Наталья Куштова
Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук — волшебник»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук – волшебник»
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский Центр развития ребенка - детский сад «Белоснежка»
Воспитатель I квалификационной категории
группы компенсирующей направленности Куштова Н. Г.
Актуальность
Публикация «Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста „Гласный звук — волшебник“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Развитие фонематического слуха - важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. У детей с нарушениями речи отмечается нарушение фонематического слуха, т. е. нарушена способность к слуховому восприятию звуков и умение различать эти звуки в речи. Типичные ошибки детей с нарушениями речи – пропуски гласных звуков, недостаточность слухоречевого ритма.
Учитывая важность проблемы по этому вопросу и результат диагностики фонематического восприятия и фонематических представлений у детей старшей группы компенсирующей направленности в нашей группе был запущен проект «Гласный звук - волшебник».
Направление проекта: информационно - практико-ориентированный.
Сроки реализации: 6 недель.
Цель: сформировать умение к слуховому восприятию гласных фонем у детей с нарушениями речи посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи:
• развивать артикуляционный аппарат;
• закреплять правильное произношение гласных звуков;
• развивать фонематический слух, акустическую память;
• учить различать на слух и называть слова с заданным гласным звуком в начале и в конце слова;
• совершенствовать интонационную выразительность речи;
• накапливать предметный словарь.
Участники проекта: дети и родители старшей группы компенсирующей направленности.
Ожидаемый результат: участие в проекте будет способствовать развитию фонематического восприятия, сформируется умение различать гласные фонемы в словах.
Этапы проектной деятельности
Подготовительный этап
• подобрали, изучили методическую, научную и художественную литературу;
• разработали и систематизировали дидактические игры и игровые упражнения по теме проекта;
• оформили в группе речевой уголок «Звуковая полянка»;
• провели родительское собрание по теме «Результаты обследования речевых возможностей детей старшей группы».
Практический этап
Были проведены следующие мероприятия:
• артикуляционные упражнения;
• фронтальные занятия логопеда;
• коррекционные часы;
• дидактические игры и упражнения;
• разучивание стихотворений, загадок на каждый гласный звук;
• консультации для родителей.
Заключительный этап
• Итоговое логопедическое занятие;
• Развлечение «Путешествие в страну Гласных звуков»;
• Оформление выставки «Прекрасные гласные».
Критерии отслеживания результативности:
Дети усвоили понятие «гласные звуки», научились различать на слух и называть слова с заданным звуком.
Пути реализации проекта «Гласный звук – волшебник»
Подготовительный этап
Деятельность логопеда: опрос, анкетирование, сбор анамнестических данных (работа с родителями); логопедическое обследование детей (фиксируется в индивидуальной речевой карте ребенка)
Деятельность воспитателей: подготовка методического оснащения, разработка дидактических игр и упражнений (см. Приложение 2)
Деятельность детей и родителей: родительское собрание по теме «Результаты обследования речевых возможностей детей старшей группы»
Практический этап
Деятельность логопеда: фронтальные логопедические занятия. Индивидуальные и подгрупповые занятия
Деятельность воспитателей: коррекционные часы по плану логопеда. Индивидуальная работа по ЗКР. Продуктивная деятельность. Консультации для родителей
Деятельность детей и родителей: Индивидуальные домашние задания в тетрадях
Итоговый этап
Деятельность логопеда: итоговое логопедическое занятие.
Деятельность воспитателей: развлечение «Путешествие в страну Гласных звуков».
Деятельность детей и родителей: выставка «Прекрасные гласные».
Приложение 2
«Звуки гласные поем мы с моим мячом вдвоем»
Цель: развивать длительный плавный выдох, закрепить произношение гласных звуков.
Ход игры: педагог предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая мячик по полу. Ребенок делает вдох, плавно катит мяч, пропевая гласный звук. Игру можно проводить в кругу или парами, пропевая заданные педагогом гласные звуки и катая мяч. Педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатить плавно, звук пропевать протяжно.
«Стучалочка» звуки я сказать хочу и по мячику стучу
Цель: тренировать четкое произношение гласных звуков, развивать фонематическое восприятие.
Ход игры: игра проходит в кругу. Дети сидят на полу, мяч зажат у каждого ребенка между коленями. Педагог произносит гласные звуки,
«Четвертый лишний»
Цель: упражнять в выделении гласного звука в словах; учить определять позицию заданного звука в слове, развивать фонематический слух, развивать мыслительные операции, память, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку посмотреть на ряд картинок, где в трех картинках гласный звук совпадает, а в четвертой нет. Ребенку необходимо определить лишнюю картинку.
«Кто больше»
Цель: упражнять в выделении гласного звука в словах.
Ход игры: дети объединяются в две компании, называют слова с гласного звука. Воспитатель откладывает счетный материал. Выигрывает та компания детей, у которой будет больше фишек.
«Назови звук»
Цель: упражнять в выделении гласного звука в словах, развивать фонематический слух детей.
Ход игры: воспитатель называет различные слова с интонационным выделением одного гласного звука. Ребенок, поймавший мяч, называет выделенный звук и перебрасывает мяч воспитателю.
«Найди общий звук»
Цель: развивать фонематический слух детей.
Ход игры: воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки определить один и тот же звук, встречающийся во всех этих словах.
«Магазин»
Цель: продолжать учить детей определять первый гласный звук в слове.
Ход игры: воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.
«Звуковое лото»
Цель: учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.
Ход игры: детям раздаются карты лото с гласной буквой и пустыми клеточками. Воспитатель называет слово звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой.
«Подними нужную карточку»
Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки.
Ход игры: педагог произносит звук, а дети на слух определяют гласный это звук или согласный (твердый, мягкий). Дети поднимают карточку того цвета, каким обозначают этот звук.
Выставка «Прекрасные гласные»
Наша "Звуковая полянка"