Лариса Настина
Готовность к регулярному обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность ребенка к школьному обучению
Памятка для родителей и педагогов
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет.
Публикация «Готовность к регулярному обучению в школе» размещена в разделах
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в психологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Важны навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки, зрительно-двигательная координация.
Готовность ребенка к школе может определяться такими параметрами как планирование (умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью, контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью, мотивация учения (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их, уровень развития интеллекта.
Ребенок к школе не готов
Не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств, не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.
Ребенок к школе готов
Умеет планировать свои действия (или стремится к этому, ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.
Параметры готовности ребенка к школьному обучению.
1. Психологическая и социальная готовность.
• Желание учиться в школе (ребенок хочет идти в школу);
• Учебная мотивация (осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность);
• Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию (достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя);
• Организованность поведения (поведение организованное).
2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
• Фонематический слух, артикуляционный аппарат (нарушений в фонематическом строе речи, звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива);
• Мелкие мышцы рук (рука развита, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
• Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость (достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок);
• Координация в системе «глаз-рука» (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски);
• Объем зрительного восприятия (соответствует средним показателям возрастной группы).
3. Развитие познавательной деятельности.
• Кругозор (представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о своей стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года);
• Развитие речи (речь содержательна, выразительна, грамматически правильна);
• Развитие познавательной активности, самостоятельности (ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах);
• Сформированность интеллектуальных умений: анализа, синтеза, обобщения, установления закономерностей (ребенок определяет содержание, смысл, в том числе скрытый смысл, анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи);
• Произвольность деятельности (ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца);
• Контроль деятельности (результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью);
• Темп деятельности (соответствует средним показателям возрастной группы).
4. Состояние здоровья.
• Особенности развития в дошкольном возрасте;
• Темпы развития;
• Состояние соматического здоровья.