МААМ-картинки

Конспект занятия-экспериментирования «Ходит капелька по кругу»

Елена Кухаренко
Конспект занятия-экспериментирования «Ходит капелька по кругу»

Занятие интегрированное

Тема «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»

Цель: дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Экспериментирование

1. Выделите каждому ребёнку небольшую мисочку, в которую он нальёт воду. Предложите детям высказать предположения о том, что произойдет с этой водой через несколько дней. Запишите для себя эти высказывания, потом вы напомните их ребятам. Мисочки с водой дети оставляют в лаборатории и регулярно наблюдают за ними до тех пор, пока вода не испарится. Каждый раз во время наблюдений спрашивайте детей, уменьшилось ли количество воды. Если жидкость подкрасить, следы краски останутся на стенках посуды и будут указывать на изменение уровня воды.

Публикация «Конспект занятия-экспериментирования „Ходит капелька по кругу“» размещена в разделах

Обсудите с детьми, куда исчезла вода. Что с ней могло случиться? Объясните ребятам, что капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках, поят растения, а затем, под лучами солнышка, снова возвращаются домой — к тучкам, из которых когда-то пришли на землю в виде дождя.

2. Поставьте мисочки с одинаковым количеством воды в разных местах: в тёплом и в холодном — например, возле батареи и возле оконного стекла (если там прохладно). Отмечайте, где быстрее исчезает вода: там, где тепло, или там, где прохладно. Пусть дети вспомнят, в какую погоду быстрее высыхают лужи: в жаркую или в прохладную.

Вывод: вода исчезает быстрее в жаркую погоду, когда тепло.

3. Возьмите одну большую и одну маленькую мисочку с водой, поставьте их в лаборатории в одинаковых условиях. Из какой мисочки вода исчезнет быстрее?

4. Пусть дети растворят в стаканчике с водой соль или сахар и внимательно посмотрят, заметны ли соль или сахар в воде (желательно, чтобы они были практически незаметны). Эту посуду оставьте на некоторое время, до тех пор, пока влага не испарится. Что останется на дне стаканчика? Куда исчезла жидкость?

5. Это наиболее длительный опыт, наглядно показывающий круговорот воды в природе.

Возьмите стакан или другую посуду с прозрачными стенками. Накройте стакан кусочком ткани, пропускающей воду (например, марлей, закрепив ее резинкой или ленточкой по краям. Ткань должна чуть-чуть провисать посередине, чтобы выдержать тяжесть льда. Положите на марлю кусочек принесённой с прогулки сосульки и начинайте наблюдения.

Поставьте посуду со льдом в тёплое место, например, на солнечное окошко, под которым находится батарея. Что происходит с сосулькой? Пусть дети сами объяснят, почему она уменьшается. Откуда на дне стакана появляется вода? Чем меньше сосулька, тем больше воды. После того как сосулька полностью растает, подчеркните, что вода была в твёрдом состоянии (вспомните предыдущие опыты, а перешла в жидкое. Отметьте, сколько воды стало в стакане. Наблюдайте дальше, что происходит с этой водой. В конце концов, под лучами солнца она исчезнет, испарится. Капелька воды опять «отправилась в путешествие».

Наблюдение в группе

1. Обратите внимание детей на то, как они сушат свою одежду после прогулки, например, варежки - на батарее. Они кладут мокрые варежки, а потом берут сухие. Почему? Куда пропадает вода? (Вспомните опыты.)

2. Когда в комнате моют пол, он сначала блестит — видно, что мокрый, но затем постепенно высыхает. Что произошло?

Наблюдение на прогулке

1. Выберите с детьми лужу, за которой будете вести наблюдения. После дождя огородите эту лужу палочками или положите по её контуру верёвку. Наблюдайте за лужей каждый раз во время прогулки. Что с ней происходит? Куда исчезает вода? Когда лужа быстрее уменьшается: в солнечную или пасмурную погоду?

2. Обратите внимание детей на то, что на улице на балконах люди сушат бельё : вывешивают мокрое, а снимают сухое. Почему?

3. В дождливую погоду подчеркните, что капельки, которые «убежали» с земли, возвращаются к нам с дождиком; потом они опять поднимутся к тучке и снова вернутся.

Наблюдение в живом уголке

1. Вы поливаете растения, например, комнатные. Вода уходит в землю, и растения пьют её. А куда она затем девается?

Накройте большой лист растения полиэтиленовым пакетом так, чтобы в него не проникал воздух (завяжите пакет). Через некоторое время на стенках пакета, изнутри, появятся капельки воды. Откуда они взялись? Оказывается, с листьев растений капельки тоже «убегают» вверх, к тучкам, только мы этого не замечаем.

В жаркую погоду они делают это быстрее, чем в прохладную. Поэтому летом мы поливаем растения чаще.

Подвижная игра «Мы — капельки»

Дети получают ободки с рисунками капельки. Воспитатель надевает такой же ободок с рисунком тучи. Она — тучка-мама, а дети — её детки-капельки. Ребята окружают маму-тучу, прыгают вокруг неё, водят хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, даёт наставления вести себя хорошо, полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько). Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе (двойные ряды, образуя реку. Река впадает в океан — дети делают широкий круг. Мама-тучка напоминает им, что они — капельки, и зовёт их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся. Для этой игры хорошо бы подобрать музыкальное сопровождение.

Музыкальные капельки

Предложите детям прослушать разные варианты музыкальных произведений, отражающих поведение капелек : капельки летят на землю, капельки плывут в реке, капельки плывут в океане и т. п.

ВЕСЕННИЙ РАЗГОВОР

— Куда ты несёшься,

Постой, ручеёк,

Побудь, непоседливый, с нами!

— Спешу я, ребята,

Ведь путь мой далёк,

Бегу я на родину, к маме!

— А кто твоя мама?

— Большая волна,

Волна океана седая,

О бурях неистовых пела она,

Меня на груди колыхая.

Всегда бы ту песню я слушать хотел,

Но солнце пригрело сильнее,

И к страннице-тучке

Я паром взлетел,

Понёсся по свету я с нею.

— Какой ты счастливец!

Увидел с небес

Всю землю с ее чудесами!

— Да, много в пути

Повидал я чудес,

Но помнил, грустил я о маме.

— Так что же ты к ней

Не вернулся опять

Весёлым сверкающим ливнем?

— Жестокая стужа

Успела сковать,

Укутать всё панцирем зимним,

Я снегом на землю

Упал — и уснул,

С полями уснул и лесами.

— А что тебе снилось?

— Что, славя весну,

Бегу я на родину, к маме!

И вот я проснулся,

Преграды крушу,

Вперёд пробиваюсь упрямо.

Прощайте, ребята,

Я очень спешу.

Мы скоро увидимся, мама! (С. Погореловский)

Обсуждение стихотворения

При обсуждении текста обратите внимание ребят на превращения ручья, на его путешествие, которое и отражает круговорот воды в природе. Разбейте стихотворение на несколько смысловых частей: например, когда ручей «взлетел паром» к туче, когда вернулся «сверкающим ливнем», когда его «сковала жестокая стужа», когда он опять побежал к своей маме-волне.

1. Кто из ребят встречался с таким ручьём? О чём ему рассказал этот ручей?

2. Как вы думаете, куда спешил ручей, с которым вы встречались?

3. Предложите детям по очереди описать, как выглядел ручей зимой или весной, когда он был ливнем или «летал» вместе с тучей.

4. Почему ручей уснул? В какое время года это было? А в какое время года он проснулся? Почему?

Рисование

Нарисуйте, по выбору, текущий к маме ручей, или ливень, или этот ручей в зимнее время, или тучу, к которой он «паром взлетел». Можно предварительно распределить между детьми задания, чтобы получился комплект рисунков, отражающий всё состояния ручья.

КАПЕЛЬКА

Нависли тучи над селом —

И разразился в небе гром!

Катился гром, гремел, ворчал

На всех,

Кого в пути встречал.

На землю шляпкою гвоздя

Упала капелька дождя.

Она была совсем ничья,

Но стала капелькой ручья.

И вместе с ней бумажный флот

С рассветом двинулся в поход.

И небывалой красоты

Шли канонерки и плоты.

Поила капля целый день

В лугах цветы,

В садах сирень.

Не обошла и огород,

Где зелень разная растет.

И под небесной синевой

Пропахла солнцем и травой.

В селе закончила дела

И быстро в реку утекла,

И там с мальчишками она

Ныряла весело до дна.

Потом у дальнего причала

Турбинам лопасти вращала,

Чтобы от них по селам тёк

По проводам гудящий ток.

В реке закончила дела —

И в море капля уплыла.

От берегов родных вдали

Теперь качает корабли. (Г. Люшнин)

Обсуждение стихотворения

Проследите вместе с детьми путь капли и её дела. Как капля из реки попала в море? (Вспомним игру, когда дети-капельки собирались то в речку, то в океан.) Почему автор стихов написал, что капля упала на землю «шляпкою гвоздя»? Предложите детям убедиться в том, что, когда капля падает на землю или в воду, она действительно похожа на шляпку гвоздя. Это наблюдение они могут провести и во время мытья посуды, и на прогулке, когда капает дождь, и в лаборатории.

КАПЛЯ И МОРЕ

Море

Копило

Воды.

И проходили годы…

И огорчился один Ручеё к:

— Ну, я — домой.

Приготовлю чаёк.

Я ведь напрасно,

Напрасно тружусь!

Морю я больше

Не пригожусь…

Маленький Дождик

Решился спросить:

— Может быть, больше не моросить?

Зачем вам какие-то капли?

Вы же — Море!

Не так ли?

— Да. Я — Море.

— Да. Я горжусь.

Но от Капли не откажусь.

Капля

И капля по капле

Сделали Море,

Не так ли? (Э. Мошковская)

Обсуждение стихотворения

Как вы думаете, как Капля попала в Море? Почему Капля оказалась нужна Морю? Можно ли сосчитать, сколько капель в ручье? В море? Где больше?

Выводы по теме:

Капельки воды в природе «ходят, движутся» по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя (снега, путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.

Публикации по теме:

Детский проект «Ходит капелька по кругу»Детский проект «Ходит капелька по кругу» Ежегодно в нашем районе проходит экологический конкурс "Я - исследователь", на котором дети выносят на суд жюри и зрителей свои исследовательские.

Конспект НОД по лепке с детьми старшей группы «Ходит Дрёма возле дома»Конспект НОД по лепке с детьми старшей группы «Ходит Дрёма возле дома» Возраст: старшая группа Тема: «Ходит Дрёма возле дома» Цель: Слепить спящую на кроватке зверюшку. Задачи: Продолжать учить детей создавать.

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Где живет Капелька?»Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Где живет Капелька?» Вид деятельности: интегрированная (познавательно-исследовательская, игровая) Форма проведения: подгрупповая Образовательные области: «познавательное.

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли»Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли» Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли».Лариса Гацко. Блог. Цель:.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей с ОНР «Ходит Осень по дорожкам» Конспект занятия по познавательно - речевому развитию во второй младшей группе для детей с ОНР «Ходит Осень по дорожкам» Фёдорова Инесса.

Конспект занятия в рамках кружковой деятельности «Новогодняя игрушка из бумаги «Разноцветная капелька» в средней группеКонспект занятия в рамках кружковой деятельности «Новогодняя игрушка из бумаги «Разноцветная капелька» в средней группе Возраст: 4-5 лет (средняя группа). Задачи: закрепить умение различать полоски по длине: от самой короткой до самой длинной. Учить из полосок.

Конспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментированияКонспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментирования Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию с элементами экспериментирования. Составление рассказа по картине «Пожар» Задачи:.

Конспект занятия с элементами экспериментирования «Этот загадочный космос» Цель: Познакомить детей с возникновением науки Астрономия. Дать представления о звездах и созвездиях, кометах, метеоритах и метеорах. Учить.

Конспект занятия по лепке с элементами экспериментирования во второй группе раннего возраста «Вот ежик — ни головы, ни ножек»Конспект занятия по лепке с элементами экспериментирования во второй группе раннего возраста «Вот ежик — ни головы, ни ножек» .

НОД по познавательной деятельности «Ходит капелька по кругу» (подготовительная группа). Задачи: Образовательная: уточнить представления детей о твёрдом, жидком и парообразном состоянии воды, о значении воды в нашей жизни, о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия-экспериментирования «Ходит капелька по кругу»
Опубликовано: 14 мая 2020 в 11:30
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД