Ксения Снитко
Готовность педагогов к воспитанию межличностной толерантности в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сверхсложной социальной действительностью современного общества.
Право ребенка с ограниченными возможностями на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации для него интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
Публикация «Готовность педагогов к воспитанию межличностной толерантности в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Инклюзивное образование
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Инклюзивное образование сегодня может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Впрочем введению интегрированных (инклюзивных) форм специального образования препятствует нежелание ближайшего окружения ребенка с особыми потребностями принять идею совместного обучения.
Во-первых, это отношение родителей здоровых детей к этой идее, которое было выявлено в результате опроса родителей. Родители детей с трудностями в развитии взволнованы тем, что их ребенок столкнется со сложностями в общении и будет неуспешен в учебной деятельности.
Во-вторых, это отношение педагогов к инклюзивному образованию. Среди причин для волнения учителя на первое место ставят недостаточность ресурсов для инклюзивного образования. Проблема усиливается тем, что педагоги часто сами интолерантно относятся к таким детям, называя их "неполноценными", "дефективными".
В-третьих, неадекватное восприятие сверстников с ограниченными возможностями нормально развивающимися детьми и даже самими детьми с особыми потребностями.
Стереотипы, страхи, запреты, стыд, недостаток знаний, ошибочная информация – все это способствует развитию отрицательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ психолого-педагогической литературы разрешил нам уточнить научные и концептуальные рамки проблемы толерантности. По этому вопросу мы познакомились с трудами А. Г. Асмолова, В. А. Лекторского, В. С. Библера, Р. Р. Валитова, Бетти Э. Риэрдон, В. А. Тишкова и других.
Начиная с дошкольного возраста, важно воспитывать у детей толерантность как личностное качество, практику поведения и социальную ответственность.
Обеспечение готовности педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста является необходимым педагогическим условием воспитания толерантности на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми.
Мы рассматриваем готовность педагогов к работе по воспитанию толерантности у дошкольников как сложную систему, включающую в себя два компонента: психологический и профессиональный.
Психологическая готовность проявляется в желании и умении педагогов проявлять толерантность в своей жизни, осознанном отношении к толерантности по отношению к дошкольникам как субъектам образовательного процесса, а также в понимании необходимости целенаправленного воспитания толерантности у детей. Содержание профессиональной готовности педагогов дошкольных образовательных учреждений складывается из: их понимания сути процесса воспитания толерантности, умения организовывать и проводить такую работу, а также навыков личностно ориентированного взаимодействия с детьми.
Многие исследователи рассматривают толерантность как важное профессиональное качество личности педагога (Е. Ю. Клепцова, С. А. Козлова, М. И. Рожков, В. А. Ситаров, Г. У. Сол-датова, И. С. Якиманская). Именно поэтому одной из важных задач на сегодняшний день является развитие толерантного сознания педагогов и формирование их отношения к детям.
В исследовании Е. Ю. Клепцовой представлены характеристики толерантных и нетолерантных педагогов.
Согласно позиции автора, нетерпимое отношение к детям со стороны педагогов чаще всего возникает в том случае, если ребенок не соответствует требованиям, которые выдвигает педагог и соблюдение которых он считает строго обязательным. В свою очередь, толерантный педагог спокойно реагирует на внешность, личностные качества и поведение ребенка, умея принимать детей и особенности их поведения такими, какие они есть, что, конечно, не отменяет необходимости таких педагогов для решения задач воспитания – формирования позитивного качества и поведение у детей.
По словам Е. Ю. Клепцовой, педагоги с низким уровнем толерантного отношения к детям чаще всего выявлялись среди воспитателей детских садов (26%, отсюда актуальность разработки и внедрения технологии коррекции нетерпимости педагогов в дошкольных учреждениях.
Управление формированием готовности педагогов к воспитанию толерантности является важной задачей в образовательных учреждениях. Для эффективного управления этим процессом могут быть использованы следующие подходы:
1. Развитие высокопрофессиональных компетенций воспитателей : проведение специальных тренингов, практикумов и мастер-классов, ориентированных на развитие знаний и умений педагогов в области толерантности и межличностного взаимоотношения.
2. Создание системы обратной связи : важно переодически оценивать и анализировать работу педагогов в области воспитания толерантности. Для этого нужно использовать разные инструменты оценки, такие как анкеты, опросники, наблюдения и т. д. Получив обратную связь, педагоги могут узнать свои сильные и слабые стороны, которые нуждаются усовершенствовании.
3. Содействие взаимодействию между семьей и дошкольными учреждениями: воспитание толерантности необходимо проводить на всевозможных уровнях, включая и семейное воспитание. Преподавательский состав может организовать родительские собрания, встречи с родителями, на которых будут освещаться вопросы воспитания толерантности.
4. Создание позитивной образовательной среды : важно создавать условия, в которых каждый учащийся будет ощущать себя принятым и уважаемым. Педагоги должны применять всевозможные методы, ориентированные на создание атмосферы взаимопонимания, уважительного отношения.
5. Постоянное обучение и самосовершенствование: чтобы быть способным к воспитанию толерантности, педагогам необходимо непрерывно развивать и совершенствовать свои умения. Они должны использовать всевозможные источники, такие как справочники, научные публикации, онлайн-курсы и т. д., для изучения современных способов и подходов к воспитанию толерантности.
Управление формированием готовности педагогов к воспитанию толерантности требует системного подхода и беспрерывного мониторинга. Это содействует созданию благоприятной и развивающей среды для развития толерантности учащихся и формирования гармоничных межличностных взаимоотношений в образовательном учреждении.
Библиографический список
1. Клепцова Е. Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – Москва: Академический проект, 2005. – 192 с.
2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования : Методические рекомендации // Вестник образования. – 1991. – № 12.
3. Ковалева А. С. Опыт воспитания толерантности участников инклюзивного образовательного пространства к детям с ОВЗ // Проблемы современного педагогического образования. –2018. – 58-4. - С. 117-120
4. Сазонова Н. П. Саморегуляция педагогов в профессиональной деятельности // Педагогическое образование на Алтае, 2020. № 1. С. 95-98.