МААМ-картинки

Готовность к овладению чтением дошкольников с общим недоразвитием речи

Людмила Панкратова
Готовность к овладению чтением дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Готовность к овладению чтением дошкольников с общим недоразвитием речи.

Определение понятия готовности к овладению чтением

Поступление в школу - очень важный этап в жизни каждого ребёнка. В момент перехода с дошкольной ступени на начальную школьную ступень, у детей кардинально изменяется социальная ситуация развития, поэтому к началу обучения в первом классе их необходимо планомерно подготавливать. Выполняя ФГОС ДО, решаются все целевые ориентиры, которые представляют собой социально-нормативные и возрастные характеристики возможных достижений детей на завершающем этапе уровня дошкольного образования.

Публикация «Готовность к овладению чтением дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Методы коррекционной работы по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению чтением.

У детей, имеющих нарушения устной речи, возможны возникновения трудности в овладении чтением. Возможные предполагаемые затруднения: - слияния звуков в слоги и слова; -взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков (свистящих – шипящих, мягких – твердых, звонких – глухих); - побуквенное чтение; - искажение слоговой структуры слова; - резко замедленный темп при чтении; - нарушение понимания прочитанного материала; - пропуски согласных звуков (букв) в стечениях согласных букв (звуков); - слияние двух или нескольких слов в одно слово; - стойкие орфографические ошибки при письме. Для эффективной коррекционной работы использовались задания, стимулирующие активность и заинтересованность детей, способствующие переводу какого-либо действия из зоны ближайшего развития в зону актуального развития. При разработке формирующего этапа мы опирались на традиционную методику формирования овладением чтением дошкольников с ОНР, где за основу взяли общепринятую последовательность изучения звуков и букв по системе Г. А. Каше, вместе с тем проводили определенную логопедическую работу, задачи которые мы ставили на формирующем этапе следующие: 1. Корректировать звукопроизношение, т. к. прежде всего, нужно устранить все недостатки произношения фонем (отсутствия звука, искажения, замены). 2. Развивать фонематическое восприятие. (Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различие высоты силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа). 3. Развивать навык звукового анализа и синтеза. (Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Научить различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Выделять звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и при этом количество слогов. Придумывать самостоятельно слова на заданный звук или слог). 4. Обогащать словарный запас и развитие практически пользоваться им. (Один из видов работы – подбор однокоренных слов, работа по активизации словарного запаса). 5. Развивать грамматической строй речи. (Основная задача этого этапа работа над пониманием и употреблением предлогов, распространение и сокращение предложений). 6. Развивать связную речь. (Обучение составлению описательных рассказов и совершенствование навыков пересказа небольших (понятных ребенку) текстов). 7. Развивать мелкую моторику и общую моторику. 8. Развивать мимическую мускулатуры и артикуляционную моторику. 9. Развивать чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации. Одним из условий при разработке нами логопедических занятий был дифференцированный подход, который предполагал, учет психологических особенностей детей, и включение в логопедические занятия по подготовке детей к овладению чтением упражнений на развитие психических процессов. Особое внимание уделяли заданиям и упражнениям для развития слуховой и зрительной памяти, а так же на формирование устойчивости внимания и его концентрации. Так же в период проведения формирующего этапа с детьми экспериментальной группы занимался педагог-психолог. Занятия по формированию готовности к овладению чтением проводились в русле общего речевого развития детей. Все проводимые нами занятия были фронтальными (время проведения 25-30 минут, условно их можно разделить на несколько типов: занятиязнакомства со звуком и соответствующей буквой, занятия по звуковому анализу и синтезу, чтению и письму слов, итоговые занятия. Структура занятия имеют следующие обязательные этапы построения: I. Вводная часть (1-2 упражнения на развитие психических процессов, дыхательная гимнастика, артикуляционная и мимическая гимнастика). II. Работа со звуком, развитие фонематического восприятия. III. Знакомство с графическим образом буквы, ее анализ и синтез. IV. Развитие графомоторных навыков (развитие мелкой моторики) V. Упражнения на логоритмику ( развитие: чувства ритма, общей моторики, зрительно-пространственной ориентации) VI. Подведение итогов. Кроме того, обязательным на фронтальных занятиях было проведение физминуток и пальчиковой гимнастики. Итоговое занятие проводилось для обобщения, закрепления и систематизации полученных знаний. На таких занятиях больше времени уделяли дифференциации звуков и букв, что является одновременно и профилактикой дислексии у детей с общим недоразвитием речи. Рекомендуемые формы проведения таких занятий – мини-развлечение, минипраздник, игра-путешествие, квесты. В содержании данных занятий должны быть отражены такие языковые явления, как многозначность слова, родственные слова, синонимия и антонимия, интонация, ритм и рифма, и т. д. При планировании работы по данной проблеме со старшими дошкольниками с ОНР обязательно осуществляли интеграцию между различными видами занятий. Предметом изучения на занятиях по формированию готовности к овладению чтением является слово - как единица языка, которая объединяет звучание и значение. Для ребенка важна последовательность изучения основных понятий, таких, как «звук», «слово», «слог», «предложение» и с этим мы должны их познакомить. Такие исследователи как (Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова и др.) считают дефекты устной речи ведущей причиной появления дислексии. Логопедическую работу по формирование звукопроизношения и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР строили в три этапа: 65 I этап работы - артикуляторный (подготовительный) включал в себя уточнение артикуляционной основы сохранных и легких в артикуляции звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [к], [к’], [х], [х’], [ф], [ф’], [в], [в’], [й], [б’], [д], [г], [г’] в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа. Данные звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к] - [х], [в] - [б] т. д.) либо являются заместителями отсутствующих звуков, то, все это свидетельствует о незавершенности процесса фонемообразования. Занятия по уточнению артикуляции, формированию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводились логопедом не только на индивидуальных, но и на фронтальных занятиях. Они строились на звуках, правильно произносимых всеми детьми экспериментальной группы. Далее мы в определенной последовательности включали во фронтальные занятия, поставленные к этому времени исправленные звуки. II этап работы - дифференцировочный, в котором выделяются два этапа. На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. В работе уделяли внимание уточнению дифференциации гласных звуков, от четкости произношения которых, в первую очередь, зависит внятность речи и анализ звукослогового состава. III этап работы - формирование звукового анализа и синтеза заключается в следующем: а) Формировали понятия и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки. б) Развивали представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове. в) На основании уточненных произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывали самую простую форму анализа выделение первого гласного звука из начала слова. г) Формировали умение делить слова на слоги, используя зрительную опору-схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой слог; Развивали умение оформлять слоговой анализ слова. д) Анализ и синтез обратного слога типа [ап]. е) Уточняли артикуляции согласных звуков. Выделяли последний согласный звук в слове типа «суп». ж) Выделяли начальные согласные в словах типа сок. з) Выделяли ударные гласные из положения после согласных в словах типа сом. и) Анализировали и синтезировали прямой слог типа [са]. к) Проводили полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из трех звуков типа «сом» и двухсложных типа «зубы» с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки. л) Проводили полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа «стол», «стул», двухсложных с закрытым слогом типа «кошка», трехсложных типа «панама», произношение которых не расходится с написанием. м) Преобразовали слова путем замены отдельных звуков: «бок» - «бак». н) Знакомили с буквами, объединяли буквы в слоги и слова. То есть, прежде чем начать читать, дошкольник должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, уметь самостоятельно проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова). Ребенок должны суметь постичь определенную систему закономерностей родного языка. Для этого мы учили их слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные, согласные (твердые и мягкие, сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составляли слова из слогов, из звуков, делили речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомили с буквами алфавита. После этого мы помогали детям овладеть послоговым, а затем слитным способом чтения. На своих занятиях мы расширяли словарный запас детей и учили практически пользоваться им в своей речи. Подбирали специальные упражнения и ставили конкретные лингвистические задачи: 1. Развивать понимание обобщающего смысла слова; 2. Развивать понимание отношений "целое и его часть", 3. Развивать понимание отвлеченного смысла слова; 4. Развивать языковое чутье в области морфологии (в усвоении абстрактных значений морфем); 5. Добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов; 6. Развивать стилистическое чутье; 7. Добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой). Методы применяемые нами для обогащения словаря детей на специальных занятиях - практические. Чаще всего при проведении лексических упражнений использовали прием дидактической игры, в частности игры с "дидактическими" (т. е. специально оснащенными) куклами. Использовали также дидактическую игру, известную под названием "Чудесный мешочек" (дети опускают руки в мешочек, наполненный мелкими предметами, и на ощупь узнают и называют их). Но, конечно, с помощью только кукол и других игрушек дети не могут "впитать" поэтическую сущность родного слова. Поэтому знакомили детей с окружающим и объясняли лексическое значение слов просто указанием на реальный предмет, действие, признак с помощью таких упражнений: 1. Упражнения, развивающие понимание отношения целое и его часть - деталь ("Назови целое», "Назови сложное действие", "Назови части"). 2. Упражнения, развивающие понимание смысла слова с родовым значением ("Уточни слово", "Дай общее название", "Дай три названия и больше"). 3. Упражнения для развития языкового чутья в области морфологии. («Назови ласково», «Чтобы означало это слово?» «Кто, где находиться?»). 4. Упражнения для усвоения антонимов и синонимов («Подбери слово», «Антонимы в сказках», и т. д.). Развивали грамматической строй речи в следующих направлениях: 1. Практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам); 2. Овладеть синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. 3. Знакомить с некоторыми нормами образования форм слов – словообразования. Добивались этого с помощью дидактических игры, игрыдраматизации, словесных упражнений, рассматривания картин, пересказ коротких рассказов и сказок. При работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста использовали следующие задания и упражнения: 1. Ряд последовательно выполненных действий. Организовывали игровую ситуацию. Ребенку давали несколько заданий, которые он выполнял в названной последовательности. Потом ребенок должен был прокомментировать свои действия. 2. Составление предложений с использованием ковралинографа В. В. Воскобоева. Ребенок отбирал несколько персонажей и предметы, с которыми будет манипулировать его «герои». На ковралинографе создавали разные ситуации, о которых рассказывал ребенок. Затем с помощью взрослого составляли рассказ. 3. Составление рассказа по картинке и серии картин. Сначала ребенок слушал рассказ. По прочтении предлагали выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующие картинки. Задавали ребенку серию вопросов, с помощью которых определяли, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось. 4. Составление рассказа-повествования. Дошкольники составляли разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине, серии картин. 5. Составление рассказов-описаний. Этому виду заданий предшествовала большая работа по сравнению предметов. Сравнение помогало активизировать мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов. Дошкольники описывали игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных. 6. Рассуждение. Развивали умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать сказанное. 7. Пересказ текстов. Обучали пересказу детей после того когда они уже овладели фразовой развернутой речью, учились слушать и понимать содержание текста. Пересказ помогал совершенствовать речевые навыки, развивать внимание ребенка и его мышление. Пересказ мог быть выборочным, кратким, мог же быть творческое рассказывание. 8. Разучивали стихотворения. При выборе материала, прежде всего, обращались к народному творчеству, использовали народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям. Данная работа не является исчерпывающей Так же на занятиях по формированию готовности к овладению чтением необходимо предлагать детям задания и упражнения для развития мелкой моторики и тем самым готовить руку к процессу письма. Для этого мы применяли графические игры и графические задания, перед которыми обязательно проводили гимнастику для пальцев. Пальчиковая гимнастика в данных упражнениях – это самые простые манипуляции рук, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола, но при этом они должны быть так же в форме игр, сопровождаться стихотворениями, потешками, детскими песенками. Цель таких упражнений для мелкой моторики – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание рук. В результате выполнения графических упражнений ребенок учился: а) свободно регулировать свои движения по направленности, степени нажима на карандаш, размаху, а так же по ритму; б) ориентироваться на листе; в) воспроизводить линии различных конфигураций, при этом не отрывая движение руки. При этом не следует предлагать детям прописывать мелкие графические элементы, элементы букв или сами буквы, т. к. это требует высокой точности выполнения и огромных волевых усилий со стороны ребенка, а при отрицательном выполнении задания у них может пропасть интерес к занятиям. Брали в работу штриховки, обведение контуров различных предметов. Прописывание на линии группы контурных изображений предметов (желуди, машинки, матрёшки, сливы, яблоки, и др.) все это помогало детям ориентироваться на листе, соблюдать строки, удерживать размер, многократно повторять изображения. Все эти навыки будут очень необходимы в начальной школе при написании букв в тетради. Важно, чтобы каждое графическое упражнение носило свое название «Орнамент на фартук», «Гирлянда на елку», «Узор из листьев», «Пропеллеры» и т. д. Такое образное соотнесение поможет детям за линией, контуром видеть определенный предмет, и развить фантазию, творчество. При этом такой подход к заданию делает сложную кропотливую работу по формированию графических навыков интересной и увлекательной для дошкольника. Развивали общую моторику на физминутках и логоритмических занятиях. Развитие мимической мускулатуры и артикуляционной моторики проводили с помощью специально подобранных упражнений артикуляционной гимнастики и упражнений для развития мышц мимической мускулатуры. Для этого включали в занятия релаксационные упражнения для мышц лица («Воздушные шарики», «Смайлики», «Игра в Сказку») Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног («Облака», «Лентяи», «Водопад», «Солнечный зайчик», «Пчёлка»). Развитие чувства ритма и зрительно-пространственную ориентацию развивали на логоритмических занятиях. На занятиях по формированию готовности к овладению чтением большое внимание мы уделяли и интонационной выразительности речи. Учили дошкольников выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формировали мелодику речи, учили постановки логического ударения, а так же управлять темпом и ритмом речи, что позволит в дальнейшем заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую в тексте информацию, точно передавать в речи свои чувства и мысли. Для этого мы смотрели отрывки из сказок, слушали аудиозаписи с выразительным, интонационно правильным произнесением текста, а затем сами пытались повторить то, что услышали. Играли в «Театр», где дети были героями сюжета. Это позволит в дальнейшем заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую в тексте информацию, точно передавать в речи свои чувства и мысли. Для этого мы смотрели отрывки из сказок, слушали аудиозаписи с выразительным, интонационно правильной речью. В системе нашей работы нашло отражение такое направление работы, как знакомство детей с буквами. Содержанием этих занятий является уточнение произношения звуков родного языка, автоматизация звуков, дифференциация звуков, смешиваемых по акустическим и артикуляторным признакам. Детям с общим недоразвитием речи для успешного формирования готовности к овладению чтением необходимы дополнительные эффективные вспомогательные средства и методики обучения. Такими вспомогательными, эффективными средствами, на наш взгляд, являются зрительные символы звуков гласных и согласных (Т. А. Ткаченко) и традиционные звуковые схемы слов, выполненные из цветных квадратовфишек. В отличие от буквы, символы легче ассоциируется старшими дошкольниками со звуками родного языка. Они помогают развить многоаспектное восприятие – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Схемы слов позволят организовать процесс чтения, осуществить его в игровом варианте, сделать этот процесс более легким и занимательным. Интересный метод при формировании готовности к овладению чтением старших дошкольников, который мы использовали на своих занятиях включение элементов сказкотерапии и ее разновидности – куклотерапии. Учитывая сложность предлагаемого дошкольникам материала, использование такого понятного и знакомого детям образа – куклы, повышает интерес к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность. В предложенных нами методических сценариях занятий введен сказочный персонаж «Карандаш». Именно этот герой ассоциируется с понятием «грамота», «письмо». Его функции на занятии различны: он знакомит детей с новым материалом, играет с ними в различные дидактические игры, при этом герой допускает «ошибки», которые малыши с удовольствием исправляют – это создает положительный эмоциональный фон, веселое, радостное настроение у детей, мотивирует на дальнейшие занятия. Также нами использовались средства ИКТ, так на интерактивной доске детям предлагались различные игры на развитие внимания, памяти, знакомство с новыми буквами, развития лексики и грамматики «Скажи какой?» «Кто больше увидит и назовет». Использовали интерактивную панель «Пчёлка», в которую программируются задания для развития речи и психических процессов детей «Что сначала» «Что лишнее» «Найди слова на заданный звук». По нашему мнению, именно на таких занятиях дошкольники знакомиться с буквами, учатся соотносить звук с его графическим символом – буквой. Нами была разработана и апробирована система из 74 занятий, включающие весь объем учебного материала, а также требования стандарта дошкольного образования. Каждое занятие структурировано по этапам и видам заданий. Это помогало варьировать последовательность заданий, выбирать необходимые виды работы, подбирать материал в соответствии с речевыми и познавательными возможностями детей исследуемой группы. Предполагалось постепенное усложнение материала, повторение изученного ранее материала в различной модальности. На своих занятиях в процессе подготовки к овладению чтением старших дошкольников мы реализовывали следующие задачи: -знакомить с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»; -знакомить с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова; - знакомить с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков; - научить называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета; - научить сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, сопоставлять слова по звуковому составу; - научить слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога; научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов. - научить плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения. - развивать психические процессы. По данному плану были проведены фронтальные занятия с детьми экспериментальной группы, конспекты некоторых из них представлены. Также нами был разработан семинар-практикум для родителей по теме «Подготовка детей к обучению чтению» .

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Индивидуальное логопедическое занятие для ребёнка 4 лет с системным недоразвитием речи «Весёлый дождик»Индивидуальное логопедическое занятие для ребёнка 4 лет с системным недоразвитием речи «Весёлый дождик» Цели занятия: - Развитие понимания обращённой речи. - Развитие речевого подражания. - Развитие направленной воздушной струи. - Формирование.

Интерактивное тестирование по овладению воспитанниками навыка владения мячомИнтерактивное тестирование по овладению воспитанниками навыка владения мячом Мяч - один из самых простых и доступных видов спортивного инвентаря, он хорошо знаком нам ещё с нашего детства и до сих пор не теряет популярности.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Фотоотчет о выступлении с чтением стихотворения «Зачем мы форму прадедов надели?»Фотоотчет о выступлении с чтением стихотворения «Зачем мы форму прадедов надели?» Празднику Победы 9 МАЯ посвящается! I часть-личный мастер-класс стихотворения (фото выступление) Зачем мы форму прадедов надели?. Представляю.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Готовность к овладению чтением дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 7 декабря 2021 в 20:42
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Готовность к овладению чтением дошкольников с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Панкратова (УИ 1363826) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД