Марина Николаевна Сокольникова
Информационно-экспериментальный проект «Господин Лук»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-экспериментальный проект
«Господин Лук»
Руководитель проекта:
Участники проекта:
Дети, родители, педагоги.
Паспорт проекта
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: информационный.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой (15-19 человек, все желающие).
По времени проведения: средней продолжительности (2-3 недели).
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Состав проектной группы:
Руководитель проекта - воспитатель.
Публикация «Информационно-экспериментальный проект „Господин Лук“» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Дети и родители группы.
Объект исследования – культура лук репчатый
Цель проекта:
Формировать у детей основы исследовательской деятельности, экологическое самосознание.
Выявить благоприятные условия для роста и развития лука.
Увидеть конечный результат исследовательской работы.
Задачи проекта:
Развивать речь детей,
Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук».
Вызвать желание детей самим посадить лук и отобразить это в календаре наблюдений.
Закрепить знания о форме предмета.
Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле. Создать условия для исследовательской деятельности.
Познакомить детей со значением витаминов в жизни человека.
Прививать бережное отношение к своему здоровью.
Актуальность проблемы:
При проведении совместной деятельности – посадка лука, все дети проявили желание помочь, посадить самим. Возникла идея реализовать проект «Господин лук», и предложить детям посадить лук, пронаблюдать как и насколько быстро вырастет, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде.
Проект включает в себя 3 этапа:
Подготовительный этап
Разработка стратегии реализации проекта.
Подбор материала по теме «Лук. Свойства лука. Народные рецепты лука».
Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности.
Основной этап
1. Совместная деятельность – посадка лука.
2. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.
3. Совместная деятельность «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый».
4. Консультация для родителей «Полезные свойства лука», «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый. Полезные и целебные (лечебные) свойства лука репчатого. Чем полезен лук. Лечение луком: народные рецепты».
5. Посадка лука в домашних условиях.
6. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях дома.
Заключительный этап
НОД по теме «Господин лук», отчет о том, что получилось дома (предоставление календаря наблюдений о посадке лука на перо в домашних условиях).
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: получения новых знаний, проявления творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности, привитие любви к чтению произведений с дальнейшим анализом, прочитанного.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получают новые знания, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, чтение совместно с ребенком.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (чтение произведений, эффективно развивает творческое и познавательное мышление дошкольников, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием лука.
Родители: совместно с детьми садят и наблюдают за прорастанием лука.
Обеспечение проектной деятельности
Методическое:
Консультации по теме проекта
Предполагаемый результат проекта
Дети совместно с родителями провели наблюдение за прорастанием лука, с предоставлением результата своей деятельности в группу
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
Разработка стратегии реализации проекта.
Подбор материала по теме «Лук. Свойства лука. Народные рецепты лука».
Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности.
Основной этап
Совместная деятельность – посадка лука.
Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.
Совместная деятельность «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый».
Консультация для родителей «Полезные свойства лука», «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый. Полезные и целебные (лечебные) свойства лука репчатого. Чем полезен лук. Лечение луком: народные рецепты».
Посадка лука в домашних условиях.
Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях дома.
Заключительный этап
НОД по теме «Господин лук», отчет о том, что получилось дома (предоставление календаря наблюдений о посадке лука на перо в домашних условиях).
Составление презентации проекта.
Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта
Первый этап проектирования – подготовительный, за период данного этапа:
Разработали стратегию реализации проекта.
Подбор материала по теме «Лук. Свойства лука. Народные рецепты лука».
Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности.
Данный этап реализовывался в течение 3 дней, за истекший срок организовали:
Подбор наглядного и информационного материала по теме проекта.
Проведена беседа с детьми, на определение актуальности данного проекта.
Составлен план основного этапа проектирования.
Промежуточный отчет основного этапа проекта
Данный этап реализовывался 3 недель, за истекший срок организовали:
Для детей: совместную деятельность по темам:
1. Посадка лука.
2. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.
3. «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый».
Для родителей
Консультация для родителей «Полезные свойства лука», «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый. Полезные и целебные (лечебные) свойства лука репчатого. Чем полезен лук. Лечение луком: народные рецепты».
Посадка лука в домашних условиях.
Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях дома
Промежуточный отчет заключительного этапа проекта
На заключительном этапе проектирования, который длился 1 день организовали:
НОД по теме «Господин лук», отчет о том, что получилось дома (предоставление календаря наблюдений о посадке лука на перо в домашних условиях).
Составление проекта.
Проект рассчитан на три недели, в течение двух недель проходит наблюдение в домашних условиях и в условиях детского сада, а одной недели проходит совместная деятельностьдо посадки лука и после посадки. (15 февраля – 5 марта 2017 г.)
Целью проекта является: привлечение детей к самостоятельной посадке лука, уходу за ним, с дальнейшим предоставлением результата своей деятельности.
Результат проекта
Рассматривая, выполненные работы с детьми, сделали вывод, лук прорастает у каждого по своему, все зависит от того как за ним ухаживать, поливать, он может расти в воде, может расти в «аквариуме», может расти один и целой семейкой, а также в виде ракеты (но многое зависит и от качества земли в которую сажают лук).
Календари наблюдений за прорастанием лука.
Предварительная беседа с детьми о пользе лука, о его целебных свойствах.
Ребята узнали, что лук используют не только для приготовления салатов и супов, но также лук полезен своими лечебными свойствами. Благодаря высокому содержанию фитонцидов лук эффективен для профилактики простудных заболеваний и гриппа. Такая «зеленая аптечка» может расти в группе на подоконнике.
Лук репчатый.
Польза лука репчатого не только в его остром вкусе и специфическом
аромате, издавна известно о его целительных свойствах, которые с успехом применяются и сегодня. В диком виде это многолетнее растение, при возделывании его в культуре – двухлетнее. В первый год из семян вырастает луковица, во второй год она дает цветоносный стебель и семена. Также распространено размножение лука вегетативным способом - луковицей. Луковица представляет собой видоизмененный побег, а чешуйки, из которых она состоит – видоизмененные листья. Луковицы некоторых сортов репчатого лука достигают диаметра 15 см. Наружные чешуйки сухие, и в зависимости от сорта могут быть окрашены в желтый, фиолетовый или красный цвет. Внутри чешуйки белые, зеленоватые или фиолетовые, по структуре сочные и мясистые. Они расположены на укороченном видоизмененном стебле – донце, от которого вниз отходят белые корешки. Между сочными чешуйками находятся видоизмененные почки, именно из них образуются новые луковицы при вегетативном способе размножения.
НОД «Господин лук»
Цели:
1. формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука. Формировать у детей правильные приемы посадки луковицы (посадить луковицу донцем вниз, плотно прижимая ее к земле, полить водой из лейки).
2. Уточнить представления детей о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья. Познакомить детей с внешними особенностями луковицы (круглая, гладкая, покрыта шелухой).
3. Закрепить знания о потребностях растений в земле, воде и свете.
4. Вызвать интерес к посадке растений; желание употреблять лук в пищу, заботиться о своем здоровье; развивать трудовые навыки.
Словарная работа: луковица, корешки, шелуха, перышки, огород, польза, недуг.
Материал:
1. Игровой персонаж – кукла дед Лукьян
2. Корзинка с луковицами
3. Лоток с землей
4. Лейка с водой
5. Влажные салфетки
6. Клеенка
Предварительная работа:
1. Уход за комнатными растениями в группе (полив)
2. Рассматривание иллюстраций «Овощи», «Фрукты»
3. Дидактическая игра «Овощи и фрукты»
Ход занятия:
Дети рассаживаются за столом. Появляется дед Лукьян.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел дед Лукьян.
(дед)-Здравствуйте, ребята!
(дети здороваются)
(дед)- ребята, старый я стал совсем, сил не хватает, помогите мне в огороде лук посадить.
-что, дедушка так лук любишь?
(дед) –лук мой друг. Я его и кушаю, и от болезней спасаюсь. Знаете поговорку- лук от всех недуг. Недуг- значит болезнь. Получается- лук от всех болезней помогает. А вы, ребятки, лук кушаете?
(дети отвечают)
-Ребята, давайте поможем деду Лукьяну в огороде лук посадить!
(дети отвечают)
(дед) -А когда лук прорастет- у него появятся зеленые перышки. В них много свежих витаминов. Я вас этим зеленым лучком угощу!
-спасибо, дедушка! Нам сейчас очень нужны витамины, что-то наши ребята болеют часто, а твой лучок поможет им здоровье укрепить и болезни победить!
Физминутка:
- А теперь, ребята, давайте с вами поиграем.
(дети встают врассыпную, повторяют движения воспитателя)
-Есть у нас огород, там зеленый лук растет,
-Вот такой вышины, вот такой ширины.
-Ты, лучок, сюда спеши
-И немного попляши!
-Молодцы, ребята.
Дед Лукьян вносит корзину с луковицами и нечаянно ее опрокидывает.
(дед) –ой, ребята! Держите их скорее! Укатились наши луковицы!
(дети собирают, количество луковиц- на каждого ребенка по одной + 1 воспитателю, возвращаются на свои места)
-ребята, рассмотрите внимательно наши луковицы.
«Луковица золотая
Круглая, литая.
Есть у нее один секрет-
Нас она спасёт в обед:
Может вылечить недуг
Витаминов полный лук»
Они покатились как мячи. Какой формы луковица? (отвечают, какие они на ощупь - гладкие или колючие, (отвечают), покрыта луковица шелухой. (Показываю) это у луковки верхушка, с другой стороны- донце. Посмотрите, что там есть?
(ответы детей) да, это корешки. Лук сажают корешками в землю. Своими корешками лук будет «пить» воду. Давайте подойдем к столу, где каждый по- очереди посадит свою луковицу в землю.
Показ с объяснением:
1. Нахожу у луковицы донце с корешками. Сажаю ее в землю корешками.
2. Надавливаю на луковицу, чтобы она крепко села в землю.
3. Поливаю землю вокруг луковицы.
4. Вытираю руки салфеткой.
-а теперь каждый из вас по- очереди. (вызываю каждого поочередно, контролирую процесс посадки)
-дети, куда же лучше поставить наш «огород»?
-давайте- поближе к солнышку- на подоконник, у солнышка света много, а свет очень нужен растениям.
(дед)-спасибо, вам ребята за помощь! Вот прорастет лук- угощайтесь на здоровье!
Подвожу итог занятия:
-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? (ответы) для чего мы посадили луковицы? (чтобы вырастить зеленый лук) Чего в зеленом луке очень много? (витаминов) Для чего нам нужны витамины? (укрепить здоровье).
-А теперь давайте поиграем в интересную и вкусную игру.
Провожу игру «Угадай на вкус»:
Цель: учить различать на вкус овощ и фрукт, активизировать в речи их названия.
Материал: на тарелках под салфеткой очищенные от кожуры кусочки яблока и огурца, наколотые на зубочистки.
Ход игры:
-Я даю вам по- очереди попробовать вкусные кусочки, а вы отгадайте, что это и назовите- фрукт это или овощ.
Анализ:
-Кто сегодня был у нас в гостях? Что принес с собой?
-Какая польза от лука?
-Теперь мы каждый день будем наблюдать как растет наш лук. Как мы будем ухаживать за луком?