КАТЕРИНА ЩЕРБИНИНА
Формы взаимодействия педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
коллективные
1. Родительское собрание
Родительское собрание— форма работы группы людей (родителей) объединенных для совместного с дошкольным образовательным учреждением решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей.
Функции:
- организация коллектива родителей,
- управление воспитательно-образовательным процессом,
Публикация «Формы взаимодействия педагогов и родителей» размещена в разделах
- решение наиболее важных, насущных проблем.
«Состав» родительского собрания :
- вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, мотивировать на совместное решение проблем.
- основная часть: Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщения должны быть короткими, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается. Для иллюстрации своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы выступления. Это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.
- «разное» : обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досугов, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
2. Родительский лекторий
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания,
повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.
Приемы успешного проведения:
- привлечение родителей к определению тематики лектория (если они
затрудняются сформулировать темы занятий, определить проблемы для
изучения, педагог может предложить набор возможных тем с учетом
имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей
в данном коллективе);
- привлечение специалистов;
- активизация участников занятия. Название «лекторий» условно. Оно
не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы в нем
разнообразны, и лучше, если родители — не пассивные слушатели.
Очень часто на практике занятия по психолого-педагогическому
просвещению переходит в родительское собрание. Уяснив сущность
воспитательной проблемы, родители обсуждают то, как она решается, обмениваются мнениями и совместно намечают программу действий.
3. Конференция по обмену опытом
воспитания детей может быть
тематической. Целесообразно ее проведение, если действительно есть опыт
положительного семейного воспитания по данной проблеме. Обсуждение
вопросов в такой форме вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а
информация звучит убедительнее, воспринимается с большим доверием.
Можно взять для обмена опытом несколько конкретных вопросов,
вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Вы-
ступающими в этом случае могут стать те родители, которые в решении
определенных проблем достигли положительных результатов.
4. Вечер вопросов и ответов
проводится после опроса родителей или на
родительском собрании по группам проблемных вопросов, которые возника-
ют в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может
ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист. Ряд вопросов проблемного
характера может быть предложен на обсуждение родителей и стать основой
для специально подготовленного диспута.
5. Диспут- размышление по проблемам воспитания
Он проходит в
непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение
проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать
факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Участники диспута сами
могут сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для
них вопросы, затем коллективно отобрать из них те, с которых нужно начать
обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в
группах, а затем их мнения вынести на коллективное размышление. Такой
способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения,
помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет
возможность каждому высказаться. Для подведения итогов диспута
возможно подготовить совету дела, педагогу или кому-то из родителей
обобщающее сообщение, используя специальные источники.
Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из
жизни группы, семей.
6. Встреча родителей с администрацией детского сада
целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими
требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы в
адрес друг друга, составление программы действий по выявленным
проблемам. Встреча может быть завершена индивидуальными
консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших
проблем и сложностей в воспитании.
7. «Дни открытых дверей»
Ознакомление родителей с жизнью своих детей в детском саду происходит также во время дней открытых дверей, проводимых 1— 2 раза в год. В назначенные дни родители без специальной договоренности могут побывать в дошкольном учреждении.
Подготовка к встрече с ними начинается задолго до назначенного времени и включает в себя продумывание программы мероприятия.
Она может состоять из показа открытых занятий с детьми, совместной деятельности педагогов и воспитанников в разных возрастных группах. При этом родителям заранее сообщаются цель, программное содержание, обращается внимание на характер заданий, методы активизации воспитанников. В программу также могут входить посещения родителями выставок фотографий ярких моментов жизни ДОУ, детских работ, совместных поделок детей, педагогов и родителей.
8. Коллективные творческие дела
Может сочетаться проведение мероприятий на уровне всего сада и в групповых коллективах, или организуется коллективное творческое дело.