Арина Назарова
Формирования произвольной регуляции познавательной деятельности у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Современная школа требует от ребенка не только определенного уровня развития произвольности поведения и умения сознательно подчинять свои действия заданному правилу, действовать по образцу и словесной инструкции взрослого, но и умение детей самостоятельно организовывать, реализовывать и контролировать собственную активность.
В становлении ребенка как субъекта деятельности, в том числе учебной как ведущий на этапе начального обучения в школе, процессу регуляции принадлежит немаловажная роль.
Публикация «Формирования произвольной регуляции познавательной деятельности у детей 6–7 лет» размещена в разделах
Н. А. Менчинская подчеркивает, что обучающийся – это не только объект, но и субъект обучения, и он должен овладеть собственной психической деятельностью как в ходе приобретения, так и применения полученных знаний, иными словами, должен обеспечивать регуляцию в ходе учения. Среди многих закономерностей процесса учения следует выделить ведущую – переход от неосознанных, неуправляемых форм деятельности к осознанным, управляемым, предусматривающим не только управление извне, но и саморегуляцию».
…Продуктивная мыслительная деятельность (которая, как известно, и обеспечивает успешное освоение образовательной программы) обязательно предполагает в качестве необходимого составного компонента самоконтроль, проявляющийся в ходе решения поставленной учебной задачи и после получения объективного результата (самопроверка в различных формах).
Способность к саморегуляции является важным компонентом поисково-познавательной деятельности. В дошкольном возрасте познавательная потребность проявляется как стремление к внешним впечатлениями и новизна объектов, окружающих ребенка, является ведущим фактором привлечения внимания.
Самоконтролю как необходимому элементу учебной деятельности, придается большое значение.
Характеризуя действие контроля, Д. Б. Эльконин указывает, что оно состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата через предварительный образ и считает, что именно оно характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.
В отечественной детской психологии предпринят ряд исследований, в которых рассматриваются проблемы общих возможностей дошкольников к произвольной регуляции психических процессов и поведения.
Преобладающая часть исследований связана с изучением у дошкольников специфики проявления и функционирования тех или иных психических процессов (памяти, внимания). Широко известные данные, полученные З. М. Истоминой относительно характера произвольного запоминания у детей 3 – 7 лет. Было установлено, что уже в возрасте 4 – 5 лет дети способны принять поставленную извне мнемическую задачу и даже использовать элементарные способы запоминания и припоминания.
Необходимость формирования способности к саморегуляции в познавательной деятельности поведении уже в дошкольном детстве не вызывает сомнений, так как она является существенным моментом в общей психологической готовности ребенка к обучению в школе. Важность этого направления воспитательно-образовательной работы в детском учреждении подчеркивается многими авторами, в частности, Л. И. Божович, Д. Б. Элькониным и А. Л. Венгером, Н. Н. Поддьяковым, А. П. Усовой и др. К примеру, А. П. Усова указывает, что в отсутствие целенаправленного обучения, учебная деятельность не формируется, т. е. у детей обнаруживается своебразная «необучаемость», которая выражается в полной или частичной неспособности следовать указаниям взрослого, осуществлять самоконтроль по уходу деятельности, достигать нужного результата.
У. В. Ульенкова и вовсе включает относительно устойчивые и привычные способы самоконтроля в сфере саморегуляции старших дошкольников в специфическую структуру общей обучаемости. Эти характеристики в совокупности с качественными особенностями собственно мышления и положительным эмоциональным отношением к интеллектуальной деятельности, входящим в состав обучаемости, можно считать относительно устойчивыми характеристиками внутренних условий формирования самоуправляемой интеллектуальной деятельности, несущими в себе определенные возможности для полноценного умственного развития и являющимися предпосылками к становлению субъектной позиции в учебной деятельности.
Поисково-познавательная деятельность играет важную роль в овладении ребенком способами практического взаимодействия с окружающей средой, развивает собственный познавательный опыт ребенка, инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, диалектическое мышление.
Способность к саморегуляции является важным компонентом поисково-познавательной деятельности. В дошкольном возрасте познавательная потребность проявляется как стремление к внешним впечатлениями и новизна объектов, окружающих ребенка, является ведущим фактором привлечения внимания.
Специфика познавательных процессов ребенка на разных возрастных этапах в значительной степени определяется постепенным и гетерохронным созреванием нейрофизиологических механизмов избирательной произвольной регуляции деятельности. Поэтому организация педагогического процесса, выбор методов и средств обучения детей должны учитывать основные закономерности развития мозга, так как любые воздействия, включая педагогические, опосредуются функциональными возможностями и дают выраженный развивающий эффект только в случае их адекватности психофизиологическим возможностям ребенка.