Приложение МААМ

Формы и методы работы дошкольного учреждения в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с профессией железнодорожника

Елена Разгуляева
Формы и методы работы дошкольного учреждения в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с профессией железнодорожника
▼ Скачать + Заказать документы

«Формы и методы работы дошкольного учреждения в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями железнодорожников

Обобщение опыта работы НДОУ «Детский сад №139 ОАО «РЖД»

Разгуляева Елена Александровна

Заведующий НДОУ «Детский сад №139» ОАО «РЖД»

Г. Пермь

На золотом крыльце сидели царь, царевич,

король, королевич, сапожник, портной,

-кто ты будешь такой…

Публикация «Формы и методы работы дошкольного учреждения в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с профессией железнодорожника» размещена в разделах

Всем известна эта детская считалка. У считалки продолжение простое: выбирай любое звание и продолжай игру. В жизни все не так просто. Правильно выбранная профессия-это и личная удовлетворенность, и польза обществу. Хорошо когда такой выбор сделан. А если нет? Если мучительно трудно ответить на вопрос: кем быть? Машинистом - как папа или поваром - как мама, а если нравится конструировать?

Мальчика с детского сада привлекает компьютер, а мама волнуется: можно ли посвятить этому делу всю жизнь – ведь у сына проблемы со зрением. Кто поможет найти то единственно правильное решение, что станет смыслом жизни? Кто наставит на путь истинный? С какого возраста и как вести работу по выбору будущей профессии?

Давно затихли споры о том, что детей следует ориентировать на определенную профессию еще со школьных лет. Жизнь показала: в школе поздно прививать любовь к труду. Еще до школы - в детском саду - необходимо разглядеть в ребенке склонность к тому или иному делу, к профессии.

Известный детский психолог Д. Селли писал, что, если бы его попросили изобразить ребенка в его типичном состоянии, он бы нарисовал мальчика с широко раскрытыми глазами, жадно рассматривающего какое-нибудь чудо или слушающего интересный рассказ взрослого об окружающем мире. Именно таким представляется ребенок и нам. Мы уверены, что такой ребенок подготовлен к тому, что мы называем ранней профориентацией.

Да вы повнимательнее присмотритесь к ребенку - дошкольнику : как он умеет вычленять характерные свойства предметов, их отличие друг от друга, сколько наблюдательности, смекалки в детских вопросах. Ученые подметили, что внимание детей старшего дошкольного возраста привлекает сам человек, его деятельность. И что характерно, в облике человека, в одежде, в его поведении ребенок замечает детали. А это так важно для формирования первоначальных профориентационных навыков.

Задумайтесь, в какие игры играют пяти-семилетние дети (и даже самые маленькие? «Школа», «Магазин», «Парикмахерская». Какие игрушки они предпочитают? Вертолет, луноход, строительный материал, «Архитектор», «Железная дорога» и т. п. Но это ведь и есть профориентация. А возьмите развитие мотивационной сферы старших дошкольников – в этом возрасте они проявляют удивительный интерес к миру взрослых. А это ли не база для профессиональной ориентации? Мы убеждены, что эту работу надо начинать с детского сада. Память, мышление, воображение, внимание уже созданы для этого.

«Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой- то новый цикл обучения, недоступный для него до этого»-

пророчески говорил Л. С. Выготский. На наш взгляд, профориентация с детского сада не фантастика, а реальность.

Наш коллектив, работая над проблемой ознакомления детей с малой Родиной, формируя представления о родном городе, поселке определил для себя необходимость включить информацию для детей о том, какие люди живут рядом, где они трудятся, что производят.

Следуя рекомендациям «Программы воспитания и обучения в детском саду», по которой работает наш коллектив, ознакомление с профессиями мы начали с предприятий, где работают родственники воспитанников. Наш детский сад расположен в поселке Железнодорожный, в непосредственной близости от железнодорожного полотна, производственных предприятий железнодорожного транспорта. Родители наших воспитанников - сотрудники Пермского отделения орденоносной Свердловской железной дороги. Она стала судьбой родителей наших воспитанников, смыслом их жизни. Благодаря особому укладу «железнодорожной» жизни все «чада и домочадцы» семей железнодорожников ощущают свою кровную связь с дорогой. Именно поэтому наш педагогический коллектив целенаправленно организовал свою работу по ознакомлению детей с историей железной дороги, с людьми, работающими на ней. Посчитал своей задачей донести до воспитанников реалистические представления о труде людей разных железнодорожных профессий, показать их разнообразие, сформировать понятие, что железнодорожник нечто большее чем принадлежность к одной профессии. Воспитать чувство гордости за значимость труда железнодорожников, вовлечь в ауру сопричастности к жизни «железнодорожного сообщества», способствовать подготовке подрастающего поколения к такому характеру активной деятельности, в которой знания, соединяясь с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой железной дороги, впоследствии, ускорят интеграцию детей во взрослое сообщество.

