Наталья Мамаева
Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий «Игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности
Лексическая тема «Игрушки. «Пушистик»
Цель: активизация словаря в структуре семантического поля.
Задачи:
1. Обогатить словарь по теме однокоренными словами, антонимами, синонимами.
2. Развивать фонематическое восприятие.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Публикация «Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий „Игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Методы и приемы: проблемный, наглядный, игровой, репродуктивный, практический, родовидовая игра «Он, она, оно, они», однокоренная игра «Пушистый», музыкальный этюд «Угадай – ка».
Оборудование: мягкая игрушка Мишка, аудиозапись, столик с домиками «они», «он», «она», «оно» и спрятанными в них предметами (тапочки, шарф, одеяло, кисть, инструменты для изобразительной деятельности, контуры медведей.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Игра «Знакомство»
Учитель – логопед:
- Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Мой помощник мяч всегда меня выручает. Я бросаю мяч, называя свое имя, вы мне его возвращаете и называете свое.
2. Однокоренная игра «Пушистый»
Цель: упражнение в использовании различных лексических категорий.
Учитель – логопед:
- Я к вам пришла не одна, с моим другом. Давайте и с ним познакомимся. Девочки элегантно поклоняться, а мальчики похлопают в ладоши. Погладьте его ребята, а теперь скажите, кто это? Он смотрит на вас с удивлением, вы – гладенькие. А он не такой… Какой он? (пушистый). Ребята - пушистый. Сегодня мы поиграем со словом «пушистый». Давайте придумаем ему имя по особенностям его шерстки (дети предлагают варианты).
4. Музыкальный этюд «Угадай – ка»
Цель: развитие фонематического слуха
Учитель – логопед:
- Поможем Мишке понять, что значит «пушистый». Послушайте, как рассказывает об этом музыка. Предлагаю вам прослушать несколько мелодий. Это будут фрагменты марша, польки, «Пушистой» музыки. Догадайтесь, какая из них «пушистая».
5. Психогимнастика «Пушистые ладошки»
Цель: «погружение в пушистую» атмосферу
Учитель – логопед:
- Для пушистого настроения наполним вашу группу пушистыми словами (учитель – логопед выходит в центр группы, поднимает мишку вверх, запрокидывает вверх свою голову, произнося в этом направлении слово пушистый, призывает детей сделать то же самое в разные стороны). Теперь ваша группа стала пушистой, предлагаю и вам стать пушистыми. Для этого прошепчем еще раз слово «пушистый», с легкой, воздушной интонацией на ладошку и зажмем в кулачек. А потом отпустим его. Покажите, какое оно пушистое (разжимаем кулаки, растопырив пальцы веером – «пушисто»).
6. Родовидовая игра «Они, он, оно, она»
Цель: изменение слова по формам рода и числа
Учитель – логопед:
- Приятно приходить в гости и получать подарки. В этих домиках живет много «пушистых» слов. Это подарки для нашего Мишки. Давайте, заглянем туда (учитель – логопед предлагает ребенку вынуть из домиков подарки).
Из домика «они» логопед вынимает тапочки.
- Какие они? (пушистые). Посмотрите на них, как вы догадались, что они пушистые? (ответы детей). Передавайте друг другу, называя, какие они. Ребенку предлагается сложить обратно подарок в домик и обобщить сказанное.
Из домика «он»» логопед вынимает шарф.
- Потрогайте его ладошками, прижмите его к щеке, какой он? Что вам подсказало, что он пушистый? (ответы детей). Ребенок кладет шарф обратно в домик, обобщая его характеристики.
Из домика «оно» логопед вынимает одеяло.
- Закройте глаза, пусть пушистость одеяла послушают ваши уши. Каким образом разговаривает все пушистое? (шепчет, шуршит, шелестит, пушится).
Из домика «она» логопед вынимает кисть.
- О том какая она пушистая или нет, мы сейчас узнаем. Пушистик просит вас нарисовать его портрет. Каким он должен быть? (пушистым). Что бы нарисовать пушистую игрушку, необходимо разобраться какие инструменты рисуют пушисто. Мы приготовили для вас кисти, мелки, зубные щетки, ватные шарики. Разберите инструменты, проведите линии на бумаге. Ребята, посмотрите, какая линия рисует пушисто (выбираем). На моих рисунках Мишка гладенький, разукрасьте его, сделайте его пушистым.
7. Итог занятия
Учитель - логопед:
- А перед тем как нам приступить к портрету повторим, с каким словом мы сегодня играли. Как вы думаете, мы помогли Мишке узнать, что значит слово «пушистый»? Какие мы приготовили подарки Пушистику. Какой портрет мы будем изображать? А теперь под пушистую мелодию приступаем к работе.
Используемая литература:
1. Ванюхина Г. А. Особенности организации лексико – грамматических игр в структуре семантического поля. // Дефектология 2006г. № 4 с. 4 – 27.
2. Карелина И. Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств. // Дефектология 2000г. № 1 с. 24.
3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. С-Пб Союз. 1999г.
4. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. С-Пб 1994г.
5. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. С-Пб Союз. 2004г.
6. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. М. : Просвещение 1989г.
7. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. М. : Просвещение. 1987г.