Надежда Лукьяненко
Гармония предметно-развивающей среды школьного логопедического кабинета
▼ Скачать + Заказать документы
Гармония предметно – развивающей среды школьного логопедического кабинета
О предметно – развивающей среде можно говорить и рассказывать долго, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию по нашему логопедическому кабинету.
Публикация «Гармония предметно-развивающей среды школьного логопедического кабинета» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Говорят, что театр начинается с вешалки, квартира с прихожей… Ну а наш кабинет начинается с мягкого уютного дивана. Здесь с удовольствием играют дети, здесь мы проводим беседы с родителями и консультации.
У порога детей встречает весёлый и задорный заяц Хваста. Он улыбается и обещает, что будет интересно.
Есть в кабинете уголок развития мелкой моторики руки, где дети самостоятельно или под руководством логопеда собирают пазлы, играют пуговицами, прищепками, крышечками от пластиковых бутылок, рисуют по клеточкам. Здесь с увлечением и интересом дети собирают кубик-рубик. Оказывается, и в наше время он не потерял своей привлекательности.
В игровой зоне мы выделили место и для песочной терапии. Должна сказать – это гордость нашего кабинета. Песок поглощает негативную энергию человека, улучшает его эмоциональное состояние. Игры с песком способствуют развитию умственных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики руки. Вот такое это чудо – песочек!
Для этих же целей мы изготовили сухой бассейн. Это обыкновенная коробка, в которой находится фасоль, белая и красная. Можно использовать горох или другие наполнители. Погружаясь как можно глубже, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными. Ребёнок получает от этого удовольствие и радость.
А вот и рабочее место логопеда. В этом уголке проходят индивидуальные логопедические занятия. На полочках – дидактические игры и игрушки. На стене – плакаты для обогащения словарного запаса.
Переходим в наш мини-класс. Тут всё, как и в обычном классе. Вот доска. У доски уютно примостился ёжик, который помогает нам усваивать тему «Состав слова». Слева – слоговая таблица в виде домика. Здесь обычно толпятся первоклассники… Она помогает им осваивать азы чтения.
Всем известно, что чтение – предмет всех предметов и его нужно постоянно совершенствовать. Для этого мы организовали в кабинете «Уголок сказок».
Дети в любой момент могут подойти сюда, взять книгу, почитать, ответить на вопросы логопеда, поделиться впечатлениями о прочитанном. Я провожу такие минутки чтения на каждом занятии.
Как было уже сказано выше, на полочках в шкафу размещены пособия и дидактические материалы. О некоторых из них я постараюсь рассказать вам сейчас
Итак, всем известный «Волшебный мешочек». В этой игре ребёнок развивает зрительное внимание и память, способность узнавать предметы на ощупь, а также мелкую моторику руки.
Логопедическая варежка появляется у нас на занятиях неожиданно, или ее приносит какой-нибудь сказочный персонаж. Он то и рассказывает, что эта варежка заколдована. А расколдует ее тот, кто отсоединит на ней цветы, которые прикреплены кнопками для одежды.
В варежке находятся картинки, мелкие игрушки, воздушные шарики, которые потом нужно будет надуть.
С целью развития тактильной памяти использую тактильные дощечки. Все дощечки должны быть разными на ощупь. Для этого следует наклеить на каждую из них ткани и материалы разной структуры.
Хочу представить еще одно дидактическое пособие «Волшебный телевизор».
«Волшебный телевизор» - это макет передней стенки телевизора, изготовленный из фанеры или другого материала. По этому «телевизору» мы показываем упражнения артикуляционной гимнастики. В период автоматизации и дифференциации звуков играем в игру «Дикторы», читаем наизусть стихи, произносим поговорки,скороговорки.
Ещё хочу рассказать о дидактическом пособии, именуемом «Логопедический фартук». Этот фартук часто использую на занятиях и он мне очень помогает.
На фартуке нашиты карманы в виде разноцветных геометрических фигур. В карманы дети вставляют картинки на оппозиционные звуки в период дифференциации; картинки, обозначающие одно-, двух-, трехсложные слова в период звуко-буквеного анализа и т. д.
Путешествие в страну Вымышляндию мы совершаем под логопедическим зонтом. Логопедический зонт – это многофункциональное дидактическое пособие.
Наверху прикреплены на липучках термонаклейки с изображением фигурок животных, пришиты ленточки, веревочки, которые нужно развязать и завязать. Это все для развития мелкой моторики руки. Вниз свисают на ниточках картинки с изображением фруктов, овощей, насекомых. Это уже для развития целенаправленной воздушной струи.
Цель каждого из моих занятий – задействовать как можно больше рецепторов для развития каналов аудиального, визуального, кинестетического восприятия.
Многие родители и педагоги отдают предпочтение «развивающим игрушкам», таким, как конструкторы, головоломки, мозаика. Однако не стоит забывать и о других игрушках или предметах домашнего обихода, которым, если немного пофантазировать, можно придумать новое применение. Именно такой игрушкой стала обыкновенная прищепка.
Играя с бельевыми прищепками, ребенок развивает мелкую моторику, занимается математикой, конструирует, фантазирует.
Детям очень нравится играть с пуговицами. В начале учебного года я даю объявление для родителей о том, чтобы принесли по десятку пуговиц. И мы начинаем играть.
Маленьким детским пальчикам очень трудно взять и удержать пуговицу, а еще труднее выложить из пуговиц сказочный цветок, бабочку, дорожку, геометрические фигуры. При помощи пуговиц мы повторяем цвета, пуговицами я награждаю детей, хорошо работавших на занятии. Бывает, что дети выкладывают из пуговиц картину, рассказывают необычный рассказ и просят оставить изображение до следующего занятия, чтобы еще раз посмотреть, или, может быть, что-либо поправить.
А еще я насобирала много крышечек от пластиковых бутылок. Дети с интересом играют, а заодно мы повторяем счет, цвета и многое другое.
Несколько слов о таком моменте на занятиях, как расслабление и снятие утомления.
Поскольку у младших школьников произвольное внимание только начинает развиваться и их нервная система быстро утомляется, можно применять специальные упражнения, быстро снимающие утомление после длительного напряжения внимания и длительной статической позы.
Это упражнения для отдыха глаз и для снятия напряжения после фиксированной позы.
Регулярно провожу физминутки, короткие периоды активности. Они уменьшают утомление и снижают отрицательное влияние однообразной позы.
В состав динамических пауз включаю упражнения на формирование осанки, выработку рационального дыхания и укрепление зрения.
Регулярно выполняемые упражнения для глаз очищают и улучшают состояние сетчатки глаза, увеличивают циркуляцию крови и повышают тонус глазных мышц.
Но предмето-развивающая среда - это не только дидактические игры и методические пособия. Это прежде всего атмосфера, в которой находится ребёнок.
Каждый педагог – творец, и только ему решать, в каком виде предлагать детям свои занятия.
Основная цель, к которой я стремлюсь на своих занятиях, это создание у детей положительного психоэмоционального настроения. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции и радость.