Осознавая значимость предстоящей работы, были определены основные направления деятельности всех участников образовательного процесса и взаимодействия с окружающим социумом. Мы понимали, что только всесторонне подготовленный педагог, знающий теоретические основы ознакомления дошкольников с трудом взрослых, владеющий современными программами и технологиями обеспечит успешное решение всех поставленных задач.

Для этого был предусмотрен план мероприятий по просвещению и вовлечению педагогов в творческий процесс ранней профориентации детей.

В форме круглого стола прошло обсуждение значимости ознакомления наших воспитанников с профессиями железнодорожников. Определены основные направления профориентации детей. Ими стали : профессиональное просвещение (формирование представления о труде взрослых, о профессиях и производстве, трудовое воспитание и, безусловно, изучение интересов и склонностей детей.

Было организовано анкетирование и собеседование с педагогами, в результате которых, были выявлены знания и затруднения педагогического коллектива в вопросах трудового воспитания детей и специфики данной работы, обусловленной психологическими особенностями дошкольников.

В рамках семинара - практикума с педагогами были проработаны теоретические основы трудового воспитания, взгляды основоположников педагогики и психологии на ознакомление детей с трудом взрослых. В форме презентаций были рассмотрены образовательные программы: «Радуга», «Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Из детства – в отрочество», «Я- человек»,» Основы безопасности жизнедеятельности»; региональные программы «Приобщение детей к социальному миру»автор Л. В. Коломейченко,»Пермский край- мой родной край» автор А. М. Федотова, и «Ознакомление детей с родным городом» автор Н. Н. Ахметова. Акцент делался на изучении взглядов авторов на ознакомление дошкольников с трудом взрослых, на решаемые задачи, предлагаемые содержание, формы и методы работы с детьми. Анализ программ, методических рекомендаций позволил утвердиться в мысли о колоссальных возможностях профориентационной работы в дошкольном учреждении по приобщению детей к труду железнодорожников и даже зачаточному выбору профессии.

В процессе деловых игр определялись наиболее приемлемые формы и методы работы с детьми, разрабатывались дидактические материалы. Среди педагогов был проведен конкурс на лучший перспективный план работы с детьми по ознакомлению с микрорайоном Железнодорожный и профессиями железнодорожников.

Особое внимание было уделено вопросу взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей. Творческая группа педагогов, совместно с психологической службой, обобщила и ознакомила коллектив с методическими рекомендациями,опытом работы педагогов и психологов по проблеме. Вызвала коллектив на обсуждение и разработку интересных форм взаимодействия с семьей и вовлечение родителей в образовательный процесс учреждения. Жизнь показывает, что дети часто идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так рождаются династии врачей, артистов, рабочих.

В нашем поселке есть династия машинистов Летошневых.

Результаты бесед с детьми показали необходимость ведения плановой, систематической работы по формированию у детей правильных представлений о труде родителей. Организуя встречи детей сада с «папой-машинистом» мы наблюдали живой интерес детей к рассказам взрослого и огромную гордость малыша за «папу-машиниста». Именно такие встречи формируют у детей патриотические чувства, интерес к «папиной» профессии, желание стать, как папа, машинистом, позволяют непосредственно соприкоснуться с трудом железнодорожника.

Используя дни открытых дверей нам удалось установить деловые контакты воспитателей и родителей, показать профессиональные склонности детей, доказать значимость данной работы, расширить информационное поле для детей.

Еще одним аспектом подготовки педагогов к работе с детьми по данной теме стала деятельность по созданию предметной развивающей среды. Были приобретены дидактические игры, настольные игры «Железная дорога», изготовлены

макеты, системные операторы «прошлое, настоящее и будущее железной дороги», собран большой иллюстративный материал и фотоматериал. Сделана подборка

произведений художественной и энциклопедической литературы, конспектов занятий, сценариев праздников и поздравительных концертов. Ведется работа по созданию мини-музея железной дороги. Оформление вестибюлей, лестничных маршей, информационных стендов носит тематический железнодорожный характер.

Началом работы с детьми был диагностический этап, целью которого явилось раннее выявление склонностей ребенка к определенной профессии (использовался дифференциально - диагностический опросник профессора У. Климова)и общая осведомленность детей старшего дошкольного возраста о профессиях.

Результаты показали, что из 42 обследованных детей,15 детей имеют склонности к профессиям типа «человек- техника», 11 детей имеют склонности к профессиям типа «Человек-человек», остальные дети имеют склонность к типу «человек-природа». Было выявлено, что дети располагают знаниями о профессиях, отдельных фактах из области того или иного вида труда, недостаточно понимают значимость труда в жизни людей, в должной мере не прослеживается бережное отношение к результатам труда. Знания детей о профессиях родителей носят поверхностный характер. Дети много понимали по- своему и не всегда правильно.

Результаты диагностического этапа явились отправной точкой большой и кропотливой педагогической работы с детьми и его семьей на долгом пути к будущей профессии. Необходимо было, постепенно расширяя их знания, уточняя имеющиеся представления, воспитывать интерес к профессиям, к деятельности и формировать качества, необходимые для будущей деятельности.

Работа на железнодорожном транспорте требует от человека безупречного знания своего дела, обостренного чувства «команды» и особой ответственности за общий результат.

Проведению этой работы помогало благоприятное окружение : недалеко от детского сада – пассажирская железнодорожная станция, узел станции Пермь-сортировочная,локомотивное и вагонное депо, колесная и слесарные мастерские. Как на ладони раскрывается панорама железнодорожного труда.

Есть замечательная пословица :»Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и

я запомню, вовлеки меня, и я пойму»-это высказывание стало девизом нашей работы по ознакомлению детей с профессиями железнодорожников и ранней профориентации наших воспитанников.

С первых дней пребывания ребенка в детском саду мы знакомим его с профессиями, но с учетом специфики возраста, ведущей деятельности детей, развития их психических процессов. Воздействие взрослого на детей раннего и дошкольного возраста осуществляется, прежде всего через индивидуальное общение с ребенком и организацию его самостоятельной деятельности с игрушками, дидактическими материалами и пособиями. Способность ребенка к подражанию, нарастающее понимание речи взрослого позволяет показать детям действия с предметами, движения. Представления детей формируются на уровне узнавания при непосредственном восприятии картин, игрушек, предметов. Используя сенситивный период развития предметной деятельности в младшем возрасте, мы предлагаем детям

сюжетные игрушки железнодорожной тематики (паровозики, вагончики). Действуя с которыми ребенок приобщается к ознакомлению с профессией. Используем показ - инсценировку "«Зайки едут на поезде», сюжетно-ролевую игру «Едем с куклами в вагоне».

Огромную роль играет ознакомление малышей с произведениями художественной литературы: тематические стихи, фольклорные произведения. В силу своей лаконичности, доступности детям данного возраста они вызывают эмоциональный отклик и желание взаимодействовать с взрослым.

Кто не помнит детского стихотворения «Едет, едет паровоз –

две трубы и сто колес.

Две трубы и сто колес-

Машинистом рыжий пес!

Чухи- чухи- чухи- чу…»

С каким удовольствием дети имитируют движения и звуки паровозика!

Рассматривание иллюстраций, книжек - малюток, использование имитационных движений приобщают детей младшего возраста к труду взрослых, создают предпосылки к развитию умения видеть все, что сделано человеком.

Разносторонним становится содержание обучения детей младшего дошкольного возраста. Особенности познавательной деятельности детей

(преимущественное значение наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, наличие в ней больших индивидуальных различий определяют формы и методы ознакомления детей с профессиями. В данном возрасте мы используем такие формы работы с детьми как занятия, целевые прогулки. Используем наглядные и игровые методы, разнообразные упражнения. На непродолжительной целевой прогулке к железнодорожной станции дети наблюдали, как отправляется электричка, слушали, как стучат ее колеса и гудит электровоз. Наблюдали, как ремонтируется железнодорожное полотно. Основная работа с детьми данного возраста проводится в группе. Воспитатели, используя словесные методы рассказы, чтение книг- начинают проводить целенаправленные беседы с детьми о профессиях пап и мам. Широко используются дидактические упражнения, сюжетно-ролевая игра «Поезд». Много интересного дети узнают из подобранных воспитателями тематических иллюстративных альбомов. На фотографиях и иллюстрациях дети видят работу представителей разных железнодорожных профессий.

У детей старшего дошкольного возраста значительно возрастает произвольность познавательных процессов (памяти, внимания, складываются основные умственные умения и операции (сравнение, анализ, обобщение. классификация и др.). Все это позволяет значительно совершенствовать процесс обучения, расширить границы поставленных задач, разнообразить формы и методы работы с детьми по ознакомлению с профессиями. Широко используются познавательные занятия и поисковая деятельность детей. В нашем детском саду они имеют форму клубной работы. У нас функционирует клуб «Поиск». Дети старшей и подготовительной групп занимаются изучением истории железной дороги и созданием мини-музея, расширяют знания о разнообразии профессий железнодорожников и о значимости их труда. Программа клубных занятий предусматривает посещение музея боевой и трудовой славы орденоносной Свердловской железной дороги, а так же встречи с людьми разных профессий, работающих на дороге. Узнают о выпускниках детского сада ставшими железнодорожниками. За истекший год педагогами и детьми в процессе поисковой деятельности было выявлено восемь выпускников нашего сада (разных лет выпуска) работающих на железной дороге.

В процессе занятий дети сами создают макеты железнодорожных станций и путей, фантазируют будущее железной дороги. Огромную роль в работе с детьми старшего дошкольного возраста играют организуемые экскурсии на предприятия нашего микрорайона : локомотивное и вагонное депо, станцию Пермь-сортировочная. Дети получают возможность непосредственно наблюдать процесс труда железнодорожников пассажирского и грузоперевозочного транспорта и видеть конечный результат (отремонтированные вагоны, железнодорожные пути, привезенные грузы).Дети наблюдают в непосредственной близости работу разнообразной техники :электровозов, пожарного и восстановительного поезда.

Одной из форм профориентационной работы с детьми старшего возраста стало ежегодное поздравление шефствующих организаций с днем железнодорожника детьми и педагогами нашего сада. Творческая работа по подготовке таких встреч, активное участие детей формируют у них чувство сопричастности к будням и праздникам железнодорожников.

Наш детский сад является постоянным участником фестивалей детского творчества, ежегодно проводимых в Доме культуры железнодорожников. В этом году фестиваль «Дорога детства» был посвящен 60-летию Пермского отделения Свердловской железной дороги и 50-летию Дома культуры железнодорожников.

Наша работа находит понимание и участие шефствующих организаций, стремящихся, в свою очередь, внести посильную помощь в образование и воспитание подрастающего поколения железнодорожников : предоставляют возможность посещения предприятий, участвуют в совместных встречах с детьми, поощряют детей подарками, развивающими интерес к железнодорожному транспорту (новогодний подарок в виде паровоза, книги-азбуки с игрой-путешествием по железной дороге

и т. п.)

Мы убеждены, что наша работа по ознакомлению детей с профессиями железнодорожного транспорта, по ранней профориентации наших воспитанников

важна и нужна. Наш коллектив, понимая ее значимость, будет продолжать кропотливую работу. Как гласит японская мудрость:

«Плохой хозяин растит сорняк,

хороший выращивает рис.

Умный культивирует почву,

Дальновидный воспитывает работника»

Публикации по теме:

Презентация на тему «Республика Бурятия» Целью данной презентации является эмоциональное восприятие родного края. Республики Бурятия Основной проблемой для создания данной презентации.

Ура! Мы — победители.Ура! Мы — победители. В Своих блогах девочки часто пишут о победах в том или ином конкурсе. Хочу тоже поделиться с вами радостью. В этом году наш МБДОУ "Центр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методы работы дошкольного учреждения в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с профессией железнодорожника
Опубликовано: 25 марта 2013 в 19:10
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы и методы работы дошкольного учреждения в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с профессией железнодорожника» (включая файлы) размещена пользователем Елена Разгуляева (УИ 88862) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД