надежда кубышкина
«Хлеб святой. Хлеб — это жизнь». Конспект открытого занятия в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Познакомить детей с житием святых Февронии и Петра Муромских.
2. Обобщать и систематизировать знания детей о хлебе, процессе его выращивания, многообразии хлебобулочных изделий.
3. Расширять знания детей о злаковых культурах.
4. Обогащать словарь, учить детей преобразовывать существительные прилагательные (гречка – гречневая и др.)
5. Воспитывать у детей бережное, благоговейное отношение к хлебу и уважение к людям труда.
Публикация «„Хлеб святой, Хлеб — это жизнь“, Конспект открытого занятия в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
6. Поддерживать интерес к традициям русского народа. Желание сохранять и продолжать эти традиции.
7. Развивать умение детей определять на вкус хлебобулочные изделия.
Оборудование: вырезанные из бумаги колоски с вопросами, блюдечки с разными крупами, фото святых, поднос с кусочками различных хлебных изделий.
Ход занятия:
I. Беседа
Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года сейчас? (осень)
Осень щедра богатыми дарами – урожаем фруктов, овощей, а главное - зерна, из которого пекут хлеб.
Сегодня мы с вами и поговорим о хлебе и узнаем, почему русский народ всегда относился к хлебу с уважением и трепетом, почитал хлеб, как дар Божий и богатство.
Наши дети приготовили стихотворения о хлебе.
Вот, он – хлебушко душистый.
Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нём – здоровье, наша сила.
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ребята, посмотрите, вот колоски, в них и созревают хлебные зёрнышки. (рассматриваем колоски).
А на доске у нас вот такие колоски (вырезанные из бумаги, с вопросами). В каждом зёрнышке спрятан вопрос. Сейчас мы постараемся ответить на них.
(Дети по очереди снимают зёрнышки, воспитатель читает).
1. Почему в старину говорили: «Пшеница кормит по выбору, а рожь всех сплошь?» (Пшеница более дорогая)
2. Почему на Руси всегда считалось большим грехом бросить на землю или на пол кусок хлеба, уронить и не поднять даже крошку (Хлеб – самый ценный продукт, дан Богом, люди вкладывают много труда, чтобы вырастить.)
3. Какой хлеб на Руси назывался «голодным?» (Чёрный, ржаной)
4. Какой хлеб назывался «боярским?» (Сдобный белый хлеб с добавлением сливочного масла, сметаны)
5. Почему в народе говорят:»Клада не ищи, а землю паши - и найдёшь?» (Хлеб сравнивают с богатством)
6. Почему в народе говорили:»Кто весной не сеет, тот осенью жалеет?» (не будет хлеба).
А что-же спрятано во втором колоске? (Загадки с коллективным ответом).
1. Поле дружно колосится.
Даст нам хлебушек (пшеница)
2. Чёрный хлебушек хорош!
Нам его подарит (рожь)
3. На коровьем молоке
Сварим кашу мы в горшке
Она сытная, густая,
А по цвету – золотая. (Пшённая каша)
4. Золотистое зерно
Называется (пшено)
5. Тот, кто эту кашу ест,
Вырастает силачом.
Все болезни нипочём
Если любишь (геркулес)
6. Испечёт нам бабушка
Вкусные оладушки.
Сварит в русской печке
Кашу нам из (гречки)
(Рассматриваем виды зерна, дети говорят какую кашу варят)
II. Физминутка «Растим хлеб» (Дети идут по кругу, проговаривая слова, делая движения)
А мы пашенку пахали
Глубокие борозды махали
Борозды глубокие, полосы широкие.
Сеем, сеем посеваем
Зерно в пашенку бросаем
В землю тёплую уйдите
К солнцу колосом взойдите.
А мы жнецы молодые,
У нас серпы золотые.
Мы жито жали, на межу клали
В поле стогами, на стол пирогами.
(Дети садятся на стульчики)
III. А сейчас я расскажу вам о святых Февронии и Петре Муромских.
В давние времена, на Руси жила-была очень мудрая крестьянская девушка Феврония. И полюбила она князя Петра Муромского. А когда она стала женой князя Петра, бояре невзлюбили её за то, что была из простых, не княжеского рода. Бог же прославлял её за доброту и милосердие.
Однажды один из слуг, пришёл к мужу Февронии – князю Петру и стал наговаривать на княгиню: Из-за стола она бесчинно выходит. Прежде чем встать, она собирает хлебные крошки в руку свою, словно голодная!»
Благоверный князь Петр, желая проверить Февронию, стал наблюдать за ней во время обеда. И когда после еды княгиня, по обыкновению, собрала хлебные крошки в руку свою, князь решил устыдить её – не подобает же княгине собирать крошки.
Он взял Февронию за руку, разжал ей пальцы и увидал внутри… благовонный ладан и драгоценный жемчуг.
Это милосердный Бог, не желая стыда доброй княгине, совершил чудо: Хлебные крошки превратились в ладан и драгоценности. И с этого дня перестал князь верить наговорам бояр, доверял княгине.
С тех пор хлеб считают святым, данный богом.
В те давние времена хлеб был белый, да черный. А в наше время в магазинах большое разнообразие хлебобулочных изделий. И сейчас мы отправляемся в магазин, будем отгадывать хлебобулочные изделия по вкусу.
IV. Игра «Угадай по вкусу» (на подносе различные кусочки хлебных изделий, дети с закрытыми глазами отгадывают, что это за изделие.)
V. С тех пор, как хлеб появился на столе, о нем слагаются песни, сказки, пословицы и поговорки.
Дети, какие пословицы о хлебе знаете вы?
-Бог на стене, хлеб на столе
-Что посеешь, то и пожнешь.
-Труд – отец, а земля – мать.
-Хлеб да вода – богатырская еда.
Народная мудрость гласит: «Если ты хлеб ценить перестал, ты человеком быть перестал»
VI. Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили?. А что мы должны запомнить? Хлеб – святой, хлеб – это жизнь. Без хлеба жизнь не мила. А еще невозможно жить без дружбы, любви и душевной теплоты.
Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и поделимся теплотой своей души. (Раздаю, вырезанные из бумаги сердечки, дети говорят пожелания).
-Я хочу, чтобы светило солнце
-Я хочу, чтобы все люди были добрыми
-Я хочу, чтобы люди не знали горя
-Я хочу, чтобы смеялись дети
-Я хочу, чтобы у всех детей были папы и мамы
-Я хочу, чтобы цвели цветы
-Я хочу, чтобы пели птицы
-Я хочу, чтобы всегда был хлеб на столе и мир на земле.
А теперь подарите частичку своей души, своего сердечка нашим гостям.
(дети дарят сердечки под музыку «Хлеб - всему голова»