Татьяна Чечетенко
Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.
А. Н. Толстой
Человек социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей.
Публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства - любовь, признание, понимание - рождаются близостью и связанностью с другими.
Ребенок не рождается на свет с готовой потребностью в общении. Очень важное значение для психического развития ребенка имеет его общение cо взрослым на ранних этапах онтогенеза. Это первый вид социальной активности, благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания, заботы нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, а в будущем различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми.
Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащие в основе формирования таких личностных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи, умение разделить радость, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию и самоориентированию. Доказано, что если потребность ребенка-дошкольника в общении или совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжелые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия.
Специфика общения дошкольника со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Это разнообразие коммуникативных действий; яркая эмоциональная насыщенность; нестандартность и нерегламентированность, раскованность.
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении.
Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу, дружбу, сделать все необходимое, чтобы из случайной совокупности детей, собранных в группу, в возможно более короткий срок создать коллектив.
Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх. Игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении.
Именно осознанием данной проблемы и объясняется выбор проекта, его актуальность и практическая значимость.
Этапы работы:
I этап – Диагностический
Диагностический этап заключается в предварительном тестировании детей и взрослых с целью выявления проблемных детей, имеющих трудности в общении и состоит из следующих разделов: изучение личностных особенностей детей; изучение межличностных отношений; изучение коммуникативных навыков детей группы.
а). Изучение личностных особенностей детей.
Для изучения личностных особенностей детей предлагается методика, «Какой Я» Н. В. Клюевой, Ю. В. Касаткиной. Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Взрослый, пользуясь представленным далее протоколом спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности: хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый (способный, трудолюбивый, честный.
б). Изучение межличностных отношений.
Изучение межличностных отношений можно провести с помощью методик "Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?" и "Выбор в действии".
Методика "Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?" представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяется небольшой группой взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители (родственники, воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребенку не менее двух-трех человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка и относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (не безразлично, но и не субъективно). Исключение из этого правила лишь тот случай, когда ребенка принимают в дошкольное учреждение и никто, кроме его родственников, еще не в состоянии его по- настоящему оценить.
С помощью проводимого далее опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребенка с людьми:
1. Доброта.
2. Внимательность к людям.
3. Правдивость, честность.
4. Вежливость
5. Общительность.
6. Щедрость.
7. Отзывчивость, готовность прийти на помощь.
8. Справедливость.
9. Жизнерадостность.
10. Ответственность.
Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка:
1. Добрый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, ' г) не знаю.
2. Внимательный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
3. Правдивый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
4. Вежливый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
5. Общительный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
6. Щедрый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
7. Отзывчивый ли ваш ребенок?
Всегда ли готов придти на помощь другим?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
8. Справедливый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
9. Жизнерадостный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
10. Ответственный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребенком по всем десяти коммуникативным качествам личности. В том случае, если ребенка оценивали при помощи данного опросника несколько человек, берется их средняя оценка.
Далее для выявления положения ребенка в группе используется методика "Выбор в действии".
Цель методики - изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Данная методика является одним из детских вариантов социометрической методики. Процедура ее проведения следующая.
Каждому ребенку в изучаемой группе дается по три привлекательных, желаемых предмета. Это могут быть игрушки, картинки, конфеты и т. д. Ребенок получает инструкцию следующего содержания: "Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе чуть менее желательный, а на третье - оставшийся. Теперь выбери из своей группы трех детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный - тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний - тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место".
После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет, кто, сколько и какие предметы получил.
Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребенком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отклонений, в которых данный ребенок находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных предметов получил он в процессе эксперимента, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.
в). Изучение коммуникативных навыков детей группы
Изучение коммуникативных навыков детей группы проводится путем наблюдения за свободным общением детей в течение всего года. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать беседу, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать свои мысли.
- Высокий уровень - ребенок активен в общении, умеет слушать, понимает речь, строит общение с учетом ситуации; легко входит в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли; умеет пользоваться формами речевого этикета.
- Средний уровень - ребенок умеет слушать и понимает речь; участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчиво.
- Низкий уровень – ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом; невнимателен; редко пользуется формами речевого этикета; не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание.
II этап. Коррекционный
Проводится в форме игровой терапии фронтально и индивидуально с выявленными детьми, имеющими трудность в общении, c постепенным их включением в совместную деятельность.
Комплекс игр по формированию навыков общения дошкольников со сверстниками
Этапы комплекса и цель Игры
1. Общение без слов
Цель: сформировать навыки непосредственно вербального общения, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Жизнь в лесу.
Добрые эльфы.
Птенцы.
Волны.
Муравьи.
2. Согласованность действий и внимание к другому.
Цель: научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей, формировать способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподоблять ему. Общий круг.
Тень.
Сороконожка.
Путанка.
Магазин зеркал.
3. Взаимопомощь в игре и общие переживания.
Цель: объединить дошкольников и добиться от них взаимопомощи, проявления сопереживания друг к другу. Шторм.
Шляпа волшебника.
День помощника.
Обнималки.
Две страны.
4. Добрые слова и пожелания.
Цель: научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Обзывалка.
Спящая красавица.
Комплементы.
Добрые волшебники.
Царевна несмеяна.
5. Помощь в совместной деятельности.
Цель: научить детей делиться со сверстниками, помогать им в процессе совместной деятельности. Рукавички.
Угадай-ка.
Общая картина.
Мастер и подмастерья.
Закончи рисунок.
Предлагаемые игры помогают детям в общении друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
III этап. Контрольный
Заключительное тестирование детей и взрослых.
Сравнение показателей уровня коммуникативных навыков дошкольников
Опыт проведения данной системы игр, показал достаточно высокие результаты. Дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе и всё больше общались друг с другом. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх, т. е. у них начали формироваться навыки общения со сверстниками. Всё это позволяет сделать вывод о том, что проведённая работа проведена с пользой.