Лучший педагог года

Группа струнных смычковых инструментов. Конспект урока по слушанию музыки во 2 классе ДМШ

Анастасия Новикова
Группа струнных смычковых инструментов. Конспект урока по слушанию музыки во 2 классе ДМШ

Цель: расширить знания обучающихся об инструментах симфонического оркестра.

Задачи:

- знакомство с новыми музыкальными инструментами;

- развитие тембрового слуха;

- знакомство с творчеством композиторов и исполнителей на струнных смычковых инструментах;

- знакомство с приёмами игры на струнных смычковых инструментах.

Методы:

- наглядный – мультимедийная презентация;

- практический – слушание музыки;

Публикация «Группа струнных смычковых инструментов, Конспект урока по слушанию музыки во 2 классе ДМШ» размещена в разделах

- словесный – беседа.

Оборудование: ноутбук, колонки.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний по теме предыдущего урока («Симфонический оркестр. Состав оркестра»). Устный опрос учеников.

Постановка цели. На экране схема расположения инструментов симфонического оркестра.

Учитель: Дети, давайте ещё раз посмотрим на схему расположения инструментов симфонического оркестра. Какая группа самая многочисленная?

Дети: Группа струнных смычковых инструментов.

Учитель: Верно. Вот об этой группе инструментов мы сегодня и поговорим. (Слайд №1).

Изучение нового учебного материала

Предками современных струнных смычковых инструментов являются виолы (Слайд №2). Вы все знакомы с инструментом скрипка, давайте попробуем сравнить скрипку и виолу.

Ответы детей.

Виолы были разными, некоторые были больше похожи на скрипку, некоторые – на виолончель. В наше время виолы практически не используются, их можно увидеть в музеях, на иллюстрациях. Тем не менее существуют ансамбли музыкантов, исполняющих старинную музыку на старинных инструментах, в том числе и на виолах. И один такой пример мы с вами сейчас увидим. В исполнении ансамбля Trivalazzia прозвучит соната соль минор композитора Д. Букстехуде. Музыканты будут играть на барочной (старинной скрипке, виоле да гамба (похожей на виолончель) и на клавесине.

Просмотр видеозаписи: ансамбль Trivalazzia (барочная скрипка, виола да гамба, клавесин). Д. Букстехуде Трио-соната соль минор ор. 2№3 Vivace – Allegro.

Обсуждение просмотренного выступления с учениками.

А теперь мы с вами перейдём к самому известному представителю семейства струнных смычковых инструментов. Наверное, вы уже догадались, о каком инструменте я говорю.

Дети: Да, этот инструмент – скрипка.

Слайд №3

Да, вы правы. Скрипка – это самый известный, популярный представитель группы струнных смычковых инструментов. По размеру – из всех струнных – скрипка самая маленькая и обладает самым высоким голосом. Диапазон скрипки – от соль малой октавы до ля третьей октавы и выше. Скрипка – очень техничный и виртуозный инструмент, для которого создано очень много произведений. Для скрипки писали такие композиторы как Вивальди, Паганини, Бетховен, Мендельсон, Хачатурян и многие другие. Скрипку часто называют королевой симфонического оркестра, так как во многих партитурах ей поручаются ведущие партии. А сейчас мы с вами послушаем, как звучит скрипка. Попробуйте охарактеризовать её тембр.

Прослушивание и обсуждение аудиозаписи. О. Ридинг. Концерт си минор для скрипки с оркестром 1 часть.

Ребята, вы молодцы, охарактеризовали тембр скрипки, правильно сказали, что он немного напоминает человеческий голос. И сейчас мы с вами послушаем в исполнении скрипки очень известное произведение, написанное в оригинале для голоса и фортепиано. Это «Вокализ» композитора С. В. Рахманинова.

Прослушивание аудиозаписи.

А теперь мы с вами посмотрим видеозапись с исполнением, наверное, одного из самых известных скрипичных произведений – «Кампанеллу» Н. Паганини.

Просмотр видеозаписи.

Следующий струнный смычковый инструмент (Слайд №4) – альт – внешне очень похож на скрипку, но больше по размеру, и голос у него ниже. Альт долгое время считался только оркестровым инструментом, сольных произведений для него написано немного. Очень много для развития альта как сольного инструмента делает наш соотечественник – альтист Юрий Башмет. Эту фамилию нужно обязательно запомнить. А теперь мы послушаем, как звучит альт, и вы попробуете охарактеризовать его тембр.

Прослушивание и обсуждение аудиозаписи. Д. Шостакович Соната для альта и фортепиано 2 часть.

А теперь мы посмотрим видеозапись с выступлением исполнительницы-альтистки. Девушка будет исполнять финал сонаты для альта Д. Шостаковича.

Просмотр видеозаписи.

Третий представитель семейства струнных смычковых – виолончель (Слайд №5). Виолончель отличается от альта и скрипки размером – она значительно больше, а также обладает гораздо более низким голосом. Сейчас вы услышите фрагмент очень известного сочинения для виолончели – «Вариаций на тему рококо» композитора П. И. Чайковского. Попробуйте охарактеризовать тембр виолончели.

Прослушивание и обсуждение аудиозаписи.

Виолончель достаточно популярна не только как оркестровый инструмент, но и как сольный. Один из величайших виолончелистов мира – наш соотечественник Мстислав Ростропович. Сейчас вы увидите видеозапись одного из его выступлений.

Просмотр видеозаписи. И. С. Бах Сюита №3 до мажор.

Последний представитель семьи струнных смычковых – контрабас. (Слайд №6). Контрабас – очень большой инструмент, больше человеческого роста, играют на нём стоя, или полусидя на специальном высоком табурете. Голос у контрабаса очень низкий. Сольных произведений для контрабаса немного, даже в оркестре он очень долго считался второстепенным инструментом. Сейчас контрабас широко используется в эстрадной и джазовой музыке, поэтому с контрабасом мы с вами ещё встретимся на наших уроках. А теперь давайте послушаем и охарактеризуем тембр этого инструмента. Сейчас прозвучит пьеса уже известного вам композитора К. Сен-Санса «Слон» из сюиты «Карнавал животных».

Прослушивание и обсуждение аудиозаписи.

А теперь мы с вами посмотрим видеозапись выступления музыканта-контрабасиста.

Просмотр видеозаписи. Р. М. Глиер «Прелюд».

Итоги урока. Рефлексия

А теперь давайте проверим, как вы запомнили струнные смычковые инструменты. Я вам буду включать запись, а вы попробуйте догадаться, какой инструмент звучит.

К. Сен-Санс «Слон» (контрабас)

С. В. Рахманинов «Вокализ» (скрипка)

П. И. Чайковский «Вариации на тему рококо» (виолончель)

Д. Шостакович. Соната для альта и фортепиано (альт)

Ответы детей

Молодцы, ребята, всё отгадали. А теперь давайте вспомним, что нового о струнных смычковых инструментах вы узнали сегодня на уроке.

Ответы детей

Хорошо, я теперь подумайте, какую бы вы поставили себе оценку за работу на уроке.

Ответы детей

Замечательно, я согласна с вашими оценками. А ваше домашнее задание – сочинить сказку о любом струнном смычковом инструменте.

Публикации по теме:

«Русские народные инструменты». Конспект урока музыки во 2 классе Губарь Оксана Ивановна МБОУ «СОШ №9 с. Хвалынка» Предмет: Музыка УМК: «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной Класс:2 Тип урока:.

Рекомендации по слушанию музыки дома «В мире волшебных звуков» Рекомендации по слушанию музыки дома. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка.

Конспект урока музыки в четвертом классе «Весеннее настроение в музыке и живописи» Конспект урока музыки в 4-м классе по теме: «Весеннее настроение в музыке и живописи» (на экран) Мазитова Д. И. учитель, музыки и пения.

Консультация «Рекомендации по слушанию музыки дома» Рекомендации по слушанию музыки дома Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка.

Краткий конспект урока музыки в 7 классе школы-интерната для детей с умеренной умственной отсталостью Краткий конспект урока музыки, проведённого в 7-ом классе Огбоу «Школа-интернат Вера» учителем музыки Лебедевой Н. М. Тема: «Зима, её приметы.

Занятие «Круги Луллия по слушанию музыки»Занятие «Круги Луллия по слушанию музыки» С помощью кругов Луллия закрепляются знания детей о композиторах, названиях произведений, их характере. Круги Луллия не сложно изготовить.

Музыкальное тематическое занятие по слушанию музыки в старшей группеМузыкальное тематическое занятие по слушанию музыки в старшей группе Дети змейкой входят в зал под музыку «ТРОПИНКА» М. Р. Я рада, что вас тропинка привела в муз. зал. Посмотрите сколько гостей у нас в музыкальном.

Конспект урока по слушанию музыки в 1 классе «Средства музыкальной выразительности» Конспект урока по «Слушанию музыки» 1 класс. Тема: Средства музыкальной выразительности. Выполнила: педагог музыкально – теоретических.

Урок музыки и пения в седьмом классе «Сила симфонической музыки» Урок музыка и пение 7 класс Сила симфонической музыки Знакомство с симфоническим оркестром. Цель: сформировать представление об оркестре.

Конспект занятия по слушанию музыки «Знакомство с творчеством П. И. Чайковского» в подготовительной к школе группе ЦЕЛЬ: приобщить детей к слушанию классической музыки. Знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: познакомить с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Группа струнных смычковых инструментов. Конспект урока по слушанию музыки во 2 классе ДМШ
Опубликовано: 14 июня 2018 в 22:46
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД