Светлана Георгиевна Максимова
Конспект занятия в подготовительной группе «Глина и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: познакомить детей со свойствами глины; учить сравнивать глину и песок, отмечать, что общего и чем они отличаются; развивать экспериментальную деятельность детей, умение анализировать, обобщать, делать выводы; развивать логическое мышление, умение решать проблемные задачи.
Ход:
- Ребята, нам пришла посылка от девочки Батагоз из пустыни. Отгадайте, что лежит в посылке:
- Сыпучий, состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, бывает обычно желтого, коричневого цвета, хорошо пропускает воду, обладает сыпучестью, в пустыне его очень много /песок/
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Глина и ее свойства“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Поделки из глины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
- Что еще можно добавить о песке? /Сухой песок намного легче сырого. Песок состоит из разных по размерам песчинок, по цвету, по состоянию блеска (одни блестят, другие матовые/
Батагоз хотела изготовить посуду из песка для своего дедушки, но у нее ничего не получилось. Почему?
Мы поможем Батагоз найти нужный материал для изготовления посуды и отправим ей посылку.
Сегодня мы познакомимся со свойствами и особенностями известного природного материала, полезным ископаемым – глиной. Глина, также как и песок образуется при разрушении различных горных пород (под действием солнца, воды, ветра, гранит разрушается).
Сравним мелкий порошок глины и песка. /Дети рассматривают через лупу/ Чем отличаются? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок. Песчинки не связаны друг с другом. Глина состоит из мелких частичек, чешуек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу, скреплены между собой. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются/.
Возьмите в руки сырую глину. Попробуйте помять ее в руках.
Что можно сказать о глине? /Сырая глина вязкая, липкая, пластичная - из нее можно лепить/
Слепите из глины чашку.
Ребята, как вы думаете, проходит ли вода через глину? Как можно проверить? Налейте в изготовленную вами чашку воду.
Вывод: глина не пропускает воду.
Логическая задача. В теплый летний день дети пошли в лес. Вдруг начался ливень. Дети промокли, заторопились домой. Стали спорить, по какой дороге идти: короткой, но глинистой или длинной, но песчаной? Все выбрали длинную. Только Сережа пошел по короткой дороге. Дети пришли домой, переоделись в сухую одежду, сели обедать - и только тогда появился Сережа - мокрый, грязный, сердитый. Почему он так долго добирался до дома? Ведь он шел по короткой дороге?
-А вы бы выбрали какую дорогу? Почему?
Вывод: песок пропускает воду, а глина - нет, от воды глина становится вязкой, липкой - идти по ней тяжело.
Рассмотрим свойства сухой глины.
Ребенок ударяет молоточком по сухому комочку глины.
Вывод: сухая глина очень хрупкая, поэтому с глиняными изделиями нужно обращаться осторожно. Они ломаются, рушатся от удара, падения.
У меня на столе - вазы, чашки, сувениры. Как вы думаете, из чего они изготовлены?/из глины/ Это изделия из керамики. Значит, они - керамические. Керамика - это обожженная глина, покрытая глазурью. Вот почему она так блестит.
Дети исследуют свойства керамической посуды.
Изделия из керамики - тяжелые. Керамические изделия не пропускают воду. В них можно наливать жидкость. Керамические вещи - непрозрачные (кашпо, горшки - не видно корней, земли, на ощупь - гладкие. А дно - шершавое. По дну легко определить, что изделие из глины покрыто глазурью. От удара керамическое изделия раскалываются на куски /хрупкие/.
Звучат ли керамические изделия? /Издают мелодический звук/
- Что же мы отправим в посылке для Батагоз? /Глину, из которой Батагоз сможет слепить любую посуду/
Итог занятия.