Ольга Павельева
Фрагмент рабочей программы воспитателя по теме «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Фрагмент рабочей программы воспитателя по теме "Моя семья"
Пояснительная записка.
Рабочая программа воспитателя – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание образовательной деятельности в конкретной возрастной группе, базирующейся на основной общеобразовательной программе, реализующейся в образовательной организации.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС являются:
-Федеральный закон об образовании в РФ от 29.12.2012 №273-Ф-3,
- Конвенция о правах ребенка от 13 июня 1990г. №1559-1,
Публикация «Фрагмент рабочей программы воспитателя по теме „Моя семья“» размещена в разделах
-Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»,
-СанПин от 15.05.2013 №26 об утверждении СанПин2.4.1.3049.13
- Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной программы»,
- План действий по введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 31.12.2013
Фрагмент рабочей программы в соответствии с проектом ФГОС ДОО и спецификой примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» в старшей группе под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой, в которой реализован подход к организации целостного подхода развития и воспитания ребенка дошкольного возраста, как субъекта детской деятельности и поведения.
Фрагмент рабочей программы более подробно раскрывает:
• речевое развитие детей, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Дошкольное детство – время рождения личности. В возрасте 5-6 лет у детей формируются социальные представления морального плана, расширяются интеллектуальные возможности, расширяется общий кругозор. Осознавая свое «Я», ребенок проявляет первые моменты самоутверждения «Я сам», активно вступает в отношения «Я и другой». В этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром.
Тема недели: «Моя семья»
Возрастная группа: старшая группа
Цель: расширить представления детей о семье и родственных связях.
Задачи:
• Закрепить знание детьми своего домашнего адреса.
• Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает. Формировать уважительное отношение к результату чужого труда.
• Укреплять интерес детей о семье.
• Накапливать представления детей о семье семейных ценостях.
• Закрепить знания о степени родства.
• Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
За неделю до начала тематической недели, даётся задание родителям о приготовлении семейных фотографий.
Неделя начинается с беседы по фотовыставке: «Моя семья».
Понедельник. Организация ООД на основе двигательной деятельности с элементами здоровьесбережения.
Знакомство с семейными играми.
Беседа «Моя семья»
Цель: формировать интерес к членам семьи, дать понятие семья, определить сколько человек в семье, воспитывать чувство любви и привязанности к самым близким и родным людям-маме и папе.
Чтение стихотворения О. Высотской «Семья»
Д. И. Чем можно порадовать маму?
Цель: воспитать чувство любви и првязанности к маме.
Пальчиковое упражнение «Дом».
Ходьба по «дорожкам здоровья»
Игра с мячом «Подбери пару».
Дети стоят в кругу. Педагог
бросает по порядку каждому
ребенку мяч и произносит
слова; ребенок ловит мяч и
называет парное слово: дочь
сын, дедушка — бабушка,
брат — сестра, папа — мама.
Ходьба на пятках со словами:
Тук, тук, тук, тук!
Моих пяток слышен стук.
Мои пяточки идут,
Меня к мамочке ведут.
2. «Семейная зарядка».
Чтение стихотворения В. Осеевой Хорошее»
Решение проблемной ситуации: «Ты с бабушкой один дома. Ей стало плохо. Что ты будешь делать?»
П/и «Радуются взрослые и дети»
Массаж пальцев «Умывалочка» (по Т. А. Солдатовой)
Наблюдение за берёзой.
Цели:продолжить знакомство с березой; учить выделять характерные признаки и изменения, связанные со временем года.
Хоровод «Во поле береза стояла» Работа по затруднениям. Упражнение детей в умении рассказывать о своей семье в игре «Интервью». Упражнение «Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным) : Мама (какая) -. , бабушка (какая) -. , дедушка (какой) -. , папа (какой) -. .
Представлены семейные фотографии, фотографии детей, посещающих группу. Выставка литературных произведений по данной теме. Родителям раздаются памятки о видах семейных игр.
Закрепить знание родственных связей: - кто ты для папы и мамы? - для сестры или брата?
- для бабушки и дедушки?
- для дяди и тети? и т. п.
Вторник.
Организация ООД на основе восприятия художественной литературы и изобразительной деятельности
Чтение рассказа Воронковой «Ссора с бабушкой» Обсуждение.
Ситуативный разговор.
Подарок бабушке. «Украсим фартук»
Беседа на тему «Бабушкин портрет».
Чтение стихотворения Е. Серовой «Папа дома».
П/и «Семья» (территория д/с, участок)
Игра «вежливый ручеек»
Продуктивная деятельность «Составление генеалогичекого дерева»
Исследовательская деятельность «Температура воздуха» Работа по затруднениям. Малоподвижная игра «Найди и промолчи».
Развитие у детей умение описывать предметы в игре «Мой дом».
Упражнение «Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных) Шарф (чей) - мамин, папин,. . Шапка (чья) - тетина, дядина.. Пальто (чье) - бабушкино, дедушкино.. Перчатки (чьи) - мамины, бабушкины..
Набор кукол: семья. Набор посуды. Тематические картины. Иллюстрации к худ. произведениям. Набор для творчества. Родителям рекомендуется:
Повторить фамилию, имя, отчество каждого члена семьи, профессию и место работы родителей.
Среда.
Организация ООД на основе познавательно - исследовательской и элементарной трудовой деятельности «Где и кем работают твои родители»
Цель: формировать представление о профессиях своих родителей; воспитывать уважение к их труду.
Д/и «Можно, нужно, нельзя,» Учимся правилам поведения в общественных местах.
Лепка «Никого нет дороже мамы».
Задачи: учить лепить человека.
Обучение грамоте: «Дружно маме помогаем».
