Лучший педагог года

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель — создатель понятия «Детский сад»

Татьяна Королева
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель — создатель понятия «Детский сад»

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель 21.04.1782 – 21.06.1852 - является немецким педагогом 19 века, теоретик дошкольного воспитания, ученик Песталоцци, создатель понятия детский сад, исходил из того, что дети - цветы и воспитывать их должны "добрые садовницы"

Фридрих Фрёбель родился в семье пастора в Тюренгии 21 апреля 1782 года. Ещё малюткой он лишился матери и был отдан на попечение прислуги и старших сестер и братьев, которых скоро сменила мачеха. Отец, занятый своими многочисленными пасторскими обязанностями, не имел возможности заняться мальчиком. Невзлюбившая его мачеха также обращала на него мало внимания.

Публикация «Фридрих Вильгельм Август Фрёбель — создатель понятия „Детский сад“» размещена в разделах

В 1792 году его дядя, пастор Гофман в Ильме, взял его к себе и отдал десятилетнего Фридриха в городскую школу, где его больше всего интересовала математика и естественная история. он много читал, собирал растения, определял их, занимался геометрией. С 1799 года он слушал в Йенском университете лекции по естественным наукам и математике, но через два года был вынужден, вследствие недостатка средств, покинуть университет. Позднее Фрёбель отправился во Франкфурт на Майне с целью изучить строительное искусство. Здесь он познакомился с Грунером, старшим учителем образцовой школы, и последователем Песталоцци, с ним он часто

беседовал о разных педагогических вопросах и, заняв место учителя в его школе, всецело посвятил себя делу воспитания.

В 1805 году Фрёбель отправляется в Ивердён, чтобы лично ознакомиться с постановкой педагогического дела в учебном заведении Песталоцци. Эта поездка убедила Фрёбеля в полной его неподготовленности к деятельности, которую он успел полюбить. Поэтому в 1808 году Фребель переезжает в Ивердён и поступает учителем в школу Песталоцци, где и сам параллельно получает образование.

В последствии Фрёбель не только открыл учебное заведение и придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. В термин «детский сад» Фребель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу, здесь берет свое начало крылатая фраза («дети — цветы жизни!»)

Главной отличительной чертой педагогики Ф. Фрёбеля является единство семьи, детского сада и школы. Это единство позволяет реализовать наивысшую цель: свободный, думающий и творящий человек.

В процессе воспитания Фребель считал необходимым придерживаться трех основных законов, а именно:

1. Самораскрытие божественного начала в душе человека.

2. Поступательное развитие человека.

3. Закон природосообразности.

Сущность системы воспитания

Фрёбель считал целью воспитания - развитие природных способностей ребенка.

Воспитание должно руководствоваться самораскрытием, но самораскрытие невозможно без внешних воздействий, поэтому необходимы разнообразные средства, вызывающие развитие внутренних тенденций, влечений. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Фрёбель говорил: «Дайте ребенку дело, разумное, развивающее его занятие, и вы получите, деятельного, мыслящего человека»

Главным средством самораскрытия ребенка Фридрих Фрёбель считал – игру, игру он характеризовал как "высшую ступень детского развития". Фрёбель разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры, ввел разнообразные виды детской деятельности и соединил их в определенную, строго регламентированную систему.

Фрёбель изобрел систему раннего развития, основанную на так называемых «шести дарах», которые впоследствии получили его имя.

Знаменитые "Дары Фрёбеля " - это пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений. Тесно связал развитие речи ребенка с его деятельностью. Игры, считал Ф. Фрёбель, способствуют развитию воображения и фантазии, пробуждают детское творчество.

ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ

Первый: представляет разноцветные мячи на верёвочке. Подходящий возраст: с 3 месяцев до 4 лет. Цель игры: знакомство с цветами; первичное понимание формы; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики Применение: прост в обращении. Учит перемещению объектов.

Второй: куб, цилиндр и шар. Возраст: с 2 лет. Цель игры: знакомство с формами и свойствами предметов; развитие исследовательских навыков. Цилиндр как бы снимает противоположность шара и куба, поскольку может и стоять, и кататься. Применение: учит наблюдать за разными формами. Направленность: учит сравнивать, развивает моторные навыки.

Третий: куб, разбитый на 8 кубиков. Возраст: от 3 лет. Цель игры: понимание целого и частей («сложное единство»); развитие творческих способностей; развитие координации; понимание симметрии; развивает навыки конструирования. Применение: учит, как можно создать целое из нескольких одинаковых частей. Направленность: развивает моторные навыки, координацию, подготавливает освоение математических способностей.

Четвёртый: куб, разделенный на 8 плиток. Возраст: с 3 лет. Цель игры: развитие пространственного мышления; развитие зрительно-моторной координации; развивает навыки конструирования. Применение: учит, как можно создать целое из нескольких одинаковых частей. Направленность: развивает моторные навыки, координацию, подготавливает освоение математических способностей.

Пятый: куб, разделенный на 27 маленьких кубиков, при этом 9 из них разделены на более мелкие составляющие. Возраст: с 4 лет. Цель игры: знакомство с понятиями квадрата и треугольника; знакомство с объемными формами (куб и треугольная призма); развитие воображения; развитие зрительно-моторной координации; развивает навыки конструирования. Применение: развивает навыки анализа. Направленность: демонстрирует целостность в многообразии, подготавливает освоение математических способностей.

Шестой: куб, разделенный на 27 кубиков, многие из которых разделены на другие фигуры. Возраст: с 4 лет. Цель игры: развитие пространственного мышления; развитие воображения; развивает навыки конструирования. Применение: направлен на формирование представлений о разделении. Направленность: демонстрирует разнообразие материалов, увеличивает словарный запас. Развивает моторные навыки, координацию, подготавливает освоение математических способностей.

Кроме этих шести даров, Ф. Фребель предлагал такие материалы для игр как: ласкательные песни; игры с плоскостями (складывание); игры с линиями (палочки, бумажные полоски); игры с точками (горох,выкалывание; вышивание.

Игры с цветными плоскими геометрическими фигурами демонстрирует абстракцию, подготавливает ребёнка к рисованию. Применение: используется для демонстрации изображения как заместителя реальных объектов.

Игры с цветными палочками. Цель: демонстрирует линию и вводит понятие длины. Применение: используется для введения идеи периметра. Направленность: развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень.

Игры с цветными кольцами и полукольцами. Цель: представляет идею кривой Применение: используется для введения идеи края цилиндра. Направленность: развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень.

Игры с цветными точками. Цель: демонстрирует, что линия состоит из точек. Применение: используется для конструирования континуума из конечных объектов. Направленность: развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень. Теперь ребёнок может переходить к изобразительной деятельности.

Использование даров Фрёбеля дают богатый материал семье и детскому саду для того, чтобы занять детей полезной работой и игрой. Большое место в системе Фрёбеля занимает художественная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, музыка и стихи. Важным принципом является сочетание действия или чувственного впечатления со словом. Связь со словом делает действия ребенка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным. В процессе игр с дарами Фрёбеля воспитатель демонстрирует ребенку предмет, подчеркивая его физические характеристики и возможные способы действия с ним и сопровождает свой показ специальным текстом (как правило, стишком или песенкой). Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, поэтому в основу педагогической системы Фрёбеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими и осмысленными.

Заслуга Ф. Фрёбеля заключается также в том, что он выстроил и обосновал последовательность использования игр, определив для каждой игры свое место и время, в результате чего детские игры стали представлять собой не хаотичную массу, а стройную и связную систему. Все игры сопровождались песенкой или стишком воспитателя, многие из которых сочинил он сам.

Это интересно!

Интересным фактом в жизни Фрёбеля является то, что в 1844 году он предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Кроме того, именно Фрёбель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фрёбель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий.

Фридриха Вильгельма Августа Фребеля:

«Будем жить для наших детей: тогда и жизнь наших детей принесет нам мир и отраду, тогда мы сами начнем делаться и быть мудрыми!»

Прикреплённые файлы:

f-frebel_o810r.pptx | 1955,52 Кб
 
Публикации по теме:

«Август, август-детям радость!» (фотоотчет летней жизни)«Август, август-детям радость!» (фотоотчет летней жизни) По стечению обстоятельств этим летом я работала лишь август. Этот месяц выдался жарким, дождей практически не было. Поэтому была возможность.

Фотоотчёт «Август. Новости с огорода!»Фотоотчёт «Август. Новости с огорода!» "АВГУСТ. НОВОСТИ С ОГОРОДА!" - фотоотчёт и заметка из жизни детского сада. Автор: Кожанова Е. М., воспитатель в. к. к. Как достали сорняки.

Фотозарисовка «Август — закат и венец лета»Фотозарисовка «Август — закат и венец лета» Август - закат и венец лета. Безветренный воздух напоен ароматами садов, стогов сена, пасек, вянущих трав и цветов. Август - спокойный,.

Август… Без пяти осень… Лирический фоторепортажАвгуст… Без пяти осень… Лирический фоторепортаж Почему без пяти осень? Потому что фото я делала как раз за пять дней до наступления осени, 26 августа. Не знаю, чего здесь больше- воспоминаний.

Август-ягодная пора.Август-ягодная пора. Много чудесных мест есть на свете, но красивее нашей сибирской природы нет. Тюменская область относится к Восточной Сибири. Длинная зима,.

Консультация для родителей «Август»Консультация для родителей «Август» Август Август, август – детям радость! В летний лес пойдём гулять. Там малины спелой сладость И грибов - не сосчитать! Сколько ягод сочных.

План летней оздоровительной работы в ДОУ на август Неделя хлеба (27.07.2020 – 31.07.2020) - Знакомство со злаковыми культурами. - Беседы: «Откуда пришла булочка». - Чтение художественных.

Развлечение «Август — еще не осень, август — уже не лето!» в условиях дежурной группы для детей 4–6 летРазвлечение «Август — еще не осень, август — уже не лето!» в условиях дежурной группы для детей 4–6 лет Развлечение «Август еще не осень, август уже не лето!»Цель: создать весёлое радостное настроение. Задачи: способствовать расширению знаний.

Скоро осень, за окнами август…Скоро осень, за окнами август… Да не успели мы как следует оглянуться, уже и осень на "носу". Многие уже отдохнули, некоторые еще продолжают отдыхать, но быстро быстро.

Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНРУсвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями, вслушиваясь в звуки речи,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель — создатель понятия «Детский сад»
Опубликовано: 4 мая 2022 в 20:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД