Юлия Болотова
Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОО в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Городское методическое объединение
Инновационные методы и формы работы
по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОО
в рамках реализации ФГОС
Статистические данные за 2017 год.
В 2017 году в Новосибирской области зарегистрировано 3126 пожаров, на которых погибли 192 человека, в том числе 15 детей; 296 человек получили травмы, в том числе 28 детей. По вине детей произошли 40 пожаров. Основная их причина - оставление детей без присмотра или ненадлежащий присмотр за ними.
Публикация «Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОО в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах
В 2017 году 5 несовершеннолетних погибли на водных объектах. Основными причинами гибели детей стали: - купание в необорудованном месте; - отсутствие контроля со стороны родителей.
По итогам 2017 года в области зарегистрировано 340 случаев дорожнотранспортных происшествий с участием детей, в которых погибло 11 несовершеннолетних и травмировано 360
Из общего количества погибших детей, 9 - дети пассажиры, 1 пешеход, 1 водитель велосипеда. Все факты гибели детей зафиксированы в районах Новосибирской области.
Самыми аварийными месяцами были июнь (3 факта гибели детей) и июль (4 факта гибели детей-пассажиров). Из-за неосторожного поведения детей на дороге произошло 89 ДТП; 183 ДТП произошло с участием детей-пешеходов. Зарегистрировано 70 фактов наездов на детей - на пешеходных переходах; в 60% случаях - вне зоны перехода, при переходе в неположенном месте или внезапном выходе на проезжую часть. 34 ДТП зафиксированы в темное время суток и без повсеместного использования световозвращателей.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека на сегодняшний день признается во всем мире
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности.
Давайте разберем, что же такое опасность?
Какие направления безопасности жизнедеятельности вы знаете?
Безопасное поведение в природе
Пожарная безопасность
Безопасность на дорогах, на улицах города
Безопасность собственной жизнедеятельности
Т. е безопасность связана с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.
Формирование основ безопасности – это:
формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка.
Главная цель по воспитанию у детей безопасного поведения – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Ведь безопасность – это не просто усвоенные знания, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, т. к. именно родители выступают для ребенка примером для подражания
Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Необходимо создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
Специалисты в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем – то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это.
Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с общественными организациями.
В настоящее время педагогические коллективы интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОО направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя
игровая технология
технология «ТРИЗ» и др.
Я предлагаю разделиться на две группы.
Первая группа должна аргументировать, почему использования инновационных технологий по безопасности в ДОО несет пользу.
А вторая группа будут их оппонентами и должны рассказать, почему традиционные способы обучения детей безопасному поведению лучше, чем инновационные.
Многие родители ежедневно на глазах своих детей нарушают правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и не задумываются над тем, какой пример для подражания они подают своим детям. Также не задумываются они и о том, что ставят перед детьми неразрешимую задачу: как же все-таки действовать правильно, как говорят им взрослые или как поступают взрослые, а затем можно ли верить этим взрослым? Когда случается неприятная ситуация с ребенком, то виноватыми оказываются окружающие его взрослые, но в первую очередь это родители, которые своим примером должны были научить, воспитать и уберечь своего ребенка от возможных неприятностей. Ребёнок же в свою очередь должен четко знать, как надо вести себя в той или иной ситуации, как необходимо действовать.
Заключение
Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей.
Подводя итог, мы ясно осознаем, как важно понимать значимость «Безопасности» в жизни каждого человека. И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее. Только глядя на мир детскими глазами, понимая окружающее через их внутреннее мироощущения, мы сможем научить ребенка правильно вести себя на проезжей части, с незнакомцами и избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья.
Игра «Чемодан, корзина, мясорубка»
Для того что бы понять какие технологии по безопасности вам сегодня понравились или не понравились я предлагаю поиграть в игру «Чемодан, корзина, мясорубка».
Картинка чемодан будет символизировать, что вам данная технология понравилась и я обязательно буду ее использовать в работе с детьми, картинка корзина говорит, о том что данная технология мне не интересна и я ее оставлю без внимания, а картинка мясорубка символизирует, то что над данной технологией надо поразмыслить, подумать и решить использовать ее или нет.
Ваши ответы.