МААМ-картинки

Хомус как средство развития музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста

Анна Докторова
Хомус как средство развития музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста

Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.

Публикация «Хомус как средство развития музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одной из важных проблем музыкального воспитания является развитие музыкальной памяти. Наряду с музыкальным слухом и ритмом, музыкальная память – значимое звено в структуре музыкальных способностей, необходимое для любого вида музыкальной деятельности. Раньше считалось, что в музыкальной деятельности память не развивается, но как показывают современные исследования, музыкальную память можно развивать использую правильную методику.

В интересах формирования и развития музыкальности у детей важно создавать условия, при которых происходит накопление запаса музыкальных впечатлений, расширяются рамки репертуара, осваиваемого детьми. Способностью, опосредующей эти "приобретения" и накопления, обеспечивающей их сохранность и использование в соответствующей деятельности, является музыкальная память. Природа музыкальной памяти, пути ее развития всегда волновали музыкантов-педагогов. Возможность и необходимость совершенствования памяти исследовали Г. Нейгауз, А. Гольденвейзер, Ф. Бузони, Л. Маккиннон, С. Савшинський и др. Исследовали проблемы музыкальной памяти также А. Алексеев, Е. Богородицкий, В. Петрушин, Б. Теплов и. т. д.

Наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память является основной, ведущей музыкальной способностью. Но, несмотря на это, независимо друг от друга музыкальная память, музыкальный слух и чувство ритма не существуют.

Различают три основных вида музыкальной деятельности :

1. слушание музыки;

2. исполнение музыки;

3. сочинение музыки.

И во всех трёх видах память играет роль большую, чем в любом другом виде искусства. Стоит заметить, что при слушании музыки память проявляет себя как способность сохранения и узнавания, то есть является пассивной. При исполнении же – она активна и выступает как способность воспроизведения.

Выдающийся русский композитор Н. А. Римский-Корсаков считал, что музыкальная память труднее всего поддаётся искусственным способам развития и заставляет более или менее примириться с тем, что есть у каждого человека от природы.

Существенное значение имеет также двигательная память. Она необходима в сочетании со слуховой и логической памятью, но нельзя допускать, чтобы она стала основной. В свою очередь, двигательная память состоит из тактильной и мускульной (моторной) памяти. Тактильная - это память прикосновения. Моторная - это память на игровые движения и действия. Рука должна запоминать в движениях их направление, размер и скорость, а также длительность, последовательность и меру напряжения мышц, субъективно ощущаемую как степень затрачиваемых усилий. Зрительная память сказывается в способности запоминать картину как нотного текста, так и пианистических действий, поскольку они связаны с представлением клавиатурного пространства и клавиатурной «топографии». «Память ребенка - его интерес», – говорят психологи. Ребенок легко и на долго запоминает то, что вызвало его непосредственный интерес, что привлекло его своей яркостью, необычностью: запоминает лучше то с чем активно действовал. Психолог П. И. Зинченко, исследовавший непроизвольное запоминание, выявил, что продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается, если задание предполагает не просто восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций. В этом возрасте начинает возникать и произвольная память.

Развитие музыкальной памяти требует не менее систематических забот. Тут нужно исходить из испытанного педагогического принципа: от простого к сложному, от меньшего к большему. Было бы неразумно ставить перед памятью задачи, которые ей непосильны.

Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора :

- народная песня;

- народная хореография;

- народные игры;

- народные музыкальные инструменты.

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов, обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Развитие музыкальных способностей, а также формирование основ музыкальной культуры, по свидетельству современных научных исследований, нужно начинать уже в дошкольном возрасте. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дошкольники открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов, у них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмичных движений (четче воспроизводят ритм). Музыка очень полезна для развития ребенка, и чем раньше начнется его знакомство с нотной азбукой, тем лучше. Необходимо уделять большое внимание игре на детских музыкальных инструментах потому, что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Варган - от варга — рот, губа, либо от греческого — органон, то есть инструмент— музыкальный инструмент. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения. Обычно делается из металла, дерева или кости.

Некоторые из встречающихся названий инструмента:

- хомус (Республика Саха (Якутия);

- тумран (Ханты-Мансийский АО;

- ванны яяр (Чукотский АО);

- комус (республика Алтай);

- кумыз (Башкорстостан);

- демир-хомус (Тыва) и т. д. По самым смелым подсчётам всего известно более тысячи различных названий инструмента. На территории России культура варганной музыки особенно развита на Горном Алтае, в Башкортостане (см. кубыз, Туве, Хакасии и Якутии. На территории бывшего СССР варганы наиболее широко распространены в Казахстане и Киргизии.

Якутский хомус - является одним из основных музыкальных и духовных инструментов. Первый и самый крупный в мире музей хомусов находится в Якутске. Отличаются они характерным «трещащим» тембром. Формы инструмента могут быть различные, можно встретить миниатюрные хомусы, а также и несколько увеличенные в размерах. Размеры влияют на уровень и чистоту звука на его глубину и тональность. С помощью этого удивительного музыкального инструмента, можно даже передавать человеческую речь. Шаманы в Якутии часто пользовались им как ритуальным инструментом.

Выявив возможности музыкального фольклора в развитии музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста, мною были поставлены цели формирующего этапа:

1. Разработать перспективный план развития музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального инструмента - хомус.

2. Составить серию конспектов занятий по дополнительному образованию; комплекс упражнений для развития музыкальной памяти с использованием развивающих игр, построенных на технологии сотрудничества и позволяющих осуществить цель исследования.

3. Проанализировать работу с педагогами и с родителями.

Я работаю в МБДОУ ЦРР д/с № 10 «Туллукчаан», в г. Якутске. Всю работу провожу в единстве с педагогами ДОУ и с семьей. Большая роль в работе отводится тесному контакту педагога и воспитателя, что дает положительный результат в развитии музыкальной памяти у детей. Для педагогов провожу мастер классы «По развитию музыкальной памяти посредством инструмента – хомус» на педчасах, семинарах, конференциях. Хомус – удивительный инструмент который раскрывает талант, возможности человека. Практикую авторскую программу «Хомусотерапия для педагогов» для работников ДОУ. Провожу открытые занятия для родителей и воспитателей «Волшебные звуки хомуса», «Развитие музыкальной памяти посредством музкального инструмента - хомус». Успех в работе по развитию музыкальной памяти детей может быть достигнута при тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Убеждаю родителей в необходимости создания условий для развития музыкальной памяти детей дома. Формы работы с родителями разнообразны. Они включают в себя проведение бесед и консультаций, организацию специальных лекций, докладов на родительских собраниях, а также оформление буклетов и стендов. В своем кабинете провожу индивидуальные беседы с родителями, с педагогами по развитию музыкальной памяти.

У детей старшего дошкольного возраста средствами народных музыкальных инструментов играет большую роль в развитии личности ребенка. Ребенок приобщенный к народному фольклору, музыке лучше набирает свой лексический запас, более глубоко чувствует аромат родного языка, богаче формируется духовно. У детей развиваются такие музыкальные способности; звуковысотный слух, чувство ритма, восприятие динамических свойств, выразительных тембровых свойств музыки.

Используя хомус, также приобщаем детей к родной культуре, учим любить и беречь природу. Дети отличаются от своих сверстников увеличением объема памяти, у них хорошо развиты и слуховая, и зрительная, и образная память. В связи с этим, считаю, что доказана гипотеза об использовании в работе с детьми разнообразные виды музыкальных инструментов, а особенно народных, способствует развитию всех видов музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста и вызывает у них интерес.

Публикации по теме:

Подвижные игры и упражнения как средство развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Снежинка» комбинированного вида» Подвижные игры.

Консультация для родителей «Оригами как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Оригами как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста (консультация для родителей) Исследования пооследних лет показывают,.

Легоконструирование как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста "Легоконструирование как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста" В 1932 году Оле Кирк Кристиансен.

Литература экологической направленности, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Огромное значение на развитие речи старшего дошкольника оказывает литература. Так, многочисленные исследования (В. В. Гербова, В. А. Говорухина,.

Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста В условиях реализации (ФГОС) Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования актуальным становится изучение,.

Оригами как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Оригами как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста. Чем старше ребенок, тем необходимее найти ему интересное увлекательное.

Сказка как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является ярким, неповторимым этапом жизни каждого взрослеющего человека. В данное время начинается процесс становления.

Интерактивные игры как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста Тема: Интерактивные игры, как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста. Автор работы: Жаворонкова Ю. В. Научный руководитель:.

Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

Экспериментирование как средство развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ Экологическое воспитание на сегодняшний день не является основным направлением развития детей дошкольного возраста, однако оно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Хомус как средство развития музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 декабря 2019 в 04:04
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД