Папки-передвижки

Формирования навыка самоконтроля над произношением у дошкольников

Журавлева Анна
Формирования навыка самоконтроля над произношением у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование контроля и самоконтроля проходит на всех этапах работы над произношением (подготовительном, постановки звука, его закрепления и автоматизации, дифференциации). В зависимости от этапа «контрольный аппарат» постепенно сужается:

— от внешнего контроля со стороны педагога до формирования потребности в самоконтроле и во взаимоконтроле;

— от развернутого, пошагового контроля до свернутого;

— от систематических контрольных действий до периодических, а затем, при автоматизации навыков, до эпизодических;

Публикация «Формирования навыка самоконтроля над произношением у дошкольников» размещена в разделах

— от полимодального (слухо-зрительно-кинестетического, тактильно-вибрационного, двигательного) на начальном этапе до слухо-кинестетического самоконтроля (с преобладанием слухового или кинестетического компонента, в зависимости от степени снижения слуха, характера нарушений произносительной стороны речи) на этапе закрепления.

Для формирования самоконтроля произношения необходимо соблюдение ряда условий.

• Усвоение произносительных умений и навыков на основе полисенсорного восприятия элементов устной речи, сравнение собственного произношения с образцом.

• Существование внешнего контроля со стороны педагога и технических средств обучения как основы формирования и развития самоконтроля.

• Знание учащимися различных способов самоконтроля, умение применять их.

• Развитие слухового восприятия с умением оценить произношение, т. е. осуществление самоконтроля и взаимоконтроля на основе слуховых образов.

• Соблюдение единого речевого режима (как на индивидуальных и фронтальных занятиях, так в свободной деятельности).

Развитие навыков самоконтроля осуществляется с применением традиционной методики формирования произношения, которая предусматривает два направления: освоение правильного произношения и развитие слухового восприятия.

Стадии формирования самоконтроля

Условно выделены три стадии формирования самоконтроля произношения в процессе коррекционно-педагогической работы: подготовительная, основная, завершающая.

Подготовительная стадия

Подготовительная стадия состоит из одного этапа.

В отличие от традиционной методики на подготовительной стадии коррекционной работы необходимо:

— познакомить воспитанников с основными анализаторами, принимающими участие в процессе восприятия и воспроизведения устной речи, основными приемами самоконтроля (с опорой на различные анализаторы);

— познакомить со строением артикуляционного аппарата, названием органов артикуляции, принимающих участие в речеобразовании;

— уточнить движения органов артикуляционного аппарата, их положения с максимальным привлечением кинестетических ощущений и наглядного материала;

— сообщить необходимые сведения об общих и дифференциальных признаках фонем (артикуляторных и акустических) и научить применять эти знания на основной стадии коррекционной работы;

— научить приемам вербализации своих действий при усвоении артикуляционных укладов.

На занятиях используются приемы, активизирующие действия учащихся на основе вырабатываемых у них умений и навыков слышать, видеть, ощущать, вербализовывать и контролировать воспроизводимые ими положения органов артикуляции. Начальные действия с опорой на полимодальный контроль постепенно переводятся на контроль при помощи слухо-кинестетических ощущений с дальнейшей их автоматизацией.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок усвоил названия органов артикуляции и их частей. Для наглядности применяются муляжи, графические профили нормативной артикуляции, система условных знаков-символов, характеризующая основные моменты артикуляции и обозначающая физиологический образ звука.

Коррекционно-педагогическая работа начинается с формирования у детей обобщенных представлений об основных признаках звука — месте и способе образования.

Необходимо, чтобы они узнали о том, какими органами артикуляции, в каком месте на пути струи выдыхаемого воздуха создается преграда, каков механизм ее образования, научились образовывать эту преграду.

