Лучший педагог года

Формирование навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста

Екатерина Сорокина
Формирование навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: Одной из основных задач математического развития детей дошкольного возраста является формирование у них навыков пространственного ориентирования. В статье большое внимание уделяется развитию ориентировки детей на листе бумаги, рассмотрены методические приемы и упражнения, которые дают детям возможность усвоить пространственные отношения, и способствуют формированию переносить знания в естественную жизнь.

Публикация «Формирование навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: пространственное ориентирование, упражнения, дошкольник, методический прием, математическое развитие.

Формирование у детей представлений о пространственных отношениях, умений ориентироваться в пространстве, ознакомление их с пространственным ориентированием – одна из основных задач математического развития детей дошкольного возраста.

Организуя занятия по данной теме можно употреблять разного рода приемы обучения ориентировке в пространстве : наблюдения; пояснения; рассказ; беседа; расположение предметов относительно друг друга; графическое и словесное обозначение направлений; ориентировка в пространстве; дидактические игры; упражнения; подвижные игры; рассмотрение дидактических картинок и описание расположения предметов на них; сочинение по сюжетной картинке рассказа; сравнение парных картинок с одинаковыми предметами, находящихся в различных пространственных положениях, описание местонахождения игрушек в комнате; прятки и поиск игрушек по инструкции; ориентировка на плоскости; вопросы детям; показ образца.

Следует отметить необходимость формирования навыков пространственного ориентирования для готовности дошкольников к обучению в школе. Ориентировка в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть на листе бумаги расположение знаков – специфические требования, которые предъявляются первокласснику в процессе учебной деятельности. Без таких умений как, ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных отношений, расстояний и направлений детям невозможно усвоить программу детского сада. Недостаточный уровень развития этих умений проявляется на уроках чтения, письма, математики, физкультуры, труда и рисования.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте просто необходимо обратить большое внимание на развитие ориентировки детей на листе бумаги. Это дается ребенку не сразу. Большинство детей оказываются плохо подготовленными к школе: они не знают, где у листа бумаги низ, где вверх. Поэтому необходимо упражнять детей на занятиях. Сначала нужно объяснить значение выражений посередине, в центре, слева, справа, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне слева, по боковой стороне справа, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др., далее для закрепления этих знаний, предложить детям ряд заданий.

К одним из более эффективных приемов относится «зрительный диктант». На первом этапе дети рассматривают заготовленную композицию орнамента, далее проанализировав его, воспроизводят по памяти, пользуясь заготовленными за ранее геометрическими фигурами. Возможен другой вариант: дети под диктовку воспитателя создают орнамент. Педагог указывает, какие именно фигуры и где их следует разместить, но не показывает. К примеру, разместить круг, в центре листа бумаги, вокруг положить шесть треугольников (острым углом к кругу, между треугольниками разместить маленькие квадратики, а над треугольниками – круги; в правом верхнем и нижнем углу разложить квадраты, соединив их прямой линией между собой.

На таких занятиях дети самостоятельно могут создать орнаменты из заготовленных геометрических фигур, а после рассказать, сколько и какие фигуры они брали и как разместили их.

Дети, под диктовку воспитателя, на листе бумаги проводят прямые линии, насчитывая нужное количество клеток в указанном направлении. Если ребенок все сделал без ошибок, то у него должен получится рисунок или узор.

На листе бумаги размещаем цифры. К примеру, в центре листа ложем цифру 5, справа от нее – 6, а слева – 4; над цифрой 5 (сверху) положить – 2, справа от нее – 3, а слева – 1; под цифрой 5 (внизу) надо положить – 8, справа от нее – 9, слева от цифры 8 – 7. Цифры получились по порядку в три строки. Педагог, начиная с первой строки, предлагает назвать их «читая» слева направо.

Подобно таким упражнениям, проводятся игровые упражнения по выкладыванию лучинок, которые требуют не менее сложных ориентировок и дидактическая игра «Полет в космосе», в процессе которой по листу бумаги темного цвета (космос) ребенок передвигает квадратик (космический корабль) по указанному направлению (маршруту космического корабля) : из середины (центра) в правый верхний угол, затем в левый нижний и т. д.

Пользуясь специально подобранным иллюстративным материалом и приемом «вхождения в картину», детям необходимо предлагать не только перечислить предметы, изображенные на ней, но и постепенно меняя точку зрения наблюдателя, определить их пространственное расположение.

Наиболее трудные задания связанны с «чтением» графических изображений пространственных отношений и их моделированием в виде рисунка, чертежа, плана, схемы и т. д. Такого рода упражнения выполняются на занятиях и в повседневной жизни в форме игры. К примеру: обставить зайчику комнату как на картинке, разведчикам, воспользовавшись картой, найти спрятанную игрушку, путешествие на игрушечном поезде по строго указанному маршруту и т. д. Дети усваивают, для обозначения предметов (геометрических фигур, условные знаки пространственных направлений (линии, стрелки) и т. д. После использования готовых схем можно постепенно переходить к самостоятельному их составлению. При этом схематическое изображение сопоставляется с реальной пространственной ситуацией. Анализируя ее, ребенок произвольно трансформирует трехмерное пространство в двухмерное. На основе словесного описания, пользуясь предметными и пространственными ориентирами, вместе с детьми можно составлять планы-схемы пути из детского сада домой, в школу, в ближайший магазин и т. д. Фактически проделывая путь, в план-схему внося уточнения, дополнения и т. д.

Приведем примеры упражнений по ориентировке на листе бумаги.

1. Найди маленький квадратик, изображенный в левой части листа, раскрась его красным карандашом. Найди самый большой квадрат, среди нарисованных на правой боковой стороне листа. Разукрась его синим карандашом. Соедини квадраты желтой линией.

2. В верхней части листа нарисуй круг, а в нижней квадрат.

3. Положи на лист красный треугольник, сверху положи зеленый.

Рассмотрим моделирование сказочных историй в процессе формирования навыков пространственного ориентирования у дошкольников. Каждому ребенку дается домик, вырезанный из картона, и листок бумаги.

Педагог говорит: «Ребята, смотрите у нас есть домик, но он не простой, а сказочный. В нем будут учиться лесные зверята. Такой домик есть у каждого из вас. Слушайте внимательно, сейчас я расскажу вам сказку. Ваша задача поставить домик именно в то место, о котором вы услышите в сказке.

В густом, дремучем лесу живут зверята. У них есть маленькие детки. И решили, как то зверята, построить для своих деток лесную школу. Собрались они все вместе на опушке леса и стали раздумывать, в каком же им месте ее построить.

Лев сказал, что ее нужно построить в левом нижнем углу. Волк предложил, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса утверждала всем, чтобы построить школу в верхнем левом углу, около своей норки. Но тут в разговор вмешалась белочка, сказав: «Школу нужно построить на поляне»Звери прислушались к совету белочки и решили построить школу посередине леса на «лесной поляне».

Приведем примеры заданий на осуществление графического воспроизведения направлений:

1. Нам даны четыре точки, нужно поставить знак «+» от первой точки сверху, от второй – снизу, от третьей – справа, от четвертой – слева.

2. Нам даны четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении: 1 – вверх, 2 – влево, 3 – вниз, 4 – вправо.

3. Нам даны четыре точки, из которых можно составить квадрат

а) Мысленно составить из данных нам точек квадрат, обозначить карандашом правую верхнюю точку, далее правую нижнюю точку, затем соединить их стрелкой в направлении сверху вниз.

Далее надо выделить левую верхнюю точку и соединить ее с левой верхней точкой, стрелкой, в направлении снизу вверх.

б) У квадрата выделить правую верхнюю точку, после левую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо.

Точно также соединить нижние точки в направлении справа налево.

Для усвоения предлогов, имеющих пространственное значение можно предложить упражнение: «Выполнить различные действия по инструкции и ответить на вопросы».

- Положите ручку на тетрадку. Где лежит ручка?

- Возьмите ручку. Откуда вы взяли ручку?

- Положите ручку в тетрадь. Где она сейчас?

- Возьмите ее. Откуда теперь вы взяли ручку?

- Спрячьте ручку под тетрадь. Где она?

- Выньте ручку. Откуда вы ее вынули?»

К упражнениям на формирование навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста, также относятся упражнения, связанные с рисованием и конструированием:

1. Используя нарисованные или готовые геометрические фигуры, заданным образом нужно разместить их на листе бумаги.

2. Нарисовать фигуры по точкам, при этом имея образец рисунка, выполненный по точкам.

4. Обвести шаблон, трафарет, обвести контуры по тонкой линии, по штриховке, по точкам, закрасить и заштриховать рисунок по различным линиям.

Таким образом, выбранные педагогом упражнения, приёмы и методы, дают детям возможность усвоить пространственные отношения и формируют способность переносить знания в естественную жизнь. Следовательно, умение ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, направлений делает речь ребенка более точной, конкретной, грамматически правильной. Именно благодаря тому, что ребенок овладевает навыками пространственных отношений, перед ним раскрываются содержательные связи между предметами и явлениями – причинные, целевые, наследственные. От простейшего познания и словесного обозначения пространственных отношений дети постепенно переходят к самостоятельному отображению этих отношений в реальных ситуациях.

Публикации по теме:

Дидактические игры на формирование у детей навыков пространственного мышления и ориентирования Игра «Подбери нужную стрелку и её цвет» Цель: формирование у детей навыков пространственного мышления и ориентирования. Ход игры: Воспитатель:.

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Одну из основных задач, которую на сегодняшний день пытаются решить коррекционные педагоги – это оптимизация коррекционно-развивающей работы.

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №83 «Светлячок» общеразвивающего вида ПРОЕКТ "Формирование.

Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста. «Везде, где есть жизнь, есть и опасность» Эмерсон Безопасность.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование пространственного ориентирования дошкольников с нарушением интеллекта Детей с нарушением интеллекта необходимо научить ориентироваться в пространстве, т. к. адекватное восприятие пространственных свойств предметов.

Формирование навыков художественного творчества у детей дошкольного возраста 1. Актуальность и новизна опыта. «Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет.

Формирование певческих навыков детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых методов и приёмов Актуальность опыта Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги.

Опыт работы «ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста посредством плоскостного и пространственного моделирования» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №8» города Сим Ашинского района Челябинской.

Проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге» Автор проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 сентября 2017 в 09:22
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД