Лучший педагог года

Из опыта работы учителя-дефектолога «Функции поведения и его коррекция у ребенка с расстройствами аутистического спектра»

Людмила Князева
Из опыта работы учителя-дефектолога «Функции поведения и его коррекция у ребенка с расстройствами аутистического спектра»

У детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаются различные нарушения в поведении – проблематичное поведение. Проблематичное поведение затрудняет процесс обучения, процесс получения ребенком знаний и умений. Поэтому задача учителя-дефектолога – заменить проблематичное поведение на альтернативное. Альтернативное поведение – это приемлемое поведение, на которое мы заменяем нежелательное поведение ребенка.

Публикация «Из опыта работы учителя-дефектолога „Функции поведения и его коррекция у ребенка с расстройствами аутистического спектра“» размещена в разделах

В ноябре 2017 года в группу для детей с нарушением интеллекта пришел ребенок с диагнозом : когнитивные нарушения, РАС. У него наблюдались следующие виды проблематичного поведения :

- истерики;

- агрессия (по отношению к себе, окружающим предметам);

- самостимуляция (раскачивание, взмахи руками);

- обсессивно - компульсивное поведение и стереотип (открывание/закрывание дверей);

- неадекватное поведение (крики, раздевание)

- отсутствия реакции, необходимой для обучения.

По нашим наблюдениям, которое мы вели в течение полугода и результаты отмечали в «Индивидуальной тетради наблюдений», поведение ребенка зависело от следующих факторов в окружающей среде:

- изменение положения предметов, игрушек в группе, в кабинете;

- одеваются вещи, к которым не привык ребенок;

- нарушение последовательности режимных моментов;

- желание получить предмет или действие (выйти на улицу, открыть дверь в кабинет, получить игрушку);

- наличие неприятных стимулов (мокрый песок, нелюбимая еда).

Поэтому коррекция нежелательного поведения производилась на основе анализа взаимодействия факторов в окружающей среде и проблематичного поведения.

Чтобы заменить проблематичное поведение на альтернативное, мы вместе с воспитателями использовали:

- прекращение неприятной ситуации (снятие непривычной одежды, убирание с поля зрения игрушки, предмета, вызывающего негативную реакцию);

- прекращение неприятных стимулов (не дотрагиваться до области шеи, устранять непорядок в одежде, снять обувь);

- если привлекал внимание криком: переключали внимание на любимые виды деятельности (обыгрывание потешек, стихов, поглаживание; давали игрушки, с которыми он любил играть).

На начальных этапах занятий с аутичным ребенком главной задачей учителя –дефектолога являлась общая организация поведения, желание стать для ребенка позитивным стимулом. Для решения этих задач использовала следующие методы и приемы:

1. Привлечение внимания к кабинету специалиста наличием и игрой с приятными сенсорными стимулами (игры с водой, сухим песком, в сухой бассейн).

2. Перед занятием использовала игры-потешки («Коза», «Сорока-белобока», «Ладушки» и др.). Действия выполняла совместно с ребенком, использовала телесный контакт (поглаживание, похлопывание, массаж).

3. Обеднение окружающей среды (занимаемся вдвоем за ширмой, в поле зрения ребенка нет лишних предметов). При работе с ребенком использовала прием «рука в руке».

4. Возможность выбора. Предлагала для организации предметно-манипулятивной деятельности несколько предметов (но не более 2х).

5. Всегда определенная последовательность заданий с постепенным увеличением количества предметов и усложнением задания.

6. Задания понятны и доступны для ребенка. Инструкции короткие, четкие : «на», «собери», «одень», «закрой».

7. Выбор приемов обучения на индивидуальной основе с учетом интересов ребенка (Расставляет игрушки по порядку : знакомлю с названием, звукоподражанием, привлекаю к выполнению знакомых заданий – собери пирамидку, закрой окошки)

8. Быстрый темп работы, разнообразие заданий (из волшебного мешочка по очереди достаются предметы, после выполнения они убираются)

9. Облегчение уровня сложности задания: если ребенок кричал, отказывался- меняла задание, или брала так называемый тайм-аут – убирала предметы, ребенок отдыхал, или прекращал выполнение задания, переходил в группу.

10. Постоянное (после каждого выполненного задания) поощрение, которое нравится ребенку : гладила по спине, давала конфету. Любое поощрение сопровождалось краткой эмоциональной оценкой «Молодец», «Умница»

На следующем этапе коррекционной работы использовала методы и приемы:

- Структуировала время, место и действие (таблички, карточки)

- Продолжала давать четкие, понятные инструкции.

- Каждое занятие начинала и заканчивала определенным ритуалом – появлением куклы, стихами, песенками.

- Использовала на занятии фольклорные игры (слово, музыка, движение, хороводы с пением, упражнения с музыкальными инструментами, различные повторяющиеся действия.

Была составлена индивидуальная программа комплексного сопровождения ребенка- инвалида, где важное место принадлежало коррекции поведения.

После проведенных мероприятий по коррекции поведения и медикаментозного лечения у ребенка наблюдается положительная динамика: учитель-дефектолог стал для ребенка позитивным стимулом : дошкольник на занятии сотрудничает и выполняет требования взрослого, стал внимательным, усидчивым, выполняет задания до конца, понимает, когда получает поощрение; понимает словесные инструкции; расширен пассивный словарь, появились простые звукоподражания. В течении дня ребенок ведет себя адекватно, выполняет все режимные моменты. Приобрел навыки общения, самостоятельности, приемлемого поведения, простые социальные и игровые навыки.

Литература:

1. Дефектология. Словарь-справочник: Учебное пособие. Под ред. Пузанова Б. П. – М. :Сфера;2005

2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М. : Теревинф, 2005.

3. Питерс К. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М. : Владос,2002.

4. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М. :2007

5. Москаленко А. А. Нарушение психического развития – ранний детский аутизм. Дефектология. – 2008, №2.92с.

6. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. : изд. Теревинф, 2006.

7. Аршатская О. О психологической помощи детям раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма : взаимодействие специалистов и родителей // Дошкольное воспитание, 2006 - № 8, с. 63-70

8. М. Браткова, О Караневская. Специфика включения ребенка с неярко выраженными отклонениями в развитии в ДОО (на примере детей с расстройствами аутистического спектра) Дошкольное воспитание, 2015 - №2, №3, №4, №5.

Публикации по теме:

Цикл логопедических занятий по развитию коммуникативной функции речи у детей с расстройствами аутистического спектра Примеры конспектов логопедических занятий, содействующих развитию коммуникативной функции речи у детей с расстройствами аутистического спектра.

Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования В государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования Воронежской области «Институте развития образования».

Игры для детей с расстройством аутистического спектра Для детей с РАС, как и для их нейротипичных сверстников, игры становятся дорогой к внешнему окружению — с его сложными правилами и огромным.

Как научить ребенка с расстройством аутистического спектра сотрудничать? Цели: Нужно учить ребенка выполнять простые инструкции, которые могут сопровождаться жестами, облегчающими понимание учеником инструкций.

Общение с детьми с расстройствами аутистического спектра. Довербальная стадия развития государственное казённое учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,.

Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра Образование детей с различными вариантами особых образовательных потребностей для нашей страны является инновационным. До недавнего времени.

Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра: общие и специфическиеОсобые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра: общие и специфические За последние несколько лет в системе образования РФ произошли существенные изменения, связанные с принятием государственной думой 21 декабря.

Конспект занятия по развитию познавательных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра Цель: развитие высших психических функций и познавательных способностей, расширения знаний и представлений взаимосвязей окружающей действительности.

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном учреждении Социализация-это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни, превращения ребёнка из природного существа в общественное, из индивида.

Современные подходы к обучению и воспитанию детей с расстройствами аутистического спектра Современные подходы к обучению и воспитанию детей с расстройствами аутистического спектра Современные подходы к обучению и воспитанию детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы учителя-дефектолога «Функции поведения и его коррекция у ребенка с расстройствами аутистического спектра»
Опубликовано: 5 июня 2019 в 16:37
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД