МААМ-картинки

Годовой проект «Использование дидактического синквейна с детьми старшего дошкольного возраста 6–7 (8) лет»

Харченко Светлана Николаевна
Годовой проект «Использование дидактического синквейна с детьми старшего дошкольного возраста 6–7 (8) лет»

1. Пояснительная записка

«Если вы мне расскажете, я быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню»

Жан Жак Руссо

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест.

Анализ результатов диагностики за последние 3 года свидетельствует о том, что ежегодно прослеживается увеличение количества дошкольников с речевыми нарушениями. (Приложение №1)

Публикация «Годовой проект „Использование дидактического синквейна с детьми старшего дошкольного возраста 6–7 (8) лет“» размещена в разделах

В условиях реализации нового стандарта дошкольного образования, учителю-логопеду приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют современным требованиям.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, я находилась в поиске современных технологий (техник, которые заинтересуют воспитанников, не требуют особых условий для использования и органично впишутся как в работу по развитию лексико-грамматических категорий, так и в работу по развитию связной речи.

Поэтому я в своей работе стала использовать технику «Дидактический синквейн». Данная техника относится к игровой технологии и воспринимается дошкольниками как увлекательная игра.

Цель проекта : повышение результативности работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста 6-7(8) лет посредством целенаправленного применения техники синквейн.

Задачи:

1. Познакомить детей с новой творческой формой работы – составление синквейна.

2. Обогащать словарный запас детей.

3. Развивать лексико-грамматический строй речи.

4. Развивать фразовую речь, ассоциативное мышление.

2. Актуальность и новизна проекта

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Дети с речевыми нарушениями испытываем в этом трудности. Они не владеют навыками связной речи в достаточном объёме. Инновационность данной техники состоит в создании условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

У любого специалиста, работающего с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть возможность быстрого и эффективного выбора технологий (техник) для каждого ребёнка.

Одной из таких техник развития речи ребёнка, которая позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. А также составление синквейна, полезно для выработки способностей к анализу. Эта техника также являются превосходным способом контроля и самоконтроля. Процесс составления синквейнов позволяет гармонично сочетать в обучении такие подходы, как информационный, деятельностный и личностно-ориентированный.

Новизна проекта заключается в следующем: технику синквейн можно включать в коррекционно-развивающую работу не нарушая структуры занятия. Данная техника может легко интегрировать с другими областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

3. Ожидаемые результаты

Техника «Дидактический синквейн», применяемая в коррекционно-развивающей работе с детьми по развитию речи, будет способствовать успешной коррекции всей речевой системы в целом.

Дети будут проявлять интерес к этой деятельности на протяжении всего занятия, будут самостоятельно рассуждать, классифицировать, делать обобщения и выводы. Смогут получить прочные знания об окружающем мире и будут их использовать в практической деятельности. Они будут иметь богатый словарный запас. Безошибочно пользоваться лексико-грамматическими оборотами. В результате коррекционной работы к концу года у детей разовьётся речевой самоконтроль. Они будут способны составлять тексты разного типа: описание, повествование, рассуждение.

Прогноз возможных негативных последствий

№ Возможные негативные последствия Способы их решения

1. Угасание у педагога интереса к работе по осуществлению проекта Проведение психологических тренингов.

2. Угасание у детей к изучению новой техники Проведение исследования, нахождение проблемы

3. Угасание у родителей интереса к данной технике Проведение индивидуальных консультаций

4. Низкие результаты диагностического обследования Проведение исследования, нахождение проблемы

4. Содержание проекта

Что же такое синквейн? Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое состоит из пяти строк. Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим синквейном. Существуют определенные правила написания синквейна :

1-я строка – одно слово («слова-предметы»);

2-я строка – два слова («слова-признаки»);

3-я строка – три слова («слова-действия»);

4-я строка – три – пять слов («предложение»);

5-я строка – одно слово или словосочетание («слова-ассоциации»).

В первой строке синквейна задается тема, которая заключает в себе одно слово. Это существительное, отвечает на вопросы кто? или что?

Вторая строка – два слова. Это прилагательные, они обозначают признаки выбранного предмета, данного в первой строке. Отвечают на вопросы – какой? какая? какое? какие?

Третья строка образована тремя глаголами. Они описывают характерные действия, происходящие с предметами. Отвечают на вопросы – что делает? что делают?

Четвертая строка – это фраза из трёх – пяти слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету.

Пятая строка – подбор ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне. Это одно слово (словосочетание, с помощью которого, автор выражает свои чувства к предмету.

Сроки и этапы проекта

Продолжительность проекта составляет один учебный год. Участники проекта : учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста 6-7(8) лет, родители воспитанников. Работа по обучению дошкольников составлению дидактического синквейна ведется поэтапно :

I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь)

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями : «слова-предметы», «слова-признаки», «слова-действия», «предложение», «слова-ассоциации», знакомство со схемами этих слов.

Коррекционно-развивающую работу на этом этапе начинаем проводить с того, что педагог зачитывает синквейн, в виде загадки, т. е. пропускает первую строку (название стихотворения, а дети должны отгадать, о чём идёт речь. После того, как дети догадались, о чём идёт речь, необходимо обратить их внимание на это и прочитать синквейн с самого начала.

Следующая форма работы заключается в том, что педагог вместе с детьми начитает разбирать синквейн по схеме. (Приложение №2)

Дети знакомятся с понятиями: «слова-предметы», «слова-предметы живые», «слова-предметы неживые», «слова-признаки», «слова-действия». Знакомя детей с понятиями «слова-предметы» и «слова-действия», мы готовим платформу для последующей работы над предложением.

После того как у детей сформировалось понятия о «словах-предметах», «словах-признаках», «словах-действиях», подходим к понятию «предложение» и его структура.

Схема предложения помогает детям более конкретно ощущать границы слов. В этой работе педагог использует картинки, на которых изображены какие-то действия. Ребёнок составляет предложение по этой картинке и одновременно загибает пальцы, для того, что бы знать, сколько слов находится в его предложении.

В первую очередь дети расширяют свои умения по составлению простого нераспространённого предложения по картинкам с помощью главных членов речи – подлежащего и сказуемого. Далее структура предложения распространяется путём введения в него второстепенных членов предложения - определения, дополнения, обстоятельства.

После того, как дети научились по схеме составлять предложения, мы приступаем к понятию «слова-ассоциации». Показав детям картинку с предметом, ( например: торт, педагог спрашивает, какие слова можно подобрать к этой картинке (праздник) или как мы можем это слово сказать по-другому? (сладость).

Составление дидактических синквейнов начинается с простых лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные».

II этап – основной (январь – май)

Цель: знакомство и подбор символов-картинок; формирование умения составлять синквейн с помощью этих символов-картинок по лексическим темам.

Когда дети научились составлять синквейны по схеме, мы приступаем к основному этапу – подбору «символов-картинок» к «словам-признакам» и «словам-действиям» по лексическим темам над которыми будут работать дети совместно с педагогом. «Символ-картинка» - это картинка, в которой «спряталось» слово. Если на картинке изображён лист белого цвета, дети могут предположить, что там «спряталось» слово - белый.

Дети, вместе с педагогом, начинает подбирать к определённой лексической теме «символы-картинки», а потом пробовать составлять синквейны с их помощью. После того, когда дети понимают принцип работы, они приступают к самостоятельной работе.

Символы-картинки помогают не читающим дошкольникам, составить синквейн. (Приложение №3)

Таким образом, составления синквейна носит характер комплексного воздействия. Не только на развитие речи, но и способствует развитию мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия. Развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей. Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом ФГОС ДОУ.

В нашем дошкольном учреждении я такую работу проводила с группой «Пчёлки». Большое значение отводила работе с родителями. После проведения консультации «Применение техники синквейн в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста 6-7(8) лет» и мастер-класса «Учимся составлять синквейн», я предложила родителям вместе с детьми попробовать написать нерифмованные стихотворения по лексическим темам («Наши сочинялки»)

На протяжении всей работы над проектом я не столкнулась с ожидаемыми трудностями, которые я предполагала в процессе изучения этой техники. Детям было интересно на каждом занятии, так как они получать всегда новую информацию. При составлении стихотворений они были вовлечены в творческую игру, которая давала им возможность самовыражаться. Хочу также отметить активность родителей, которые принимали участие в этом проекте. Ведь эта техника интересна не только детям, но и взрослым. Подбирая лексические темы, по которым ребята работали, я была в активном поиске чего-то нового и интересного.

После использования техники «Дидактический синквейн» (в конце учебного года) провела диагностическое обследование детей, которое показало динамику речевого развития. (Приложение №4)

Таким образом, используя технику «Дидактический синквей» в своей практике, я увидел, что у детей развивается импрессивная речь, обогащается и активизируется лексическая сторона речи. Закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, как по предметным картинкам, так и по сюжетным, а также по прослушанному рассказу или сказке. Использование этой техники позволило создать условия для свободного выбора ребёнком деятельности, принятие решений, выражение чувств и мыслей. Благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребёнка. Созданные детьми стихотворения стали для них важными и значимыми! (Приложение №5)

Публикации по теме:

«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет Добрый день, коллеги и гости сайта. Представляю Вашему вниманию фотоотчет презентации своего опыта работы по теме: «Использование нетрадиционного.

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Педагогический проект по патриотическому воспитанию «75 лет Победы в Севастополе» с детьми старшего дошкольного возрастаПедагогический проект по патриотическому воспитанию «75 лет Победы в Севастополе» с детьми старшего дошкольного возраста Тема проекта: 75 лет Победы в Севастополе Актуальность проекта: патриотическое воспитание детей является одной из важных составляющих.

Познавательный проект деятельности по ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность дома» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию проект деятельности с детьми старшего возраста по ОБЖ на тему "Безопасность дома", который.

Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук — волшебник»Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук — волшебник» Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук – волшебник» Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное.

Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная Война»Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная Война» Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная Война»Рассказав ребенку о Великой Отечественной Войне, о подвиге советских.

Проект «Волшебные краски». Использование техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего дошкольного возрастаПроект «Волшебные краски». Использование техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего дошкольного возраста «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего дошкольного возраста» Тип проекта: обучающий, творческий.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Годовой проект «Использование дидактического синквейна с детьми старшего дошкольного возраста 6–7 (8) лет»
Опубликовано: 18 февраля 2021 в 14:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД