МААМ-картинки

Гарденотерапия в работе с детьми ОВЗ

Ирина Богданчикова
Гарденотерапия в работе с детьми ОВЗ

«Любовь к родной стране начинается с любви к природе». К. Паустовский

Одной из приоритетных и наиболее трудных задач современной системы социального обслуживания является социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.

Публикация «Гарденотерапия в работе с детьми ОВЗ» размещена в разделах

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится всё больше. Результаты исследований и практика свидетельствует о том, что любой человек, имеющий дефект развития может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу. Одной из задач специалистов, работающих с детьми с ОВЗ пробуждать у детей интерес у детей через возможные виды деятельности.

Для этого существуют различные методы работы с детьми с ОВЗ : фитотерапия, ароматерапия, танцетерапия, хромотерапия или цветотерапия, рефлексотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции,

Все эти методы терапии пренадлежат к числу эффективных средств коррекции, которые используем все мы в работе с детьми.

Кроме перечисленных инновационных технологий, сущестуществует инновационная технология - ГАРДЕНОТЕРАПИЯ, на которой остановлюсь подробнее.

Гарденотерапия – английское слово, что означает garden (сад, растения) : терапия – лечение, т. е. лечение садом, растениями.

Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии

(Эмпатия в психологии — это способность к сочувствию, сопереживанию проблемам другого человека.

В Древнем Египте людям, отстающим в развитии прописывали прогулки в садах, прогулки у реки, чтобы больные могли созерцать красоту и правильность форм растений, улучшалось настроение и человек успокаивался. Доказано, что цвет, как и музыка, может влиять на настроение человека, способствовать его выздоровлению. Природные цвета оказывают на человека огромное влияние, определяют наше эстетическое чувство.

Гарденотерапия расчитана помочь особому ребенку использовать свои собственные скрытые возможности, раскрыть в себе новые ресурсы и благодаря этому улучшить качество жизни.

Этому способствует гарденотерапия – особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями.

Эффект гарденотерапии обычно проявляется в четырех сферах – интеллектуальной (когнитивной, социальной, эмоциональной (психологической) и физической.

В интеллектуальной сфере – это развитие разных видов памяти и словарного запаса; пробуждение любопытства; улучшение внимания, наблюдательности; улучшение способности планировать и принимать решения; получение новых навыков.

В социальной сфере – это улучшение навыков общения. Ребята учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества. Это и взаимодействие за пределами группы, общение в социуме; передача навыков и эмоций другим людям.

В психоэмоциональной сфере – это усиление чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки. Чувство гордости за успех, так же, как и чувство ответственности, приведшее к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Дети понимают, что от них зависят живые существа – растения. Полив цветов, посадка растений и другие виды работ приводят к улучшению самоконтроля через перераспределение энергии. У детей наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями на следующей неделе, в следующем году.

В физической сфере – это развитие и улучшение основных моторных навыков. Улучшение мышечной координации и тренировка всех групп мышц; пребывание на свежем воздухе при уходе за садом улучшает общее состояние организма, так как растения выделяют фитонциды; происходит стимулирование и развитие не доминантных систем восприятия (дети слушают тишину, различают пение птиц, запахи растений, многообразие цветовой палитры).

Программа предлагает развитие клиента в самых разных направлениях: познавательное, эстетическое, трудовое. Формирует художественно-эстетический вкус, дисциплину, навыки работы с комнатными и садовыми растениями.

Программа построена на основе работы с живыми семенами и растениями, предполагает не только выращивание, получение и использование цветков и плодов, но и эстетическое оформление результатов своего труда. Данная программа помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.

Цель: Социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями посредством использования элементов гарденотерапии.

Задачи:

формировать знания о комнатных растениях, растениях сада, огорода, умения в их уходе и содержании.

развивать элементарные трудовые навыки, формировать культуру труда;

развивать познавательную активность, коммуникативные, творческие способности воображение;

развивать интерес к окружающему миру, живой природе;

воспитывать бережное отношение к природе;

анализ эффективности методов коррекционной работы с использованием элементов гарденотерапии.

Методы и формы работы :

наглядные (демонстрация натуральных объектов; демонстрация наглядных пособий, наблюдение);

словесные методы (беседа, рассказ);

практические (опыты и экспериментирование, репродуктивный, частичнопоисковый, исследовательский);

игровые методы (дидактическая игра, воображаемая ситуация).

Методы гарденотерапии раскрывают дополнительные возможности личности ребёнка через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт ребёнка, развивают эмоционально-волевую сферу, т. к. для детей с ОВЗ возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний, оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса).

На занятиях гарденотерапией ребята :

знакомятся с различными видами семян и растений.

Учатся различать обычные и декоративные сорта.

сажают, наблюдают за ростом и развитием растений,

зарисовывают все изменения, происходящие с ними, сравнивают результаты.

Учатся быть терпеливыми и внимательными, заботливыми и трудолюбивыми.

узнают о многообразии форм и цвета плодов растений,

узнают о правилах и условиях сбора плодов,

расширяют знания о растительном мире

получат навыки ухода и содержания комнатных растений, условия, необходимые для их содержания

учатся изготавливать поделки из природного материала, передавать образы и характеры своих героев.

программы состоит из трех разделов.

«Наши зелёные друзья», где дети изучают разнообразие комнатных растений, учатся правильно ухаживать за ними, знакомятся со способами размножения комнатных растений. Знакомятся с условиями, необходимыми для их содержания.

Дидактические игры: «Найди, о чем расскажу», «Узнай растение», «Что изменилось?», «Найди по описанию растение», «Магазин цветов», «Где растут цветы», «Найди такой же», «Где спряталась Матрешка», «Чего не стало?» Тематические таблицы: «Помощь растениям»

«Садовые растения», где дети знакомятся с различными видами семян овощных культур, цветов, сажают, наблюдают за ростом и развитием растений, зарисовывают все изменения, происходящие с ними, сравнивают результаты.

Дидактические игры: «Вершки-корешки», «Что за чем». Тематические таблицы: «Кому нужны деревья», «Этажи леса», «Деревья. Кустарники. Травы» 5 ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов деревьев, кустарников, культурных и дикорастущих травянистых растений.

«Маленькие умельцы», где дети проявляют свои творческие возможности и способности, развивают воображение и образное мышление.

Дети должны сами сажать, поливать, всячески ухаживать за своими растениями, наблюдать при этом за их развитием; рисовать, делать аппликации и поделки из природного материала.

Растет познавательная активность, корректируется эмоциональная сфера, расширяются функциональные возможностей кистей рук, появляются трудовые навыки. Воспитанники понимают, что от них зависит жизнь растений – это делает их более ответственными, появляется более гуманное отношение ко всему живому. Детям важно объяснить, что посаженные растения будут процветать, если за ними ухаживать. В процессе занятий на клумбе или специально отведенном участке земли, дети получают позитивный энергетический заряд, познавательную деятельность и эстетическое наслаждение от конечного результата. Они уравновешивают свои эмоции, учатся распознавать цвета, запахи и звуки, растет их творческий потенциал и коммуникативные способности.

В работе с детьми использование элементов гарденотерапии дает положительные результаты в силу того, что плоды деятельности имеют очень наглядный характер и находятся в прямой зависимости от усилий, которые ребенок вложил в свой труд.

Публикации по теме:

Использование мини-песочниц в работе с детьмиИспользование мини-песочниц в работе с детьми Сегодня я хотела бы рассказать и показать, как можно интересно, познавательно и с пользой для развития детей использовать в групповой.

Зрительная гимнастика в работе с детьми 5–7 лет Зрительная гимнастика для глаз 2 слайд Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного.

Фотоотчет о летней работе с детьмиФотоотчет о летней работе с детьми Спортивно – познавательная викторина «Путешествие по сказкам». Для детей закончился учебный год, впереди яркое всеми любимое лето. Но для.

Фотоотчет по проделанной работе с детьми к 8 МартаФотоотчет по проделанной работе с детьми к 8 Марта Доброго времени суток, всем моим друзьям и коллегам! Хочу поделиться о проделанной работе с моими детьми посвященной самому светлому, прекрасному,.

Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет)Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет) Помню, как в детстве любила играть в кубики с картинками! Наверное, и вы любили. И все дети любят подобные игры - головоломки! Я обязательно.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Метод «Мандала» в работе с детьми ДОУМетод «Мандала» в работе с детьми ДОУ Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория,.

Фотоотчет о работе с детьми по ранней профориентацииФотоотчет о работе с детьми по ранней профориентации Наши экскурсии. Наша работа с детьми по ранней профориентации. Наши дети совершили увлекательную экскурсию в Сбербанк. Здесь их познакомили.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гарденотерапия в работе с детьми ОВЗ
Опубликовано: 11 сентября 2021 в 10:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Месячник молодого избирателя. Передвижка «О выборах для детей»

Каждое третье воскресенье февраля в России начинается месячник молодого избирателя.Это мероприятие проводится для ознакомления детей и молодежи с порядком выборов и для повышения социальной активности и...

3 марта. Всемирный день дикой природы. Беседа «Юные защитники природы»

3 марта мы отмечаем Всемирный день дикой природы. Этот экологический праздник учрежден, чтобы напомнить нам о многообразии и красоте природы и о необходимости защищать ее.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД