка эмоционально воспринимать эстетическое оформление предметной среды детского сада.

2. Использование ребенком его эстетических представлений для установления взаимосвязей между элементами предметной среды. 3. Практическое участие детей в эстетическом преобразовании предметной среды детского сада (художественно-оформительская деятельность).

Формирование эстетического отношения к предметной среде происходит при одновременном взаимодополняющем развитии эмоциональной, когнитивной сторон личности ребенка, его практической деятельности по эстетическому преобразованию предметной среды – художественно-оформительской деятельности.

Ведущим принципом методического построения работы с детьми является создание в группе особого эмоционального климата, создающего условия для эмоциональных объектов, от результатов их художественно-оформительской деятельности.

Особое значение для формирования эстетического отношения имеет развитие эмоционального восприятия дошкольниками эстетических свойств предметной среды, их художественно-оформительской деятельности.

Необходимым условием формирования у старших дошкольников эстетического отношения является его практическое участие в эстетическом преобразовании предметной среды детского сада средствами художественно-оформительской деятельности, основанной на приобщении детей к выразительным средствам оформительского искусства.

Взаимоотношения между педагогами и детьми должны строиться по принципу сотрудничества, сопереживания как в процессе общения, так и в процессе продуктивной деятельности.

Для успешного решения основной задачи эстетического воспитания необходимо переориентировать практику художественного воспитания дошкольников от решения задач вооружения детей представлениями и навыками к равноценному развитию всех компонентов личности (эмоционального, когнитивного, поведенческого).

Список использованной литературы:

1. Бабаева В. В. Эстетическое воспитание дошкольников. Учебное пособие для студентов-заочников 2-5 курсов факультета дошкольного воспитания педагогических институтов. – М., Просвещение, 1982. – 196с.

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие для студентов высш. Пед. Учеб. заведений. - М., 1999. -84с.

3. Дубина О. В. Предметно-пространственная среда : её роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - №4, 1995. -140с.

4. Монастырева Т. Красота - это то, что создает человек. // Дошкольное воспитание. - № 12, 2003. – 158с.

Публикации по теме:

Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством художественно-эстетического восприятия (из опыта работы) Брежнева Елена Ивановна, воспитатель В настоящее время существуют различные современные формы по сотрудничеству с родителями.

Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Аннотация. В статье рассматривается сущность ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогического.

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок. А. Н. Толстой.

Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста в возраста в контексте ФГОС Наиболее специфической характеристикой личности является система её отношений к окружающему миру и особенности ее поведения в дальнейшем.

Формирование временных понятий у детей старшего дошкольного возрастаФормирование временных понятий у детей старшего дошкольного возраста .

Педагогический опыт «Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста» В современном обществе проблема развития ценностного отношения к природе приобретает особую актуальность. Важнейшей причиной разрушительного.

План работы по самообразованию «Воспитание сознательного отношения к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста» Тема: «ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Проблема: воспитания здорового.

Сообщение из опыта работы «Формирование у дошкольников нравственно-эстетического отношения к окружающему миру» Сообщение из опыта работы «ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПОСРЕДСТВОМ ПОДБОРА МУЗЫКАЛЬНЫХ.

Формирование словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста Формирование словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста. У детей старшего дошкольного возраста происходит недостаточность.

Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе Экологическое развитие детей в настоящее время актуально, как никогда. В основном связано с ухудшением экологического состояния нашей страны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование эстетического отношения к предметной среде детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 мая 2019 в 18:17
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД