МААМ-картинки

Формирования произвольной регуляции познавательной деятельности у детей 6–7 лет

Арина Назарова
Формирования произвольной регуляции познавательной деятельности у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Современная школа требует от ребенка не только определенного уровня развития произвольности поведения и умения сознательно подчинять свои действия заданному правилу, действовать по образцу и словесной инструкции взрослого, но и умение детей самостоятельно организовывать, реализовывать и контролировать собственную активность.

В становлении ребенка как субъекта деятельности, в том числе учебной как ведущий на этапе начального обучения в школе, процессу регуляции принадлежит немаловажная роль.

Публикация «Формирования произвольной регуляции познавательной деятельности у детей 6–7 лет» размещена в разделах

Н. А. Менчинская подчеркивает, что обучающийся – это не только объект, но и субъект обучения, и он должен овладеть собственной психической деятельностью как в ходе приобретения, так и применения полученных знаний, иными словами, должен обеспечивать регуляцию в ходе учения. Среди многих закономерностей процесса учения следует выделить ведущую – переход от неосознанных, неуправляемых форм деятельности к осознанным, управляемым, предусматривающим не только управление извне, но и саморегуляцию».

…Продуктивная мыслительная деятельность (которая, как известно, и обеспечивает успешное освоение образовательной программы) обязательно предполагает в качестве необходимого составного компонента самоконтроль, проявляющийся в ходе решения поставленной учебной задачи и после получения объективного результата (самопроверка в различных формах).

Способность к саморегуляции является важным компонентом поисково-познавательной деятельности. В дошкольном возрасте познавательная потребность проявляется как стремление к внешним впечатлениями и новизна объектов, окружающих ребенка, является ведущим фактором привлечения внимания.

Самоконтролю как необходимому элементу учебной деятельности, придается большое значение.

Характеризуя действие контроля, Д. Б. Эльконин указывает, что оно состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата через предварительный образ и считает, что именно оно характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.

В отечественной детской психологии предпринят ряд исследований, в которых рассматриваются проблемы общих возможностей дошкольников к произвольной регуляции психических процессов и поведения.

Преобладающая часть исследований связана с изучением у дошкольников специфики проявления и функционирования тех или иных психических процессов (памяти, внимания). Широко известные данные, полученные З. М. Истоминой относительно характера произвольного запоминания у детей 3 – 7 лет. Было установлено, что уже в возрасте 4 – 5 лет дети способны принять поставленную извне мнемическую задачу и даже использовать элементарные способы запоминания и припоминания.

Необходимость формирования способности к саморегуляции в познавательной деятельности поведении уже в дошкольном детстве не вызывает сомнений, так как она является существенным моментом в общей психологической готовности ребенка к обучению в школе. Важность этого направления воспитательно-образовательной работы в детском учреждении подчеркивается многими авторами, в частности, Л. И. Божович, Д. Б. Элькониным и А. Л. Венгером, Н. Н. Поддьяковым, А. П. Усовой и др. К примеру, А. П. Усова указывает, что в отсутствие целенаправленного обучения, учебная деятельность не формируется, т. е. у детей обнаруживается своебразная «необучаемость», которая выражается в полной или частичной неспособности следовать указаниям взрослого, осуществлять самоконтроль по уходу деятельности, достигать нужного результата.

У. В. Ульенкова и вовсе включает относительно устойчивые и привычные способы самоконтроля в сфере саморегуляции старших дошкольников в специфическую структуру общей обучаемости. Эти характеристики в совокупности с качественными особенностями собственно мышления и положительным эмоциональным отношением к интеллектуальной деятельности, входящим в состав обучаемости, можно считать относительно устойчивыми характеристиками внутренних условий формирования самоуправляемой интеллектуальной деятельности, несущими в себе определенные возможности для полноценного умственного развития и являющимися предпосылками к становлению субъектной позиции в учебной деятельности.

Поисково-познавательная деятельность играет важную роль в овладении ребенком способами практического взаимодействия с окружающей средой, развивает собственный познавательный опыт ребенка, инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, диалектическое мышление.

Способность к саморегуляции является важным компонентом поисково-познавательной деятельности. В дошкольном возрасте познавательная потребность проявляется как стремление к внешним впечатлениями и новизна объектов, окружающих ребенка, является ведущим фактором привлечения внимания.

Специфика познавательных процессов ребенка на разных возрастных этапах в значительной степени определяется постепенным и гетерохронным созреванием нейрофизиологических механизмов избирательной произвольной регуляции деятельности. Поэтому организация педагогического процесса, выбор методов и средств обучения детей должны учитывать основные закономерности развития мозга, так как любые воздействия, включая педагогические, опосредуются функциональными возможностями и дают выраженный развивающий эффект только в случае их адекватности психофизиологическим возможностям ребенка.

Публикации по теме:

Дидактические игры — основа познавательной деятельности детей дошкольного возраста Е. П. Дектярева воспитатель старшая группа г. Ш у д/с «Карлыгаш» Проблема эмоционального развития ребенка 5-6 летнего возраста на протяжении.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами исследовательской деятельности Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

«Развитие познавательной деятельности у детей в процессе детского экспериментирования»«Развитие познавательной деятельности у детей в процессе детского экспериментирования» Конспект НОД по познавательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Развитие познавательной деятельности у детей в процессе детского.

Проект «Интегрированные творческие проекты — средство формирования познавательной активности старших дошкольников» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил. Чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Использование игр в развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Легкость,.

Конспект по познавательной деятельности «Ознакомление детей с транспортом» (Трамваем). Старшая группа Цель:Расширять знания детей об особенностям пассажирского транспорта, познакомить детей с трамваем,воспитывать уважения к людям разных профессий.

Конспект занятия по познавательной деятельности для детей старшей группы «Сказочный сундучок» Конспект занятия по познавательной деятельности для детей старшей группы. Тема: «Сказочный сундучок» Подготовила и провела воспитатель 1.

Психологические особенности и оптимизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Психологические особенности и оптимизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Игра – основной вид познавательной деятельности.

Игры с модулями, как средство коррекции познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью Обучающие игры с дидактическими модулями, как средство коррекции познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Экспериментирование-метод формирования познавательной активности у детей раннего возрастаЭкспериментирование-метод формирования познавательной активности у детей раннего возраста Известно, что уже в раннем младенчестве, видя яркий предмет, слыша мелодию, пение, громкую речь, ребёнок начинает проявлять «интерес» к.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирования произвольной регуляции познавательной деятельности у детей 6–7 лет
Опубликовано: 13 марта 2017 в 15:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирования произвольной регуляции познавательной деятельности у детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Арина Назарова (УИ 527095) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД