Формирование межкультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Ольга Сухова
Формирование межкультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Формирование межкультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Сухова Ольга Викторовна.

Воспитатель

БДОУ г. Омска

“ Детский сад 12

общеразвивающего вида”

Формирования межкультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Становление базиса личностной культуры предполагает, что ребенок приобщается к общим, непреходящим человеческим ценностям, к универсальным средствам жизнедеятельности людей. Именно Детство, по мнению В. Т. Кудрявцева, определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Ценность детства заключается в развивающей взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры[2, с. 24]. Таким образом, определяются две ведущие взаимодополняющие задачи, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, — культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий явление инкультурации и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой.

В условиях поляризации проявления индивидуальных особенностей развития, которые, как отмечает вице-президент Российской академии образования Давид Фельдштейн[4], способствуют обострению противоречий процесса социализации ребенка и вызывают круг значимых изменений у современных детей, возрастает роль культуросозидающего образовательного пространства. Дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми. Если ещё 3–4 десятилетия назад ребенок развивался в условиях малого социума — семьи, класса, ближайшего окружения, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного возраста он находится в огромном развернутом социальном, в том числе новом знаниевом пространстве, где его сознание находится под влиянием хаотичного потока информации, идущей прежде всего из средств масс-медиа, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей. Нередко позиции взрослых отличаются чувством отрешенности и беспомощности. В связи с этим преобразуются многие образующие структуры Детства, изменяются отношения между детьми, в том числе заметно усложняются «горизонтальные связи». Дети не умеют понимать себя, других, строить приятельские и дружеские отношения, адаптироваться в изменяющемся мире. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя, увеличение числа детей с эмоциональными проблемами, недостаточная социальная компетентность, неспособность разрешать простейшие конфликты — таков далеко не полный перечень условий, определяющий формирование базиса личностной культуры современного дошкольника.

В ряду факторов, вызывающих кардинальные изменения детей, отмечается адопция[4], отрывающая ребенка от культурных традиций общества и направленная на искусственное включение индивида в какую-либо группу. Отечественные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» — именно этим положением известного исследователя поликультурного воспитания детей Э. К. Сусловой обосновывается актуальность формирования основ межкультурной коммуникации уже у детей дошкольного возраста.

Образовательное учреждение в современной поликультурной ситуации рассматривается, прежде всего, как фундаментальная межкультурная база воспитания и развития детей. Межкультурная компетенция формируется в процессе овладения особым видом коммуникации - межкультурной коммуникацией. Применение адаптивных стратегий в образовательных траекториях личности в ее ценностно-целевых основах связано с актуализацией компетентностной парадигмы дошкольного образования.

Современная межкультурная реальность выступает для детей дошкольного возраста как основа для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта. При этом движущей силой межкультурного развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия со взрослым и детьми различных национальностей, ознакомление с культурой других народов

Процесс социализации в ДОУ основан на традиции. Данный процесс предполагает усвоение индивидом поликультурного опыта и означает наследование, подключение к групповой памяти, дает ему возможность ориентироваться в мире и обеспечивает чувство надежности и стабильности. Следует подчеркнуть, что важным ориентиром при этом является возрастной портрет ребенка дошкольного возраста. Так, к 6-7 годам ребенок представляет собой в известном смысле личность, характерные черты которой - положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и чувство собственного достоинства, открытость внешнему миру, доброжелательность и отзывчивость к переживаниям другого, инициативность и самостоятельность в игре, общении, в решении элементарных социальных и бытовых задач.

В поликультурном воспитании современного дошкольника, основанного на формировании межэтнических отношений между людьми разных национальностей, выступает необходимость приобщения детей к истокам своей культуры. Признание личностью собственной национальной и этнической культуры приводит к высокому уровню национального самосознания и воспитания, к удовлетворенности национальной принадлежностью. Азы формирования основ этнокультуры у дошкольников составляет собственная культура народа, в среде которой они живут. Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей должно проходить в специально организованной педагогом деятельности, в жизни ребенка на уровне культур. На наш взгляд, для успешной реализации работы по формированию межкультурной компетентности у дошкольников необходимо объединение усилий участников педагогического процесса - детей, родителей, педагогов, администрации дошкольного учреждения; создание благоприятных условий, предметно-развивающей среды для раскрытия потенциала дошкольников и квалифицированного педагогического руководства.

Межкультурная составляющая образовательного пространства диктует необходимость моделирования инкультурации как процесса приобретения дошкольниками коллективного опыта общения с чужой культурой. Достичь этого можно, пробудив у детей интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди. Обращаясь к игровым технологиям, представляющих особый необыденный мир «специфически детских видов деятельности» (А. В. Запорожец, мы можем учить их ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного в совершенно другой семейной традиции.

Игровые методики Э. К. Сусловой, система занятий по развитию толерантности (терпимости) у детей старшего дошкольного возраста (разработка Г. К. Уразалиевой) позволяют осуществить переход от пассивного существования к совместному проживанию в мультикультурном обществе через развитие понимания, уважения и диалога между представителями разных культур. На этих занятиях детям предлагается поразмышлять о том, что общего у владельцев домашних животных, обладателей необычных хобби, людей с другим цветом кожи и разрезом глаз, выдающимися талантами, ограниченными возможностями и т. д. Казалось бы, - ничего. Но в ходе обсуждения, напряженного мыслительного поиска выясняется, что общее все-таки есть – это наличие ярких отличий, или, говоря языком взрослых, «инакость». Дети приходят к парадоксальному выводу о том, что общее и различное могут совпадать, хотя совпадение не носит видимого характера. Но если инакость – общая для всех, то ее проявления можно найти у каждого или почти у каждого. Исходя из этого, детям предлагается поискать у самих себя и назвать те черты, которые существенно отличают друг от друга каждого из них. После этого им предлагается самостоятельно выработать свое отношение к такому общему и одновременно различительному человеческому свойству, как инакость. В итоге, оценив инакость как общее свойство и «примерив» его на самого себя, дети приходят к первоначальному осознанию толерантности как общечеловеческой нормы и ценности.

Социальное развитие должно включать формирование межкультурной компетентности. Дошкольнику, чтобы стать воспитанным и образованным, легко адаптирующимся в социуме и коммуникабельным, необходимо помочь овладеть данной компетенцией.

Список литературы

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография [Текст] / Под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной - Спб.: РГПУ имени А. И. Герцена, 2008.-530 с.

2. Кудрявцев, В. Т. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании [Текст]/ В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева, И. Л. Кириллов. М.: МАКС-Пресс, 2005. - 390 с.

3. Развивающее образование - многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы [Текст] / Отв. ред. Л. Е. Курнешова; научн. ред. – проф. В. Т. Кудрявцев. – М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003.-256 с.

4. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: сгрукгурио-содержательные характеристики процесса развития личности [Текст]: избр. тр. / Д. И. Фельдштейн. 2-е изд. - М.: Моск. психол. -социал. инт: Флита, 2004. - 672 с.

Публикации по теме:

Формирование музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста Формирование музыкального вкуса у детей дошкольного возрастаВ культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем.

Формирование навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста Аннотация: Одной из основных задач математического развития детей дошкольного возраста является формирование у них навыков пространственного.

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному.

Формирование произвольности у детей старшего дошкольного возраста Памятка для родителей Формирование произвольности у детей старшего дошкольного возраста При формировании у дошкольников произвольности,.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Консультация «Роль сказки в процессе развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста» Роль сказки в процессе развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Коммуникативную компетентность в дошкольном.

Мульттерапия как средство формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста Сегодня как для педагогов, так и для родителей становится очевидным, что дошкольники все чаще сталкиваются с трудностями в отношениях с.

Формирование родительской компетентности в вопросах воспитания безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста Статья на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Хосиямо Галина Тацуовна. Воспитатель МБДОУ№33 «Дюймовочка» г. Южно-Сахалинск 2016 г.. Краткая аннотация Современные дети живут и развиваются.

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста Актуальность проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности – воспитания культуры поведения, общения и деятельности определяется.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование межкультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 января 2018 в 15:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира»
Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира" Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием игр у детей...
Детский мастер-класс «Корзинка цветов в День матери»
Ежегодно 14 октября в нашей стране отмечается День матери. Этот день утвержден Указом Президента Республики Беларусь в 1996 году. Он был приурочен к...
Конспект занятия по внеурочной деятельности курса «Юным умникам и умницам» в 3 классе
Технологическая карта внеурочного занятия Тема: «В добрый путь! » Курс: развитие познавательных способностей «Юным умникам и умницам» Класс: 3 Направление...