Папки-передвижки

Формы и методы социального воспитания младших школьников в образовательной организации

Юлия Кашеварова
Формы и методы социального воспитания младших школьников в образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

В Законе об образовании даётся следующее определение образовательной организации : образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Публикация «Формы и методы социального воспитания младших школьников в образовательной организации» размещена в разделах

До того, как приняли Закон об образовании 2012 года российское образовательное законодательство использовало понятие "образовательное учреждение". Однако, в действующем законодательстве об образовании используется понятие "образовательная организация", так как учреждение не может являться единственной организационно-правовой формой для такого субъекта образовательного права. Образовательная организация может быть создана в любой форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, а не исключительно в форме учреждений.

Согласно ФГОС НОО от 31.05.2020 – только в единстве воспитательной и учебной деятельности можно достичь хороших результатов освоения программы начального общего образования, в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными и социокультурными ценностями, которые приняты в современном обществе.

Рассмотрим определение методов социального воспитания.

Методы социального воспитания – это способы накопления позитивного социального опыта, развивающейся личностью, которые содействуют ее самовоспитанию, самосовершенствованию, и самоорганизации [10].

До сих пор в социальном воспитании нет собственных специфических методов, именно по этой причине в основном для методов диагностики социальной воспитанности, применяют методы, которые наиболее продуктивны в психологии, педагогике и социальной работе, которые оказывают влияние на чувства, поведение, сознание развивающейся личности, воздействуя на окружающую ее социальную среду.

Так, в наше время наиболее распространена классификация методов социального воспитания Ю. К. Бабанского, в которой все методы воспитания разделены на три группы:

Методы формирования сознания :

• пример;

• беседа;

• диспут;

• рассказ;

• работа с книгой;

• лекция.

Необходимо рассмотреть каждый метод более подробно.

Пример – это метод воспитательной деятельности, который даёт определенные образцы для подражания, и этим активно формирует сознание, убеждения, чувства воспитанников, активизирующий их деятельность.

Беседа – это такой метод педагогического воздействия, в котором необходимо обсуждать, анализировать и оценивать конкретные убеждения, поступки, действия, взгляды, особенности поведения определённого человека или целой группы людей. Цель данного беседы сформировать и закрепить определённые нравственные убеждения.

Диспут – это спор на заранее подготовленные темы. Цель данного метода – сформировать умение логически аргументировать свою точку зрения. Выявления ошибочные мнений, обосновать и доказать их заблуждения.

Рассказ – это последовательное изложение фактического материала, осуществляемое в повествовательной форме.

Лекция – это развернутое систематическое изложение сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического, экономического и другого содержания.

Методы организации деятельности :

• упражнения;

• поручение;

• педагогическое требование;

• общественное мнение.

Рассмотрим более подробно каждый метод :

Упражнения – это метод воспитания практической деятельности, сущность которого состоит доведении их до автоматизма определённых действий, в следствии многократного повторения этих действий.

Благодаря многократному повторению одних и тех же действий формируются устойчивые качества личности, такие как навыки и привычки [46].

Поручение – это организация регулярного выполнения ребенком действий с целью развития ответственности.

Поручения делятся на две группы: постоянные и временные. Учитель заранее проговаривает детям содержание деятельности, критерии, которые предъявляются к конкретному поручению. Постоянное поручение школьник выполняет на протяжении длительного периода времени периодически или, когда наступает необходимость; инициатором проявления активности в выполнении поручения является ученик. Методика поручений предусматривает постепенное совершенствование ребенком порученного дела, развитие творчества в процессе выполнения. Временные поручения школьники выполняют по очереди [46].

Педагогическое требование – это такой метод воспитания, при котором нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств. По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух разных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т. д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников [46].

Общественное мнение – это побуждение коллектива к выражению определенного отношения к поведению воспитуемого с целью создать у него внутренние установки к определенному поведению.

Методы стимулирования деятельности:

• соревнования;

• поощрения;

• наказания.

Соревнования – это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. Организация соревнования — трудное дело, требующее знания психологии воспитания, соблюдения целого ряда важных условий и требований, среди которых отметим следующие.

Поощрения – это выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет требуемые навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны : одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.

Поощрения более высокого уровня — благодарность, награждение и т. д. — вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие воспитанникам или коллективу длительные стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но и свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях — это значительно усиливает сторону стимулирования и связанные с ним переживания [46].

Наказания – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

Так как пока в педагогике нет единой точки зрения на данный метод, рассмотрим его более подробно.

Условия эффективности метода наказания :

1. Наказание, которое исходит из коллектива, и поддерживается коллективом действеннее, чем наказание, которое идёт от одного человека. Ребёнок острее испытывает чувство вины, в случае, если его проступок осудил не только учитель, но и одноклассники. Именно по этой причине необходимо опираться на мнение классного коллектива.

2. Групповые наказания имеют меньшую эффективность, нежели индивидуальные. В хорошо организованных классных коллективах за отдельный проступок коллектива наказывают уполномоченных, однако в этом случае необходим особый подход и более тщательное разбора всей ситуации.

3. В случае, когда решение о наказании вынесено, нарушитель должен быть точно наказан.

4. Ученик должен понимать наказание, и осознавать его справедливость, иначе наказание не эффективно. В этом случае о наказания по прошествии времени не вспоминают, а с детьми сохраняются хорошие отношения.

5. Прибегая к наказанию ни в коем случае не позволяется оскорблять ученика. Наказания исходят не из личной неприязни к ученику, а по педагогической необходимости.

6. Наказание должно быть направлено на предотвращения отрицательных действий ученика, и ведущим к развитию положительных качеств личности.

7. Основание наказания ситуация конфликта, однако не из каждого проступка вытекает конфликт. В целом, нельзя дать точных советов в области наказаний, так как каждая ситуация всегда рассматривается индивидуально, и соответственно, наказание не может быть для всех единым.

8. Наказание — это сильнодействующий метод. Ошибку в наказании исправить очень трудно, по этой причине наказание следует применять только после того, как педагог полностью разобрался в ситуации.

В современной образовательной организации применяют разные формы наказаний : неодобрение, порицание, замечание, неодобрение, предупреждение, взыскание, высказывание на собрании, отстранение от занятий. Известные виды наказания связаны с наложением определённых обязанностей, осуждения, ограничением некоторых прав, порицанием. Внутри этих форм существует большое разнообразие форм наказаний, однако их тоже можно, разделить на наказания, которые осуществляются по логике на традиционные, «естественных последствий», и наказания-экспромты. [46]

Рассмотрим методы социального воспитания по Мардахаеву Л. В. :

1) через прямое влияние учителя на обучающегося (поощрения, намек, упрек, авторитет, совет, просьбу, огорчение, требование, возмущения, укрепление веры в собственные силы, приказ, пример, внимание, доверие, предупреждение, ласковый упрек, осуждение, мнимое безразличие или недоверие, возмущение, нравоучение, наказание, взрыв и др.);

2) создание специальных ситуаций, условий и обстоятельств, которые вынуждают младшего школьника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок;

3) совместную деятельность учителя с воспитанником, общение, игру;

4) процессы обучения, самообразования и передачи информации, социального опыта. [41]

Использования метода наказания может быть успешным только тогда, когда учитель компетентен и действительно хочет помочь младшему школьнику, и его семье.

Рассмотрим понятие формы социального воспитания. Форма социального воспитания – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, который сложился благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми [10].

Форма осуществления социального воспитания – это наиболее обобщенное целостное отображение специфики функционирования воспитательной организации, в соответствии с определенными социокультурными аналогами. Использование понятия «форма», призвано обозначить особенное единство и специфическое сочетание характеристик социального воспитания в рамках определенной воспитательной организации – ценностно-смысловой, содержательный и организационный планы жизнедеятельности [10].

Существует огромное количество форм социального воспитания. Перечислить все формы почти невозможность, список всегда будет незаконченным. Именно по этой причине возникает необходимость составления классификации форм социального воспитания.

Мы можем увидеть формы социального воспитания, которые Сидоров С. В. представил в методическом пособии «Теоретическая педагогика» на Рисунке 1.

Рисунок 1. Формы социального воспитания

Формы социального воспитания можно разделить по следующим признакам [42] :

1. По количеству воспитанников, которые охватывает данная форма работы :

• индивидуальные (учитель – ученик) : оказание индивидуальной помощи, консультации, и т. д. ;

• групповые (учитель – группа учеников, часть классного коллектива) : совет дела, органы самоуправления в классе, инициативная группа, и т. д. ;

• коллективные (учитель – весь коллектив класса) : экскурсия, классное собрание, поход с классом и т. д. ;

• массовые (учитель – несколько групп, классов) : любое воспитательное дело, мероприятие, линейка, система дел, охватывающая несколько классов, будь то одна параллель или вся школа;

2. По количеству организаторов : организуемые одним человеком, группой организаторов или всем коллективом;

3. По результату; результатом могут быть:

информационный обмен;

• выработка общего решения, коллективного мнения;

• общественно значимый продукт ( например: стенгазета, поздравление к празднику, помощь престарелым людям, театрализованное представление для зрителей и т. д.);

4. По наличию предварительной подготовки:

• экспромт (отрезок воспитательной работы осуществляется без предварительной подготовки, например, когда классный руководитель вынужден немедленно разрешить или хотя бы сгладить конфликт между учащимися);

• планируемые как отдельный эпизод воспитательной работы (например, воспитательное мероприятие);

• планируемые как итог воспитательной работы за длительный период времени ( например: сбор, подводящий итоги коллективной творческой деятельности, или классное собрание по итогам четверти);

5. По характеру включения воспитанников в деятельность :

• предусматривающие обязательное (но не принудительное) участие всех воспитанников;

• предусматривающие обязательное участие отдельных членов ученического коллектива (например, участие в мероприятии может быть обязательным для организующей его инициативной группы, для остальных – добровольным);

• основанные на добровольном участии;

6. По взаимодействию коллектива с другими людьми и коллективами:

• открытые (для других, совместно с другими,

• закрытые (только внутри коллектива, для своего коллектива);

7. По характеру доминирующей деятельности воспитанников :

• игровые;

• познавательные;

• трудовые;

• спортивные;

• коммуникативные;

• ценностно-ориентирующие;

8. По способу влияния педагога:

• непосредственные (педагог влияет на личность воспитанников напрямую);

• опосредованные ( через кого-то: через коллектив класса, через близких друзей воспитанника, через родителей, через других педагогов и т. д.);

9. По включению воспитанников в подготовку : подготовленные с участием или без участия воспитанников;

10. По субъекту организации :

формы, в которых организаторами выступают педагоги;

формы, в которых деятельность организуется на основе сотрудничества педагогов и воспитанников;

формы, в которых инициаторами и организаторами являются воспитанники;

11. По длительности применения:

форма воспитания как эпизод воспитательного дела, мероприятия (например, одним из этапов командного конкурса может проходить в форме эстафеты, другой – в форме состязания знатоков по правилам брэйн-ринга и т. д. ,

• как мероприятие определённой формы ( для примера: вечер отдыха, классное собрание, беседа, сбор,

форма воспитания как система воспитательных дел и мероприятий, рассчитанная на длительный срок реализации ( для примера: система дежурств по школе, осуществляемая в течение всего учебного года, система классных часов объединённых общей темой и т. д.);

12. По частоте использования:

традиционные: а) широко известные и применяемые в массовой практике, давно признанные педагогической общественностью; б) входящие в систему традиций школы, класса;

эпизодические: а) формы, которые в силу их специфики нельзя применять часто (например, очень сложные в организации или оказывающие на воспитанников сильное эмоциональное воздействие, рассчитанные на эффект неожиданности); б) являющиеся эпизодическими в работе школы, класса, конкретного педагога;

нестандартные: а) новые в педагогической практике и науке; б) ранее не применявшиеся в данной школе [42].

В своей работе И. П. Подласый выделяет три основных типа форм социального воспитания : мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям [16].

Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников.

Мероприятия могут быть организованы в форме : беседы, лекции, диспута, дискуссии, экскурсии, культпохода, прогулки, обучающего занятия и т. п. Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:

• когда нужно решить просветительские задачи;

• когда необходимо обратиться к содержанию социального воспитания, требующего высокой компетентности;

• когда организаторские функции слишком сложны для детей;

• когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;

• когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.

Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Дела могут быть организованны в форме : трудовых десантов и операций, рейдов, ярмарок, фестивалей, самодеятельных концертов и спектаклей, агитбригад, вечеров, а также в других формах коллективных творческих дел.

По характеру реализации формдел различают три их подтипа:

1. Дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально.

2. Творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение.

3. Коллективные творческие дела (КТД, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм : деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Рассмотренные выше типы форм социального воспитания можно разделить по следующим отличиям: мероприятия проводятся учителем для учеников с целью воздействия. Дела делаются для достижения определенной цели, в них происходит продуктивная деятельность. Игры имеют самоценность для увлекательного совместного проведения времени, или эффективного обучения.

Таким образом, социальное воспитание младших школьников в образовательной организации реализуется с помощью методов и форм социального воспитания. Существует несколько групп методов социального воспитания : организации деятельности, формирования сознания и методы стимулирования деятельности. И множество форм социального воспитания : участие в патриотических акциях, чествование отличников учебы; брифинг вопросов и ответов; собрания с различными категориями детей; тематические вечера, диспуты, викторины, круглые столы; встречи с участниками исторических событий, деятелями науки, искусства; встречи с ветеранами войны и труда; экскурсии и походы; проведение знаменательных дат в жизни страны; участие в художественной самодеятельности; обсуждение кинофильмов, спектаклей; чтение книг и т. д.

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения для младших школьников Автор: Цветкова Татьяна Евгеньевна. Тема методического материала: Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Роль игры в организации индивидуального подхода в обучении младших школьников РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит.

Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методы социального воспитания младших школьников в образовательной организации
Опубликовано: 19 октября 2022 в 11:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы и методы социального воспитания младших школьников в образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кашеварова (УИ 3035802) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД