СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВА
Фрагмент НОД в подготовительной группе по лексической теме «Речные рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Актуализация словаря по теме «Речные рыбы».
2. Развитие связной монологической речи.
3. Закрепление умений пересказывать описательный рассказ без наглядных и слуховых опор.
4. Развитие слухового и зрительного внимания, мелкой моторики.
5. Развитие мышления, памяти.
6. Воспитание бережного отношения к природе.
7. Развитие творческого воображения.
Предварительная работа:
• составление описательных рассказов по теме «Речные рыбы»;
Публикация «Фрагмент НОД в подготовительной группе по лексической теме „Речные рыбы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Пресноводные рыбы, речные
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
• рассматривание иллюстраций на тему «Речные рыбы»; водоёмов, в которых обитают эти рыбы;
• чтение художественной литературы: загадки, стихи.
Ход:
Путешествие продолжается.
Я предлагаю послушать сказку, которая называется «Как чуть не погибла плотвичка» и поиграть в игру «Рыбалка». Внимательно слушайте и запоминайте, а потом вы постараетесь ответить на несколько вопросов и узнать «что же всё-таки произошло с плотвичкой!»
Воспит. : Однажды летом девочка гуляла по берегу реки. Она устала и присела отдохнуть. С реки дул свежий ветерок, волны с шумом набегали на берег. (давайте послушаем, музыка) Девочка и не заметила как уснула. И приснился ей сон….(музыка, что она не девочка, а маленькая серебряная плотвичка, с шёлковым красным хвостиком (выставляется картина с рыбой).
«Какая чудесная у меня река: чистая, прохладная! И я в ней – хозяйка!» – сказала плотвичка.
Воспит. : Неожиданно тёмное бревно на дне омута зашевелилось (музыка). Оказывается, это спал сытый после охоты… Кто же это? Женя, отправляйся на рыбалку (ребёнок находит похожую по чёрному силуэту рыбу среди других рыб, говорит кто это и выставляет на мольберт). Женя, расскажи нам о этой рыбе всё, что ты знаешь! (описательный рассказ про сома. Сом – крупнейший хищник наших рек. У сома большая приплюснутая сверху голова, маленькие глаза, широкая пасть, множество мелких острых зубов, большие и маленькие усы. Тело короткое и толстое, резко переходит в длинный и узкий хвост. У сома нет чешуи, тело покрыто гладкой кожей. На коже слизь, защищающая рыбу от повреждений. Сом – рыба, ведущая ночной образ жизни, малоподвижная донная рыба.) Молодец!
«Это ты-то хозяйка? Глупая! Прячься скорее, не то станешь чьей-нибудь добычей.» – сказал сом.
Воспит. : Плотвичка послушалась и успела спрятаться в густых водорослях как раз вовремя. Неожиданно, как тень, мелькнуло длинное туловище… Как вы думаете чьё! Даша, отправляйся на рыбалку (ребёнок находит похожую по чёрному силуэту рыбу среди других рыб, говорит кто это и выставляет на мольберт). Даша, расскажи нам о этой рыбе всё, что ты знаешь! (описательный рассказ про щуку. Я расскажу о щуке. Щука – это крупная рыба, хищник, охотится из засады. Формой тела щука напоминает стрелу. Тело серо-зелёное с тёмными пятнами. У щуки большая голова, сильный хвост и большие плавники. В пасти огромное количество зубов. Щука в пруду всегда хозяйка.) Молодец!
Воспит. : И полосатый окунь оказался в пасти у щуки.
А сейчас немного отдохнём и вспомним пальчиковую гимнастику «Щука».
Щука хищная, зубастая (двумя руками изобразить пасть щуки);
Для лещей, плотвы опасная (щука щёлкает зубами – пальцами);
Ищет чем бы поживиться (ладони сложить лодочкой);
Кто-то там в воде резвится! (руками имитировать движения рыб);
Чей-то рядом хвост мелькает (помахать кистями рук, как хвостом);
Хвать, тут щука не зевает! (пасть щуки «захлопывается»);
Но попалась на крючок (указательными пальцами изобразить крючок);
Тащит щуку рыбачок (перебирать руками воображаемую леску).
И так продолжаем дальше.
«Славная охота!» – сказала щука. «Эй, усатый, тут только что была маленькая плотвичка. Ты её не видел?»
Сом отвечает: «Не видел. Плыви себе! Не мешай отдыхать.»
«Вот видишь, сейчас бы и ты оказалась в зубах у хищницы.» – сказал сом плотвичке.
Воспит. : Их разговор поддержал…. И кто же поддержал, сейчас мы узнаем. София, отправляйся на рыбалку (ребёнок находит похожую по чёрному силуэту рыбу среди других рыб, говорит кто это и выставляет на мольберт). София, расскажи нам о этой рыбе всё, что ты знаешь! (описательный рассказ про леща. Лещ – речная, не хищная рыба. Он большой. У него плоское широкое тело, сильно приплюснутое с боков. Тело покрыто крупной, серебристой чешуёй. У леща широкий хвост и большие плавники. Голова небольшая, рот маленький. У него есть жабры, они нужны ему, чтобы дышать. Лещ очень пугливая и осторожная рыба.) Молодец!
«Кстати, от сома тоже подальше держись.» – сказал лещ. «Он добрый, пока сытый, а так в его огромной пасти тоже немудрено оказаться!»
Плотвичка спросила у леща: «Может, и ты – хищник?»
«Нет. Я не охотник.» - ответил лещ. «Меня можешь не боятся. Я сам боюсь и щуку и …
Воспит. : А кого же боится лещ! Сейчас мы узнаем. Вероника, отправляйся на рыбалку (ребёнок находит похожую по чёрному силуэту рыбу среди других рыб, говорит кто это и выставляет на мольберт) Вероника, расскажи нам о этой рыбе всё, что ты знаешь! (описательный рассказ про судака. Судак – крупная речная рыба, хищник. У судака длинное, узкое тело, маленькая голова, чешуя очень мелкая, с зазубринами, похожая на броню. Рот крупный, есть клыки. На жабрах и на спинном плавнике имеются колючие шипы. Любит чистую воду, течение.) Молодец!
Врспит. : И не успел лещ договорить эти слова, как прямо на плотвичку набросился серебряный красавец-судак. Девочка вздрогнула и подумала: - Как хорошо, что я не маленькая…. Кто же это? Надежда, отправляйся на рыбалку (ребёнок находит похожую по чёрному силуэту рыбу среди других рыб, говорит кто это и выставляет на мольберт). Надя, расскажи нам о этой рыбе всё, что ты знаешь! (описательный рассказ про плотву. Плотва – маленькая рыба, не хищная. У плотвы продолговатое тело, голова короткая и округлая, имеет мелкую сребристую чешую, хвост и плавники красного окраса, хвостовой плавник хорошо развит, сильно вырезан, его концы заострены. Глаза красно- оранжевые, с чёрным пятнышком. Любит тёплую воду, плавает небольшими стаями.) Молодец!
Воспит. : Девочка проснулась, воскликнула: «Как хорошо, что я не маленькая плотвичка!» - и радостная побежала домой. Вот и закончилась история, которая произошла с девочкой.
- Ребята, а как называлась сказка, которую вы только что послушали?
- А как вы думаете, что могло произойти дальше с плотвичкой?
Подумайте хорошо. София, расскажи нам пожалуйста.
Молодцы! Ребята, я предлагаю сделать вам дома свою рыбу и сочинить про неё сказку.