Вейнберг Светлана
Формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка дошкольного возраста. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Отечественные педагоги не оставляют без внимания такую проблему как формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста. Не один человек не сможет жить и развиваться среди людей, без коммуникаций. Современному обществу нужны творческие личности способные активно, действовать в любых жизненных ситуациях и нестандартно мыслить, а так же ясно и выражено выдвигать свои мысли. [1, с 23]
Публикация «Формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Каждый ребенок дошкольного возраста должен научиться слушать и слышать то что ему хотят донести сверстники и взрослые, уметь обмениваться информацией. Кроме этого, у него формируется умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих людей, детей и взрослых, выражать свои собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
Взаимоотношение с окружающими имеет огромное значение, их нарушение – это один из важных показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Коммуникативные способности включают в себя:
- желание вступать в контакт,
- умение организовать общение,
- знание норм и правил общения. [2, с 65]
Важной задачей для меня, как для педагога стал поиск эффективных средств организации учебного процесса, которые бы помогли в развитии и формировании коммуникативных навыков у дошкольников.
Это связано, прежде всего, с тем, что у детей дошкольного возраста наблюдается недостаточное развитие социально-коммуникативных навыков. Это можно заметить по в несформированным речевым формам общения у ребенка, что в дальнейшем может сказаться на его социализации, в межличностных отношениях, в умении управлять своими эмоциями.
Избежать этого можно только путём подходящего воспитания и обучения. Поэтому я приступила к поиску новых подходов в решение проблем развития и формирования коммуникативных навыков дошкольника.
В настоящее время эмоциональной и коммуникативной сфере ребёнка не всегда уделяют достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Общение – это фундамент дальнейшего развития ребенка, но замыкаясь на телевизорах и компьютерах, современные дети стали меньше гулять со сверстниками, общаться со взрослыми, эта проблема в будущем может отразиться на его поведение и самочувствие среди людей. [3, с 87]
Дошкольный возраст является уникальным периодом в развитии коммуникативных качеств, именно в это время закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность разделять и соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других.
Понаблюдав за детьми дошкольного возраста, а именно за их общением со сверстниками. Я сделала выводы о ярко выраженной необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими.
Данные навыки можно развить как в образовательной так в и повседневной деятельности, при помощи дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр, а также театрализованной деятельности.
Театр доставляет детям море эмоций и радости, развлекая и развивая одновременно их, именно поэтому театрализованная деятельность так нравиться детям. Я же в свою очередь выбрала её средством развития коммуникативных способностей.
Каждый ребенок должен увидеть театр в двух ипостасях : как вид искусства участвуя зрителем, и как театрализованную деятельность в которой сам принимает участие. Обе роли имеют огромное значение для развития.
Содержание театрализованной деятельности должно включать в себя в себя:
Просмотр кукольных спектаклей и их обсуждение;
Игры драматизации;
Постановка разных сказок и сценок;
Формирование выразительного исполнения путем репетиций и тренировок;
Упражнения для социально-эмоционального, коммуникативного развития детей. [5, 38 с]
Детей дошкольного возраста, друг от друга отличает разный жизненный опыт. Именно поэтому они по-разному представляют себя на месте другого человека и понимают, как нужно поступать, в той или ситуации, с какими чувствами и переживаниями это связано. В результате чего у детей появляются способности к сопереживанию и сочувствию не только окружающим его людям, но и героям художественной литературы.
Проявление такого рода способностей является перспективой для дальнейшего развития коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности. [4, с 92]
Действуя в роли, ребенок не только представляет, но и эмоционально переживать все действия персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувства детей, а эстетические переживания помогают им почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не брали во внимание, и передавать их с помощью средств выразительности.
Помимо этого, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открывается больше возможностей для создания образов с помощью цвета, формы, конструкции. Поэтому создаются театральные уголки, в котором каждый ребёнок может ярко и непринуждённо раскрыть свой речевой потенциал, научиться вести диалог и монолог от имени персонажей, развить интерес к сценическим действиям. В процесс создания атрибутики, костюмов, декораций дети вовлечены в процесс. В результате развивается интерес и желание быть активным участником в театрализованных играх и спектаклях.
Коллективное участие в театрализованной деятельности позволяет расширять и обогатить опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и постановочных ситуациях. При подготовке спектакля они учатся выделять цели, средства их достижения, планировать и координировать свои действия и многому другому. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их развития коммуникативных способностей. Успешными и эффективными будет показ таких спектаклей как «Хвосты», «Гуси-лебеди», «Посуда» для детей других групп и родителей. [6, с 103]
В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя и даже создания целого спектакля.
Содержание театрализованной можно расширить за счет постановки спектаклей по собственному сценарию детей, только на основе их творчества. Уровень психического развития дошкольника позволяет реализовать эту идею, а результаты наших поисковых экспериментов подтвердили особую значимость творческой активности детей для их эмоционального благополучия. [7, с 146153]
Список использованной литературы.
1. Антипинана А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Москва. Творческий центр Сфера, 2015.
2. Андрианова И. А. - Голицына. Я познаю мир. Театр. Москва 2014.
3. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Москва. Просвещение: 2016.
4. Бабаева Т. И., Михайлова З. С. Игра и дошкольник. С: Петербург Издательство Детство Пресс, 2014.
5. Буренина А. И. Театр всевозможного. С. -Петербург, 2015.
6. Васильева М. А., Гербова В. В, Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва. Мозаика - Синтез, 2015.
7. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в деке ком саду. Москва. Издательство Просвещение, 2016.