Формирование межкультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Ольга Сухова
Формирование межкультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Формирование межкультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Сухова Ольга Викторовна.

Воспитатель

БДОУ г. Омска

“ Детский сад 12

общеразвивающего вида”

Формирования межкультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Становление базиса личностной культуры предполагает, что ребенок приобщается к общим, непреходящим человеческим ценностям, к универсальным средствам жизнедеятельности людей. Именно Детство, по мнению В. Т. Кудрявцева, определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Ценность детства заключается в развивающей взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры[2, с. 24]. Таким образом, определяются две ведущие взаимодополняющие задачи, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, — культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий явление инкультурации и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой.

В условиях поляризации проявления индивидуальных особенностей развития, которые, как отмечает вице-президент Российской академии образования Давид Фельдштейн[4], способствуют обострению противоречий процесса социализации ребенка и вызывают круг значимых изменений у современных детей, возрастает роль культуросозидающего образовательного пространства. Дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми. Если ещё 3–4 десятилетия назад ребенок развивался в условиях малого социума — семьи, класса, ближайшего окружения, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного возраста он находится в огромном развернутом социальном, в том числе новом знаниевом пространстве, где его сознание находится под влиянием хаотичного потока информации, идущей прежде всего из средств масс-медиа, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей. Нередко позиции взрослых отличаются чувством отрешенности и беспомощности. В связи с этим преобразуются многие образующие структуры Детства, изменяются отношения между детьми, в том числе заметно усложняются «горизонтальные связи». Дети не умеют понимать себя, других, строить приятельские и дружеские отношения, адаптироваться в изменяющемся мире. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя, увеличение числа детей с эмоциональными проблемами, недостаточная социальная компетентность, неспособность разрешать простейшие конфликты — таков далеко не полный перечень условий, определяющий формирование базиса личностной культуры современного дошкольника.

В ряду факторов, вызывающих кардинальные изменения детей, отмечается адопция[4], отрывающая ребенка от культурных традиций общества и направленная на искусственное включение индивида в какую-либо группу. Отечественные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» — именно этим положением известного исследователя поликультурного воспитания детей Э. К. Сусловой обосновывается актуальность формирования основ межкультурной коммуникации уже у детей дошкольного возраста.

Образовательное учреждение в современной поликультурной ситуации рассматривается, прежде всего, как фундаментальная межкультурная база воспитания и развития детей. Межкультурная компетенция формируется в процессе овладения особым видом коммуникации - межкультурной коммуникацией. Применение адаптивных стратегий в образовательных траекториях личности в ее ценностно-целевых основах связано с актуализацией компетентностной парадигмы дошкольного образования.

Современная межкультурная реальность выступает для детей дошкольного возраста как основа для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта. При этом движущей силой межкультурного развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия со взрослым и детьми различных национальностей, ознакомление с культурой других народов

Процесс социализации в ДОУ основан на традиции. Данный процесс предполагает усвоение индивидом поликультурного опыта и означает наследование, подключение к групповой памяти, дает ему возможность ориентироваться в мире и обеспечивает чувство надежности и стабильности. Следует подчеркнуть, что важным ориентиром при этом является возрастной портрет ребенка дошкольного возраста. Так, к 6-7 годам ребенок представляет собой в известном смысле личность, характерные черты которой - положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и чувство собственного достоинства, открытость внешнему миру, доброжелательность и отзывчивость к переживаниям другого, инициативность и самостоятельность в игре, общении, в решении элементарных социальных и бытовых задач.

В поликультурном воспитании современного дошкольника, основанного на формировании межэтнических отношений между людьми разных национальностей, выступает необходимость приобщения детей к истокам своей культуры. Признание личностью собственной национальной и этнической культуры приводит к высокому уровню национального самосознания и воспитания, к удовлетворенности национальной принадлежностью. Азы формирования основ этнокультуры у дошкольников составляет собственная культура народа, в среде которой они живут. Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей должно проходить в специально организованной педагогом деятельности, в жизни ребенка на уровне культур. На наш взгляд, для успешной реализации работы по формированию межкультурной компетентности у дошкольников необходимо объединение усилий участников педагогического процесса - детей, родителей, педагогов, администрации дошкольного учреждения; создание благоприятных условий, предметно-развивающей среды для раскрытия потенциала дошкольников и квалифицированного педагогического руководства.

Межкультурная составляющая образовательного пространства диктует необходимость моделирования инкультурации как процесса приобретения дошкольниками коллективного опыта общения с чужой культурой. Достичь этого можно, пробудив у детей интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди. Обращаясь к игровым технологиям, представляющих особый необыденный мир «специфически детских видов деятельности» (А. В. Запорожец, мы можем учить их ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного в совершенно другой семейной традиции.

Игровые методики Э. К. Сусловой, система занятий по развитию толерантности (терпимости) у детей старшего дошкольного возраста (разработка Г. К. Уразалиевой) позволяют осуществить переход от пассивного существования к совместному проживанию в мультикультурном обществе через развитие понимания, уважения и диалога между представителями разных культур. На этих занятиях детям предлагается поразмышлять о том, что общего у владельцев домашних животных, обладателей необычных хобби, людей с другим цветом кожи и разрезом глаз, выдающимися талантами, ограниченными возможностями и т. д. Казалось бы, - ничего. Но в ходе обсуждения, напряженного мыслительного поиска выясняется, что общее все-таки есть – это наличие ярких отличий, или, говоря языком взрослых, «инакость». Дети приходят к парадоксальному выводу о том, что общее и различное могут совпадать, хотя совпадение не носит видимого характера. Но если инакость – общая для всех, то ее проявления можно найти у каждого или почти у каждого. Исходя из этого, детям предлагается поискать у самих себя и назвать те черты, которые существенно отличают друг от друга каждого из них. После этого им предлагается самостоятельно выработать свое отношение к такому общему и одновременно различительному человеческому свойству, как инакость. В итоге, оценив инакость как общее свойство и «примерив» его на самого себя, дети приходят к первоначальному осознанию толерантности как общечеловеческой нормы и ценности.

Социальное развитие должно включать формирование межкультурной компетентности. Дошкольнику, чтобы стать воспитанным и образованным, легко адаптирующимся в социуме и коммуникабельным, необходимо помочь овладеть данной компетенцией.

Список литературы

1. Компетентностныйподход в педагогическом образовании: коллективная монография [Текст] / Под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной - Спб.: РГПУ имени А. И. Герцена, 2008.-530 с.

2. Кудрявцев, В. Т. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании [Текст]/ В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева, И. Л. Кириллов. М.: МАКС-Пресс, 2005. - 390 с.

3. Развивающее образование - многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы [Текст] / Отв. ред. Л. Е. Курнешова; научн. ред. – проф. В. Т. Кудрявцев. – М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003.-256 с.

4. Фельдштейн, Д. И.Психология взросления: сгрукгурио-содержательные характеристики процесса развития личности [Текст]: избр. тр. / Д. И. Фельдштейн. 2-е изд. - М.: Моск. психол. -социал.инт : Флита, 2004. - 672 с.

Публикации по теме:

Формирование музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста Формирование музыкального вкуса у детей дошкольного возрастаВ культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем.

Формирование навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста Аннотация: Одной из основных задач математического развития детей дошкольного возраста является формирование у них навыков пространственного.

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному.

Формирование произвольности у детей старшего дошкольного возраста Памятка для родителей Формирование произвольности у детей старшего дошкольного возраста При формировании у дошкольников произвольности,.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Консультация «Роль сказки в процессе развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста» Роль сказки в процессе развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Коммуникативную компетентность в дошкольном.

Мульттерапия как средство формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста Сегодня как для педагогов, так и для родителей становится очевидным, что дошкольники все чаще сталкиваются с трудностями в отношениях с.

Формирование родительской компетентности в вопросах воспитания безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста Статья на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Хосиямо Галина Тацуовна. Воспитатель МБДОУ№33 «Дюймовочка» г. Южно-Сахалинск 2016 г.. Краткая аннотация Современные дети живут и развиваются.

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста Актуальность проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности – воспитания культуры поведения, общения и деятельности определяется.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование межкультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 января 2018 в 15:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 октября. День тренера

Свой профессиональный праздник сегодня отмечают спортивные наставники. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы увлечь ребенка спортивной темой и стать для него первым тренером.

30 октября. День подготовки зверей к зиме на МААМ

Зима уже не за горами, дни уменьшаются, а на улице холодает. Пора рассказать ребятам о том, какие изменения в природе происходят в это время года, как готовятся к зиме дикие животные. Предлагаем посвятить...

Мастер-класс по аппликации из цветной бархатной бумаги «Ветка рябины» с элементами...
Мастер-класс по аппликации из цветной бархатной бумаги «Ветка рябины» с элементами рисования Аппликации из цветной бумаги – творческий процесс, благодаря...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Российский флаг»
Конспект НОД по художественному творчеству ( рисование ладошками) в старшей группе на тему «Российский флаг Цель: учить детей создавать изображение...
Фотоотчет о празднике «Прогулка в осенний лес» в младшей группе
Праздник проходил в групповой комнате, заранее украсили ширму для кукольного театра, на ковре разложили листочки и грибочки, с которыми дети будут...