Ольга Сухова
Формирование межкультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сухова Ольга Викторовна.
Воспитатель
БДОУ г. Омска
“ Детский сад 12
общеразвивающего вида”
Формирования межкультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Становление базиса личностной культуры предполагает, что ребенок приобщается к общим, непреходящим человеческим ценностям, к универсальным средствам жизнедеятельности людей. Именно Детство, по мнению В. Т. Кудрявцева, определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Ценность детства заключается в развивающей взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры[2, с. 24]. Таким образом, определяются две ведущие взаимодополняющие задачи, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, — культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий явление инкультурации и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой.
Публикация «Формирование межкультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2018
В условиях поляризации проявления индивидуальных особенностей развития, которые, как отмечает вице-президент Российской академии образования Давид Фельдштейн[4], способствуют обострению противоречий процесса социализации ребенка и вызывают круг значимых изменений у современных детей, возрастает роль культуросозидающего образовательного пространства. Дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми. Если ещё 3–4 десятилетия назад ребенок развивался в условиях малого социума — семьи, класса, ближайшего окружения, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного возраста он находится в огромном развернутом социальном, в том числе новом знаниевом пространстве, где его сознание находится под влиянием хаотичного потока информации, идущей прежде всего из средств масс-медиа, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей. Нередко позиции взрослых отличаются чувством отрешенности и беспомощности. В связи с этим преобразуются многие образующие структуры Детства, изменяются отношения между детьми, в том числе заметно усложняются «горизонтальные связи». Дети не умеют понимать себя, других, строить приятельские и дружеские отношения, адаптироваться в изменяющемся мире. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя, увеличение числа детей с эмоциональными проблемами, недостаточная социальная компетентность, неспособность разрешать простейшие конфликты — таков далеко не полный перечень условий, определяющий формирование базиса личностной культуры современного дошкольника.
В ряду факторов, вызывающих кардинальные изменения детей, отмечается адопция[4], отрывающая ребенка от культурных традиций общества и направленная на искусственное включение индивида в какую-либо группу. Отечественные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» — именно этим положением известного исследователя поликультурного воспитания детей Э. К. Сусловой обосновывается актуальность формирования основ межкультурной коммуникации уже у детей дошкольного возраста.
Образовательное учреждение в современной поликультурной ситуации рассматривается, прежде всего, как фундаментальная межкультурная база воспитания и развития детей. Межкультурная компетенция формируется в процессе овладения особым видом коммуникации - межкультурной коммуникацией. Применение адаптивных стратегий в образовательных траекториях личности в ее ценностно-целевых основах связано с актуализацией компетентностной парадигмы дошкольного образования.
Современная межкультурная реальность выступает для детей дошкольного возраста как основа для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта. При этом движущей силой межкультурного развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия со взрослым и детьми различных национальностей, ознакомление с культурой других народов
Процесс социализации в ДОУ основан на традиции. Данный процесс предполагает усвоение индивидом поликультурного опыта и означает наследование, подключение к групповой памяти, дает ему возможность ориентироваться в мире и обеспечивает чувство надежности и стабильности. Следует подчеркнуть, что важным ориентиром при этом является возрастной портрет ребенка дошкольного возраста. Так, к 6-7 годам ребенок представляет собой в известном смысле личность, характерные черты которой - положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и чувство собственного достоинства, открытость внешнему миру, доброжелательность и отзывчивость к переживаниям другого, инициативность и самостоятельность в игре, общении, в решении элементарных социальных и бытовых задач.
В поликультурном воспитании современного дошкольника, основанного на формировании межэтнических отношений между людьми разных национальностей, выступает необходимость приобщения детей к истокам своей культуры. Признание личностью собственной национальной и этнической культуры приводит к высокому уровню национального самосознания и воспитания, к удовлетворенности национальной принадлежностью. Азы формирования основ этнокультуры у дошкольников составляет собственная культура народа, в среде которой они живут. Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей должно проходить в специально организованной педагогом деятельности, в жизни ребенка на уровне культур. На наш взгляд, для успешной реализации работы по формированию межкультурной компетентности у дошкольников необходимо объединение усилий участников педагогического процесса - детей, родителей, педагогов, администрации дошкольного учреждения; создание благоприятных условий, предметно-развивающей среды для раскрытия потенциала дошкольников и квалифицированного педагогического руководства.
Межкультурная составляющая образовательного пространства диктует необходимость моделирования инкультурации как процесса приобретения дошкольниками коллективного опыта общения с чужой культурой. Достичь этого можно, пробудив у детей интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди. Обращаясь к игровым технологиям, представляющих особый необыденный мир «специфически детских видов деятельности» (А. В. Запорожец, мы можем учить их ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного в совершенно другой семейной традиции.
Игровые методики Э. К. Сусловой, система занятий по развитию толерантности (терпимости) у детей старшего дошкольного возраста (разработка Г. К. Уразалиевой) позволяют осуществить переход от пассивного существования к совместному проживанию в мультикультурном обществе через развитие понимания, уважения и диалога между представителями разных культур. На этих занятиях детям предлагается поразмышлять о том, что общего у владельцев домашних животных, обладателей необычных хобби, людей с другим цветом кожи и разрезом глаз, выдающимися талантами, ограниченными возможностями и т. д. Казалось бы, - ничего. Но в ходе обсуждения, напряженного мыслительного поиска выясняется, что общее все-таки есть – это наличие ярких отличий, или, говоря языком взрослых, «инакость». Дети приходят к парадоксальному выводу о том, что общее и различное могут совпадать, хотя совпадение не носит видимого характера. Но если инакость – общая для всех, то ее проявления можно найти у каждого или почти у каждого. Исходя из этого, детям предлагается поискать у самих себя и назвать те черты, которые существенно отличают друг от друга каждого из них. После этого им предлагается самостоятельно выработать свое отношение к такому общему и одновременно различительному человеческому свойству, как инакость. В итоге, оценив инакость как общее свойство и «примерив» его на самого себя, дети приходят к первоначальному осознанию толерантности как общечеловеческой нормы и ценности.
Социальное развитие должно включать формирование межкультурной компетентности. Дошкольнику, чтобы стать воспитанным и образованным, легко адаптирующимся в социуме и коммуникабельным, необходимо помочь овладеть данной компетенцией.
Список литературы
1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография [Текст] / Под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной - Спб. : РГПУ имени А. И. Герцена, 2008.-530 с.
2. Кудрявцев, В. Т. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании [Текст]/ В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева, И. Л. Кириллов. М. : МАКС-Пресс, 2005. - 390 с.
3. Развивающее образование - многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы [Текст] / Отв. ред. Л. Е. Курнешова; научн. ред. – проф. В. Т. Кудрявцев. – М. : ГОМЦ «Школьная книга», 2003.-256 с.
4. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: сгрукгурио-содержательные характеристики процесса развития личности [Текст] : избр. тр. / Д. И. Фельдштейн. 2-е изд. - М. : Моск. психол. -социал. инт : Флита, 2004. - 672 с.