Чтение рассказа В. Сухомлинского «У бабушки дрожат руки».
С/р игра «Научи куклу правильно кушать».
Игра «Хитрая лиса»
Игра «Собираем добрые слова»
Д. И. «Маленькие помощники»
Наблюдение за перелетными птицами. Цель: закреплять знания о перелётных птицах.
П. и. «Шишка-камень». Цель: учить детей четко и быстро выполнять повороты, не останавливаясь. Трудовые поручения :собрать крупный мусор на участке для прогулок.
Работа по затруднениям.
Игра-драматизация №Нади свою маму».
Цель: воспитать чувство привязанности к самому близкому человеку-маме.
Упражнение «Кто старше, кто младше» (составление сложносочиненного предложения с союзом а) :
Папа - сын (папа старше, а сын младше, папа - дедушка, дядя - племянник, внук - дедушка. Дидактическая игра «Покажи, где.» (понимание логико-грамматических конструкций) : мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы.
Набор кукол: профессии.
Набор для трудовой деятельности.
Во время совместной прогулки по городу рассмотреть с ребенком жилые дома, обратив внимание на то, что дома бывают разные: одноэтажные и многоэтажные, каменные и деревянные. Внимательно рассмотреть свой дом, сосчитать сколько в нем этажей, есть ли лифт, для чего он нужен. Вспомнить домашний адрес
Четверг.
Организация ООД на основе игровой деятельности и конструирования
Беседа на тему «Наши мамы».
Чтение стихотворений Е. Благининой
«Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном»
Цель. Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по
дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважи-
тельное отношение к старшим.
Игровая ситуация
«Дом для новой игрушки»
В группе появляется новая игрушка. Дети дают ей имя и приглашают пожить в группе. Из мягких модулей строят дом, в котором пока поселится новая игрушка, пока не познакомится с игрушками, которые живут в группе. Развивая игровую ситуацию, воспитатель может предложить детям устроить праздник знакомства и оставить новую игрушку в группе. Чтение стихотворения Р. Гамзатова «Про дедушку».
П. и. «Курица с цыплятами».
Обсуждение поговорок о семье :
• В родной семье и каша гуще.
• Матери все дети равны, одинаковы сердцу больны.
• Сердце матери лучше солнца согреет.
Наблюдение за погодой.
Цель: познакомить детей с наиболее типичными особенностями поздней осени-дождливой погодой, туманами. Подбор слов -определений к слову «дом».
Беседа на тему: «Семейная фотография».
Цель: вызвать желание рассказывать о членах семьи, их занятиях, интересах.
Кукольный дом. Крупный строительный набор. Фотоколлож семейный. Совершить с ребенком «экскурсию» по собственной квартире, обратив внимание на то, сколько в ней комнат и других помещений (кухня, ванная комната, туалетная комната, прихожая и т. д., объяснив их назначение.
Пятница.
Организация НОД на основе музыкальной и творческой деятельности «Песни и хороводы наших бабушек»-прослушивание аудиозаписей русских народных песен.
Разучивание музыкально – ритмических упражнений в сопровождении данной песни. Чтение стихотворения Н. Майданик Вместе с бабушкой».
П/и «Не попадись…», П/и «У кого мяч?.
С/р игра «Вежливые слова»
Игровая ситуация «Ваня обиделся»
Наблюдение за работой дворника.
Цель: расширять знания о труде взрослых осенью, воспитывать уважение к труду.
Повторение ранее изученного песенного материала, хороводов, игр.
Упражнение «У кого?» (употребление родительного падежа имен существительных).
У кого глаза добрые? (У бабушки). У кого руки сильные? У кого ласковые руки? И т. п.
Упражнение «Какие бывают дома?»
Дом из дерева - … (деревянный, дом из кирпича -, дом из панелей -, дом из камня - …
Дом, в котором один этаж - … (одноэтажный, два этажа -, три этажа - … и т. д.
Составить и выучить рассказ «Дом, в котором я живу»
Мызыкальные композиции.
Костюмы. Участие родителей в итоговом мероприятии, организация чаепития в группе.
Примерный план-конспект итогового мероприятия:
«Красна изба пирогами, река – берегами, а семья традициями»
1. «Красна изба пирогами, река – берегами, а семья традициями»
2. Игры с родителями «Семейные игры».
3. Загадывание загадок по теме «Семья».
4. Мы танцуем и поём дружно, весело живём.
5. Логопедическая зарядка по теме «Моя семья»
6. Ходьба на пятках со словами:
Тук, тук, тук, тук!
Моих пяток слышен стук.
Мои пяточки идут,
Меня к мамочке ведут.
7. «Семейная зарядка».
Дети произносят слова и делают соответствующие движения:
Бабушка и дедушка, мама, папа, брат и я — вместе дружная семья!
Осенью, весною, летом и зимою мы во двор выходим дружно всей семьею.
Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, папа бодро приседает.
Повороты вправо — влево делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой и качаю головой.
8. «Изобрази эмоции».
Дети произносят текст, делают движения и соответствующие выражения лица:
Мама удивилась: Ах!
Бабушка стонет: Ох!
Папа рубит дрова: Ух!
Дети танцуют: Эх!
9. Игра с мячом «Подбери пару».
Дети стоят в кругу. Педагог бросает по порядку каждому ребенку мяч и произносит слова; ребенок ловит мяч и называет парное слово: дочь — сын, дедушка — бабушка, брат — сестра, папа — мама, внук — внучка, дядя — тетя, отец — мать, племянник — племянница.
10. Чаепитие.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про Вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
СЧАСТЬЯ, ЛЮБВИ И ТЕРПЕНИЯ!