Для этого используются следующие приемы:

— ознакомление с понятиями о способах и месте образования звуков; называние и показ положений органов артикуляционного аппарата, участвующих в их образовании; воспроизведение этих положений. При этом целесообразно сначала формировать знания о способах образования звуков (смычный, щелевой и др., а затем — о месте образования;

— определение способа и места образования конкретных звуков на основе ощущений, возникающих при их произнесении, и называние задействованных органов артикуляционного аппарата;

— дифференциация правильно произносимых звуков по месту и способу образования на основе возникающих ощущений;

— дифференциация правильного и неправильного положения речевых органов при условии осознанного воспроизведения верной (новой) артикуляции, обеспеченной надежными средствами самоконтроля;

— нахождение на профилях звуков и их сравнение (на основе общих и дифференциальных признаков);

— словесное описание артикуляции с опорой на графическую схему звука, составленную на основе условных знаков-символов.

Основная стадия

Основная стадия работы состоит из трех этапов.

1. Этап постановки звука. Здесь широко используются знания детей, сформированные на подготовительной стадии: о строении артикуляционного аппарата, об общих и дифференциальных признаках фонем, воспроизведении правильной артикуляции звука и др.

Умение воспроизводить положения органов артикуляционного аппарата позволяет более эффективно овладеть правильной артикуляцией звука (на основе как кинестетических, так и слуховых ощущений, а также с при-влечением зрительного анализатора и тактильно-вибрационной чувствительности). Иначе говоря, использование словесных инструкций, кинестетического и слухового контроля приобретают ведущее значение при уточнении артикуляции или коррекции звукопроизношения,

2. Этап закрепления и автоматизации. Эта работа начинается с включения новой артикуляции в слог, слово, без длительного закрепления ее изолированного произношения. Слоги отрабатываются по традиционной методике (с учетом фонетически оптимальной позиции). При произнесении слогов и слов внимание ребенка особо акцентируется на приемах самоконтроля.

3. Этап дифференциации. Здесь работа базируется на усвоенном материале. Проводится дифференциация звуков как по артикуляторным, так и по акустическим характеристикам: выделяется дифференцируемая пара и уточняются опорные признаки при проговаривании слогов, слов, словосочетаний с ней.

Работа на основной стадии строится с учетом широкого применения знаний, умений и навыков, полученных на предшествующих занятиях. Проведенная подготовка позволяет сформировать и/или скорректировать произношение в основном с использованием словесных инструкций, системы условных знаков-символов основных моментов артикуляции на основе полимодального контроля. В дальнейшем на основе кинестетических ощущений дети сами называют основные моменты артикуляции звука. В период автоматизации целесообразно продолжать закреплять знания о способе и месте образования корригируемого звука, что способствует умению правильно воспроизводить и контролировать новые положения органов артикуляционного аппарата.

Завершающая стадия

На завершающей стадии работы приобретенные навыки закрепляются в условиях естественной коммуникации (на фронтальных занятиях, в игре, в повседневном общении и т. д.). Здесь значимая роль принадлежит не только педагогу, но и окружающим ребенка людям: воспитателям, родителям, которые посредством внешнего контроля вводят приобретенные навыки в самостоятельную речь.

Публикации по теме:

«Взаимодействие с семьей для формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» Цель проекта: Формирование.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Дидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотностиДидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотности Лишь на первый взгляд, слова "дошкольник" и "финансы" кажутся очень далеки друг от друга. Но уже в дошкольном возрасте ребенку можно и нужно.

Картотека игр на развитие произвольности и самоконтроля. Часть 1 Не секрет, что в наше время произвольность детей (умение управлять собой, следовать правилам) находится на довольно низком уровне. Дети плохо.

Картотека игр для развития произвольности и самоконтроля. Часть 2 Кто первый прыгнет в круг? С помощью ленты или веревочки на полу выкладывается большой круг. Дети стоят по внешнему краю круга. Взрослый:.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток»Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Работа над произношением в лингвистическом кружке «Happy English»Работа над произношением в лингвистическом кружке «Happy English» Лингвистический кружок детского сада "Парус" посещают дети старших и подготовительных групп (5-7 лет). При обучении английскому языку на.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирования навыка самоконтроля над произношением у дошкольников
Опубликовано: 25 октября 2021 в 13:39
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирования навыка самоконтроля над произношением у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Журавлева Анна (УИ 867211) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД