МААМ-картинки

Формы совместной деятельности взрослого и детей

Татьяна Коновалова
Формы совместной деятельности взрослого и детей
▼ Скачать + Заказать документы

1сл. Формы совместной деятельности взрослого и детей

из опыта работы Коноваловой Т. М.

2 сл. Основными формами организации совместной деятельности взрослого и детей дошкольного возраста являются: игра и игровые упражнения, чтение, беседы, рассказы, загадки, разговоры, ситуации, викторины и конкурсы, проектная деятельность, экспериментирование и исследование, коллекционирование, мастерские, формы совместной музыкально-художественной деятельности.

Публикация «Формы совместной деятельности взрослого и детей» размещена в разделах

3сл. «Ситуация» - форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность

«Ситуация»

Естественная Специально созданная

Педагогическое акцентирование внимания детей на каком-либо событии реальной жизни, противоречии, конфликте, следствием которых является анализ способов их разрешения, преодоления, а также непосредственное включение ребёнка в неё Преднамеренное моделирование ситуации, в которую включается ребёнок, чтобы совершить нравственно ценное действие или поступок

Ситуации морального выбора, общения и взаимодействия, проблемные, игровые, ситуативный разговор с детьми

4сл. Принципы формирования ситуаций : доступность содержания; возможности для варьирования содержания; соответствие задачам социализации ребёнка-дошкольника; соответствие содержанию деятельности, в которую включены дети.

В своей работе используем практические ситуации игрового и реального содержания. Например, «Поможем Петушку», «Научим куклу Катю здороваться и прощаться», «Зайка заболел», «Покажем Лунтику, как принимать гостей», «Поздравим Каркушу с днем рождения», «Делаем покупки», «Медвежонок чинит автомобиль» «Как быть, что делать?»

Например, цветы в горшке вянут; рассыпались картинки; некоторым детям не хватает пластилина для лепки; обнаружена разлитая вода; перепутана одежда. Как быть? Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе : сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.

Дети самостоятельно ищут решение, вместе находят способы разрешения проблем.

Свою задачу воспитателя вижу в создании ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливая на поиск новых творческих решений. В своей группе стараемся заинтересовать детей, даем совет, задаем наводящие вопросы, активизируем имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливаем на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызываем у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий

5сл. «Коллекционирование»форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка

В младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. Дети уже 3- лет с удовольствием рассматривают предметы коллекции, дополняют новыми предметами.

Коллекционирование в младшем дошкольном возрасте отвечает ведущей деятельности детей – предметной и предметно-манипулятивной. Создание коллекций детьми – это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств, знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Такой подход в свою очередь позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком. Коллекционирование как продуктивная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада.

Мы в своей работе обращаемся к детской коллекции (выставке, решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция - опора для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании. В своей группе работаем над созданием коллекций: «Матрешки», «Семейные коллекции», «Любимые герои сказок» и др.

Создание коллекций для реализации образовательных областей

Физическое развитие:

«Мой веселый звонкий мяч», «Полезные для здоровья продукты Познавательное развитие:

«Животные дикие и домашние» «Деревянные игрушки» «Пуговицы» «Подарки осени» Речевое развитие:

коллекции разнообразных сюжетных картин, «Любимые герои сказок», «Новогодние открытки» и

Социально-коммуникативное развитие: «Положительные герои мультфильмов, книг,» «Семейные коллекции», «Что такое хорошо и что такое плохо»

Художественно-эстетическое развитие: «Музыкальные инструменты» «Матрешки» «Краски лета» «Коллекция фантиков» и др

Виды коллекций

По форме :

Индивидуальные

Коллективные По мотиву:

Эмоциональные

Познавательные Социальные

6сл. «Экспериментирование»форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними

Формы экспериментирования и исследования: практическое, умственное, социальное.

Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Благодаря практическому экспериментированию дети могут определять плавучесть предметов, свойства воды, снега, песка, теста и пр

Умственное экспериментирование в отличие от практической формы осуществляется только в мысленном плане (в уме). Умственные исследования осуществляются с помощью поиска ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций

«Исследование» — особая форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на освоение ребёнком способов реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребёнком с помощью поисковых действий

7сл. «Проектная деятельность» — это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса

«Проект» — это отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослым совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр

Ребенок — активный субъект образовательного процесса: он влияет на выбор темы проекта, форм работы в рамках проекта; самостоятельно выбирает деятельность и устанавливает последовательность и общую продолжительность ее выполнения; выступает в роли инициатора, активного участника, а не исполнителя указаний взрослых; реализует свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно.

Воспитатель — активный субъект образовательного процесса его права и возможности:

занимает позицию помощника ребенка, поддерживающего его инициативу и облегчающего решение выбранных им задач;

является одним из источников информации;

имеет право на импровизацию, на следование за инициативой детей, на реализацию темы вместе с детьми в том темпе и в той направленности, которую задают дети;

имеет возможность привлекать к реализации проекта других членов команды – взрослых и детей.

Права и возможности детей :

право свободного общения;

возможность проявления инициативы, самоорганизации и самостоятельности;

возможность свободы выбора деятельности и ответственность за результаты принятого решения;

возможность сотрудничества с разными людьми: сверстниками, педагогами, родителями, приглашенными членами команды.

В младшей группе дети только учатся самостоятельности. Их роль в проекте будет скорее наблюдательной. Организовываем деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок смог проявить собственное мышление, реализовать идеи, провести эксперимент. Главное в проектной деятельности — соучастие взрослого и детей. Моя задача как педагога — направить, подсказать, подать идею, участвовать в процессе на равных с детьми.

Для детей младшего возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результатам мини-проекты, организуемые чаще всего при участии родителей или совместно с ними.

В своей работе мы активно применяем методику проектной деятельности. В группе стараемся создать условия, при которых проектная деятельность становится востребованной. Дети в большей мере реализуют свои познавательные потребности и активируют познавательные и коммуникативные способности, становятся любознательными. Реализовали проекты «Будь здоров, малыш»(совместно с родителями) «Волшебница вода», «Чудо песок», «Волшебный мир сказок».

8сл. «Мастерская» - форма организации совместной продуктивной деятельности педагога и детей, в процессе которой создаются индивидуальные и коллективные работы, имеющие четко определенную социальную мотивацию (украшение группы к празднику, изготовление поделок в подарок родным и близким, и т. д.).

Основные компоненты «мастерской» :

самостоятельный выбор детьми вида деятельности в процессе реализации общей цели – свобода выбора между деятельностью и ее содержанием, а не между деятельностью и бездельем;

самостоятельность детей и помощь педагога в том случае, если ребенок об этой помощи просит;

деятельность детей в индивидуальном темпе, самостоятельное определение объема предполагаемой деятельности;

обязательное доведение деятельности до завершения, до получения задуманного результата;

9сл организация «мастерской» возможна в ходе организации образовательной деятельности (вместо или в процессе занятий рисованием, лепкой, конструированием, а также в ходе режимных моментов. В мастерской дети изготавливали «Бусы для елочки», «Новогодние подарки», «Урожай яблок» (лепка) подарки родным «Мимоза» «Подснежник», «Зажигаем огоньки» и др. использовали нетрадиционные техники рисования (рисовали пальчиками, ладошками, зубными щетками, печатками, тычками)»

10сл. Способы поддержки детской инициативы в речевом развитии

Создаем условия

разнообразный дидактический материал для развития речи: картины (предметные и сюжетные, серии картин, раскраски, детские рисунки;

• альбомы с детскими фотографиями, отображающими различные события из жизни детей;

• книжный уголок с подбором художественной литературы для детей, а также познавательной образовательной детской литературы

Позиция педагога

• развиваем активный и пассивный словарь детей, постоянно обогащаем их словарный запас, поощряем к использованию новых слов ;

• ежедневно используем в работе с детьми дидактические речевые игры, отгадывание загадок, применяем пословицы и поговорки, образные выражения:

• в качестве одной из добрых традиций практикуем ежедневное чтение детям;

• поощряем стремление ребенка делать собственные умозаключения, внимательно выслушиваем все его рассуждения, относимся к таким попыткам внимательно, с уважением

• поддерживаем стремление ребёнка

рассказать о личном опыте, поделиться своими впечатлениями

Организация детей

• применяем различные виды занятий (фронтальные, индивидуальные, подгрупповые – взаимодействие в минигруппах);

• используем дидактические речевые игры при реализации всех образовательных областей;

• организовываем речевое общение детей во время занятий по всем направлениям развития детей

Используем в своей работе дидактические речевые игры:

Игра "Угадай, кто идет".

Игра «Повторяй за мной».

Игра «Кто дольше».

Игра «Голоса животных».

Игра «У меня зазвонил телефон».

Игра "Угадай слово".

А также дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику, подвижные игры с речевым сопровождением, логоритмические игры с самомассажем, игры – подражания с речевым сопровождением, пальчиковые игры.

Работаем над развитием речи малышей, большое внимание уделяем умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.

Для поддержки речевой активности проводим беседы с детьми, направляющие их внимание на воплощение интересных событий в словесные игры и сочинение самостоятельных рассказов («В мире добрых слов», «Наша одежда», «Моя семья», «Чистые руки», «Любимая игрушка», «Зимние забавы», «Добрый доктор Айболит» и др.

В беседе ребенок учится выражать свои мысли в речи, слушать собеседника. Для «пробуждения» детской инициативы задаем детям разнообразные вопросы - уточняющие, наводящие, проблемные.

Отношения с детьми мы строим с позиции партнера, с взаимным уважением. Проявляя внимание к каждому ребенку в группе, когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу

11сл. Меняются формы организации образовательного процесса – обеспечение активности, инициативы, самостоятельности и творчества. Знания, умения и навыки в контексте ФГОС ДО становятся вторичны – рамочный подход к содержанию образования. Модель образовательного процесса предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В соответствии с требованиями современных нормативных документов в области содержания дошкольного образования необходимо каждой образовательной организации определить стратегические принципы описания модели образовательного процесса, конкретные методические рекомендации, определяющие тактику образовательного процесса в контексте направлений ФГОС ДО.

Основная цель каждой дошкольной образовательной организации направлена на поиск форм и методов организации образовательной процесса, позволяющих реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».

12сл. - Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект открытого показа совместной деятельности взрослого и детей «Путешествие в сказку» (в подготовительной группе) ЦЕЛЬ: Повторить и закрепить уже приобретенные знания, умения детей; способствовать снижению агрессивности и уровня негативных эмоций детей.

Конспект совместной деятельности взрослого и детей подготовительной группы «Спасение жителей планеты Математика» " Спасение жителей планеты "МАТЕМАТИКА" Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная. Цель: воспитывать любовь.

Конспект совместной деятельности взрослого и детей в младшей группе «Расскажем медвежонку о зиме» Цель: Обобщение представлений детей о характерных признаках зимы и природных явлениях. Задачи: Формировать умение устанавливать простейшие.

Конспект совместной деятельности взрослого и детей в подготовительной группе с использованием ИКТ Реализован: Назимова С. И. Направление: «Социально-коммуникативные развитие». Время проведения: совместная деятельность взрослого и детей,.

Конспект совместной деятельности взрослого и детей в режимных моментах, решение проблемной ситуации «Маша на прогулке» Цель: Развитие любознательности. Задачи: Осознать различные признаки предметов, их взаимосвязь с окружающей действительностью. Средства:.

Конспект совместной деятельности взрослого с детьми в режимные моменты Тема: Мороз-Красный нос. Форма: развлечение на свежем воздухе. Цель: создание условий для развития двигательной, речевой, познавательной.

Лэпбук как эффективная форма совместной деятельности взрослого и ребенка Работая в детьми, я выбрала для себя новую формы работы -лэпбук. Его можно использовать не только а детском саду, но и дома. И делать его.

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук-как форма совместной деятельности взрослого и детей» Мастер-класс для педагогов: «Лепбук — как форма совместной деятельности взрослого и детей» Цель: Познакомить с лепбуком, как одной из форм.

Новые формы совместной деятельности с родителями в День защиты детей ВидеоНовые формы совместной деятельности с родителями в День защиты детей Видео Наша студия анимации «Сказка за сказкой» с первым днем лета закрывается на каникулы. Художникам тоже нужно отдохнуть, позагорать, набраться.

Организация и проведение совместной деятельности взрослого и детей по изготовлению пособий по пальчиковой гимнастики Организация и проведение совместной деятельности взрослого и детей по изготовлению пособий по пальчиковой гимнастики. Цель: развивать ловкость.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формы совместной деятельности взрослого и детей
Опубликовано: 21 августа 2017 в 20:05
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы совместной деятельности взрослого и детей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Коновалова (УИ 996953) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД