Получи документы

«Готовность к школе». Консультация для родителей будущих первоклассников

Валентина Ушакова
«Готовность к школе». Консультация для родителей будущих первоклассников

Когда до школы остается совсем немного времени, пора все взвесить и оценить, насколько ваш ребенок готов к школьному обучению. Какую школу лучше выбрать, на что ориентироваться при выборе класса (например, обычный или углубленный).

Публикация «„Готовность к школе“, Консультация для родителей будущих первоклассников» размещена в разделах

Однако порой возникает ситуация, когда рекомендуют ребенка оставить еще на один год перед школой, пройти еще раз подготовку, подрасти. Бывает так, что со своим календарным возрастом больше шести с половиной лет, а порой и полных семи, ребенок к школьному обучению готов не в полной мере. И вы чувствуете, что что-то вас смущает, и педагоги говорят, что можно бы не торопиться… Так в чем же могут быть причины?

Давайте разбираться. Считается, что то, насколько ребенок готов к школе, можно оценить по трем взаимосвязанным компонентам: физиологической, личностной и психологической готовности.

Оценкой физической готовности чаще занимаются медики, это такие показатели, как рост, вес, количество прорезавшихся и сменившихся зубов, пропорции тела, ну и наконец, основные группы здоровья.

Личностная готовность (ее еще называют социально-педагогической) определяется готовностью ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе в условиях школьного обучения. При поступлении в школу ребенок осваивает новую социальную роль «я ученик», что часто совпадает с кризисом семи лет. А это может проявляться в поведении негативизмом, упрямством, ревностью, грубостью. Но это явление временное, и по мере успешного вхождения в новую социальную роль, негативные проявления будут постепенно смягчаться и уходить при вашем внимании и поддержке!

Психологическая готовность – сложное образование, которое охватывает все стороны психики ребенка. Она включает в себя то, насколько ребенок готов к усвоению учебного материала. В ее состав входит:

- общий уровень развития психических процессов – внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия;

- уровень развития крупной моторики (общие движения тела, рук, перемещение в пространстве) и мелкой моторики рук (графические навыки, постановка пальцев, копирование);

- уровень развития связной речи (образность, плавность, четкость, умение составить рассказ по картинке);

- эмоционально-волевая готовность (ребенок может контролировать свои реакции и действия, следуя инструкции взрослого, может принимать при необходимости помощь).

Конечно, в полной мере готовность к школьному обучению формируется уже в процессе обучения в школе, однако основные параметры должны быть сформированы к началу школьного обучения.

Вы можете попробовать даже дома провести небольшой тест из 7 пунктов, который также поможет вам понять, пройдены ли основные этапы развития, сформирована ли общая готовность к обучению в школе?

Итак!

1. Количество постоянных зубов – признак физиологической зрелости ребенка. К 7 годам должно быть 6-8 постоянных зубов. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы, чтобы он мог без вреда для осанки просидеть все время урока.

2. Еще одна физиологическая проба – попросите ребенка протянув руку сверху через голову, выпрямленной ладонью накрыть половину уха, а если может – закрыть ухо полностью. По документам может уже быть полных 7 лет, и умственное развитие даже опережает возраст, а физически ребенок может еще созреть не до конца.

3. А теперь попросите ребенка встать на одну ногу, другую согнуть, ступню прижать к колену, руки вытянуть вперед и закрыть глаза. Если удается простоять меньше 8-10 секунд, это может говорить о незрелости скелета, также неготовность к школьным нагрузкам.

4. Проверьте мелкую моторику – выберите картинку, где двумя близко расположенными линиями нарисованы волны, и попросите ребенка провести третью между ними. Если линия нарисована в центре, не касается двух других – рука готова к письму.

5. Следующий пункт – посчитать в обратную сторону: от 10 до 1. Получается? А если посчитать через один: 10-8-6…? Это простая проверка сформированности логического мышления.

6. Самостоятельность – если ребенок не умеет завязывать шнурки, можно купить обувь на липучках. Но ребенок должен уметь сам снять и надеть штаны целиком, надеть куртку намотать шарф, пусть даже и криво. Процесс полного одевания и раздевания должен быть самостоятелен. Как и умение есть, используя не только ложку, но и вилку.

7. Последний пункт – умение ребенка выполнять инструкции взрослого человека. Бывает так, что ребенок воспринимает лишь слова, исходящие от родителя. Если до школы не ходили в сад или другое дошкольное учреждение, такие трудности встречаются чаще. Учитель говорит: «Взяли ручки и пишем», а ребенок продолжает заниматься своими делами.

В этом тесте больше упор идет, конечно, на физические параметры, но кроме этого, есть определенные умения и знания, которыми, считается, также должен обладать ребенок к первому классу.

Дошкольник должен знать свои имя и фамилию, возраст, желательно домашний адрес, свой город и страну, в которой живет, как зовут родителей, времена года и их последовательность, месяцы, домашних животных и их детенышей, диких животных наших лесов, зимующих и перелетных птиц, овощи, фрукты, ягоды, транспортные средства и их виды.

В дошкольном возрасте ребята должны уметь:

- различать обувь, одежду и головные уборы;

- рассказывать русские народные сказки;

- различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал);

- свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх-низ);

- пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке;

- запоминать 6-8 предметов, картинок, слов;

- различать гласные и согласные звуки;

- разделять слова на слоги по количеству гласных звуков;

- определять количество и последовательность звуков в простых словах (дом, суп, дубы);

- хорошо владеть ножницами, вырезать по контуру предмет;

- владеть карандашом, проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, штриховать предметы без выхода за контур;

- свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10;

- знать арифметические знаки «-», «+» и «=»;

- сравнивать предметы по длине, высоте и ширине (до 10 предметов, раскладывать их в возрастающем-убывающем порядке.

Представляете, как много за свои годы жизни уже умеет ваш ребенок! И это еще не полный список того, чему он успел научиться, уж вы то его лучше знаете! Или нет?

А вы знаете, какое любимое занятие вашего ребенка?

А какие у него особые способности?

А какое у него чаще всего состояние и настроение?

А часто ли он плачет?

А как засыпает? Спит?

А часто ли он устает? Почему?

А как реагирует на наказания, неудачи, замечания?

А как проявляет самостоятельность?

А как общается со сверстниками?

А что обязательно нужно знать учителю, который будет учить вашего ребенка?

Обучение в школе непростой период для ребенка. Очень во многом успешность вашего ребенка в школе будет зависеть от вас. Ваш интерес к его делам, к каждому школьному дню, особенно в первые месяцы, поможет быстрее привыкнуть к полному изменению привычной жизни и социальной роли «ученика». А еще ваш «уже не малыш» будет чувствовать ваше внимание и заботу о нем, и даже если будет ворчать, то внутри будет чувствовать, что вам не все равно.

Перед школой важно обсудить те правила и нормы, с которыми столкнется будущий первоклассник. Объяснить, зачем они нужны и для чего введены. Проговорите, что в школе могут быть и удачи, и трудности. Как бы ни складывалась учеба, ребенок имеет право на ошибку.

Поговорите о расписании, составьте примерный распорядок дня. Во время школьных будней старайтесь соблюдать его.

Если у ребенка остались логопедические проблемы, в школе логопед будет осматривать ребят и давать рекомендации, не упускайте этот момент.

Когда будете с ребенком смотреть его тетради – находите, за что похвалить его. Ведь среди череды кривых и косых первых прописных букв наверняка одна будет красивее остальных, скажите, что эта получилась самой красивой!

В школе для ребенка первый учитель становится большим авторитетом, порой, дома только про него и слышно. Даже если в чем-то вы несогласны с педагогом, воздержитесь от нападок и критики при ребенке. Это может привести к возможным трудностям и в учебе, и во взаимодействии со старшими в дальнейшем.

Но даже если ваш ребенок идет в школу полностью подготовленным, первые дни и месяцы будьте внимательны, следите за его реакциями, слушайте его, будьте готовы помочь ему (в организации дня, в выполнении заданий, в общении с ребятами и учителем). Не оставляйте на потом если что-то пошло не так. Не все трудности решаются временем. Порой достаточно сменить класс, чтобы все изменилось в лучшую сторону.

Когда вы приходите в школу, все ребята для учителя «терра инкогнита». Несмотря на декларируемую связь дошкольной организации и школы, в школу попадает лишь медицинская карта, хранящаяся у школьной медсестры или врача. Поэтому донесите до вашего учителя самое важное о вашем ребенке. Чем честнее будете вы, тем проще будет учителю учесть это в работе и выстроить учебный процесс лучшим образом. Посадить сразу кого-то отдельно, разделить, давать дополнительные пояснения или уточнить, понял ли ученик материал. Ваш вклад в начало школьного обучения способствует хорошей школьной мотивации и желанию двигаться дальше.

И хочу еще отметить, что сейчас в школе, к сожалению, очень много формализма. Много бумаг, отчетов, требований, которые учитель должен выполнять. Есть чат родителей, есть общешкольный, есть с учителем…. И педагог, который горит желанием вложить в детей знания, вряд ли будет успевать усердно фотографировать свой каждый шаг и действие. «Вот мы учимся писать букву «А», вот мы идем в столовую, вот мы одеваемся…»

Конечно, радостно видеть своего ребенка на фотографиях, но стоит задуматься, если эти фотографии появляются чаще значимых событий вроде новогоднего праздника и праздничных дней…

Но пусть ваш учитель будет самым лучшим, а волнительное 1 сентября самым запоминающимся и радостным! Пусть успехов будет много, а трудности преодолеваются легко и незаметное! Первый класс – самый требовательный и энергозатратный для родителей, но от него зависят следующие 10 лет.

Будьте сильными и смелыми! Удачного путешествия по школьным морям с вашими маленькими открывателями!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как проверить речевую готовность ребёнка к школе» Как проверить речевую готовность ребёнка к школе. Консультация для родителей. Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается.

Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе» Консультация для родителей "Готовы ли Вы и Ваш ребенок к школе?" Через год дети станут первоклассниками. Родителям и детям надо много успеть,.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация для родителей старших дошкольников «Физическая готовность к школе» С первых дней обучения ребенку придется привыкать к новому режиму сна и питания, выполнять большое количество заданий, а самое главное –.

Консультация для родителей старших дошкольников «Интеллектуальная готовность к школе»Консультация для родителей старших дошкольников «Интеллектуальная готовность к школе» В шесть-семь лет формируется познавательный интерес – интеллектуально готовые к школе ребята интересуются самим процессом постижения нового.

Консультация для родителей старших дошкольников «Психологическая готовность к школе» Очень часто дети представляют школу как сплошной праздник: учительница добрая, все хотят дружить, учиться легко и приятно. Почти никто из.

Консультация для родителей старших дошкольников «Тест на готовность ребенка к школе» В каждом учебном заведении используются разные способы исследования уровня интеллектуального развития. Предлагаем вам провести несколько.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Советы родителям первоклассников «Готовность ребёнка к школе» Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе? Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Готовность к школе». Консультация для родителей будущих первоклассников
Опубликовано: 26 сентября 2022 в 12:39
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД