Папки-передвижки

Готовность педагогов к воспитанию межличностной толерантности в условиях инклюзивного образования

Ксения Снитко
Готовность педагогов к воспитанию межличностной толерантности в условиях инклюзивного образования

Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сверхсложной социальной действительностью современного общества.

Право ребенка с ограниченными возможностями на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации для него интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

Публикация «Готовность педагогов к воспитанию межличностной толерантности в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах

Инклюзивное образование сегодня может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Впрочем введению интегрированных (инклюзивных) форм специального образования препятствует нежелание ближайшего окружения ребенка с особыми потребностями принять идею совместного обучения.

Во-первых, это отношение родителей здоровых детей к этой идее, которое было выявлено в результате опроса родителей. Родители детей с трудностями в развитии взволнованы тем, что их ребенок столкнется со сложностями в общении и будет неуспешен в учебной деятельности.

Во-вторых, это отношение педагогов к инклюзивному образованию. Среди причин для волнения учителя на первое место ставят недостаточность ресурсов для инклюзивного образования. Проблема усиливается тем, что педагоги часто сами интолерантно относятся к таким детям, называя их "неполноценными", "дефективными".

В-третьих, неадекватное восприятие сверстников с ограниченными возможностями нормально развивающимися детьми и даже самими детьми с особыми потребностями.

Стереотипы, страхи, запреты, стыд, недостаток знаний, ошибочная информация – все это способствует развитию отрицательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ психолого-педагогической литературы разрешил нам уточнить научные и концептуальные рамки проблемы толерантности. По этому вопросу мы познакомились с трудами А. Г. Асмолова, В. А. Лекторского, В. С. Библера, Р. Р. Валитова, Бетти Э. Риэрдон, В. А. Тишкова и других.

Начиная с дошкольного возраста, важно воспитывать у детей толерантность как личностное качество, практику поведения и социальную ответственность.

Обеспечение готовности педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста является необходимым педагогическим условием воспитания толерантности на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми.

Мы рассматриваем готовность педагогов к работе по воспитанию толерантности у дошкольников как сложную систему, включающую в себя два компонента: психологический и профессиональный.

Психологическая готовность проявляется в желании и умении педагогов проявлять толерантность в своей жизни, осознанном отношении к толерантности по отношению к дошкольникам как субъектам образовательного процесса, а также в понимании необходимости целенаправленного воспитания толерантности у детей. Содержание профессиональной готовности педагогов дошкольных образовательных учреждений складывается из: их понимания сути процесса воспитания толерантности, умения организовывать и проводить такую работу, а также навыков личностно ориентированного взаимодействия с детьми.

Многие исследователи рассматривают толерантность как важное профессиональное качество личности педагога (Е. Ю. Клепцова, С. А. Козлова, М. И. Рожков, В. А. Ситаров, Г. У. Сол-датова, И. С. Якиманская). Именно поэтому одной из важных задач на сегодняшний день является развитие толерантного сознания педагогов и формирование их отношения к детям.

В исследовании Е. Ю. Клепцовой представлены характеристики толерантных и нетолерантных педагогов.

Согласно позиции автора, нетерпимое отношение к детям со стороны педагогов чаще всего возникает в том случае, если ребенок не соответствует требованиям, которые выдвигает педагог и соблюдение которых он считает строго обязательным. В свою очередь, толерантный педагог спокойно реагирует на внешность, личностные качества и поведение ребенка, умея принимать детей и особенности их поведения такими, какие они есть, что, конечно, не отменяет необходимости таких педагогов для решения задач воспитания – формирования позитивного качества и поведение у детей.

По словам Е. Ю. Клепцовой, педагоги с низким уровнем толерантного отношения к детям чаще всего выявлялись среди воспитателей детских садов (26%, отсюда актуальность разработки и внедрения технологии коррекции нетерпимости педагогов в дошкольных учреждениях.

Управление формированием готовности педагогов к воспитанию толерантности является важной задачей в образовательных учреждениях. Для эффективного управления этим процессом могут быть использованы следующие подходы:

1. Развитие высокопрофессиональных компетенций воспитателей : проведение специальных тренингов, практикумов и мастер-классов, ориентированных на развитие знаний и умений педагогов в области толерантности и межличностного взаимоотношения.

2. Создание системы обратной связи : важно переодически оценивать и анализировать работу педагогов в области воспитания толерантности. Для этого нужно использовать разные инструменты оценки, такие как анкеты, опросники, наблюдения и т. д. Получив обратную связь, педагоги могут узнать свои сильные и слабые стороны, которые нуждаются усовершенствовании.

3. Содействие взаимодействию между семьей и дошкольными учреждениями: воспитание толерантности необходимо проводить на всевозможных уровнях, включая и семейное воспитание. Преподавательский состав может организовать родительские собрания, встречи с родителями, на которых будут освещаться вопросы воспитания толерантности.

4. Создание позитивной образовательной среды : важно создавать условия, в которых каждый учащийся будет ощущать себя принятым и уважаемым. Педагоги должны применять всевозможные методы, ориентированные на создание атмосферы взаимопонимания, уважительного отношения.

5. Постоянное обучение и самосовершенствование: чтобы быть способным к воспитанию толерантности, педагогам необходимо непрерывно развивать и совершенствовать свои умения. Они должны использовать всевозможные источники, такие как справочники, научные публикации, онлайн-курсы и т. д., для изучения современных способов и подходов к воспитанию толерантности.

Управление формированием готовности педагогов к воспитанию толерантности требует системного подхода и беспрерывного мониторинга. Это содействует созданию благоприятной и развивающей среды для развития толерантности учащихся и формирования гармоничных межличностных взаимоотношений в образовательном учреждении.

Библиографический список

1. Клепцова Е. Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – Москва: Академический проект, 2005. – 192 с.

2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования : Методические рекомендации // Вестник образования. – 1991. – № 12.

3. Ковалева А. С. Опыт воспитания толерантности участников инклюзивного образовательного пространства к детям с ОВЗ // Проблемы современного педагогического образования. –2018. – 58-4. - С. 117-120

4. Сазонова Н. П. Саморегуляция педагогов в профессиональной деятельности // Педагогическое образование на Алтае, 2020. № 1. С. 95-98.

Публикации по теме:

Сценарий празднования Дня толерантности в подготовительной группе «Цветок Толерантности»Сценарий празднования Дня толерантности в подготовительной группе «Цветок Толерантности» «Цветок Толерантности» Сценарий праздника, посвященного Дню толерантности в подготовительной группе Цель: формирование уважительного.

Фотоотчет о мероприятиях по воспитанию толерантности в средней группеФотоотчет о мероприятиях по воспитанию толерантности в средней группе Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и.

Консультация для педагогов «Коммуникативная готовность детей к школе» .

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Отчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группеОтчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группе С 1 апреля по 5 апреля 2019года в средней билингвальной группе «Подсолнух» прошла Неделя инклюзивного образования «Равные возможности –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Готовность педагогов к воспитанию межличностной толерантности в условиях инклюзивного образования
Опубликовано: 28 февраля 2024 в 05:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД