Лучший педагог года

Формирование интереса детей дошкольного возраста к художественному творчеству в процессе занятий изодеятельностью

Татьяна Жугдинская
Формирование интереса детей дошкольного возраста к художественному творчеству в процессе занятий изодеятельностью

Тезисы по теме:

«Формирование интереса детей дошкольного возраста

к художественному творчеству

в процессе занятий изодеятельностью».

Сегодня ни для кого не секрет, что занятия изодеятельностью имеют исключительно позитивное влияние на человека, в особенности на ребёнка. Это не только формирование эстетических представлений, художественного вкуса, развитие крупной и мелкой моторики, а значит, и интеллекта. Художественное творчество – это возможность обрести внутреннюю гармонию, остаться наедине с самим собой и справиться со стрессами.

Публикация «Формирование интереса детей дошкольного возраста к художественному творчеству в процессе занятий изодеятельностью» размещена в разделах

Ребёнок, имея под рукой всё необходимое (а порой даже не имея, стремиться исследовать и переработать окружающую его действительность, уложить её в своём сознании и даже преобразовать, реализовать свои фантазии. В результате ему открываются новые связи окружающего мира, которые помогают ребёнку развиваться.

Развитие ребёнка и вхождение его в мир социальных отношений не возможно без формирования его крепкой и тёплой связи с матерью и другими близкими людьми. И совместное художественное творчество и художественный труд как нельзя лучше подходят для такого сближения.

Взаимоподдержка, возможность на равных со взрослым поэкспериментировать с материалами и пространством позволяют ребёнку почувствовать себя увереннее в этом мире, а значит поспособствуют развитию его самостоятельности.

Это далеко не все плюсы от занятий художественным творчеством, и их ещё долго можно перечислять. Ясно одно - оно должно стать очень важной и неотъемлемой частью жизни ребёнка. Изобразительная деятельность органично вплетаясь в его жизнь, сделает её интереснее. А значит, уместнее всего, если она будет присутствовать и в детском саду (во всех возрастах) и дома. В каждой деятельности имеется своя специфика, но нельзя забывать главное – для того, чтобы изобразительная деятельность оказалась результативной, всегда - и дома, и в детском саду, необходимо обязательно соблюдать следующие важные принципы:

1. Не скупитесь на похвалу. Она не обязательно должна быть словесной, порой достаточно улыбки, одобрительного кивка головой.

2. Не критикуйте. Ребёнок ещё несовершенен, но рисует от души. А ведь это главное на этапе формирования интереса к изодеятельности.

3. Даже в море неуспеха найдите островок успешности и закрепитесь на нём. Это поможет ребёнку двигаться дальше.

4. Старайтесь не дорисовывать и не исправлять работы ребёнка, чтобы он не подумал, что не может хорошо выполнить работу. В случае необходимости дорабатывайте работу вместе, исподволь направляя работу его мысли.

5. Поощряйте нетрадиционные подходы ребёнка к делу, его фантазию и инициативу. Знакомьте его с различными техниками работы с материалами и инструментами, в том числе и нетрадиционными.

6. Предоставляйте ребёнку выбор. Не настаивайте на том, чтобы он рисовал что-то конкретное с жёсткими требованиями.

7. Акцентируйте внимание ребёнка на его предыдущих достижениях, рассматривайте его более ранние работы.

8. Рассматривайте работы других детей, побуждая ребёнка тоже попробовать сделать что-то новое или по-новому.

9. Рассматривайте картины, репродукции и другие изделия художественного творчества, ходите в музеи.

10. Интересуйтесь и занимайтесь изобразительной деятельностью сами. Это самый надёжный способ зажечь в душе ребёнка огонёк интереса и желания ею заниматься.

Эти принцы важно соблюдать как воспитателям, так и родителям, которые заинтересованы в развитии своего ребёнка. Легче всего этого достичь, если родители и воспитатели будут действовать сообща, то есть взаимодействовать. Это позволит создать ту среду, ту творческую ауру вокруг ребёнка, в которой он будет воспринимать художественное творчество и изобразительную деятельность как естественную и каждодневную, а также как средство самовыражения.

Поэтому очень важна роль воспитателя как специалиста, который с одной стороны должен познакомить ребёнка со средствами и приёмами художественной выразительности, а с другой стороны помочь родителям закрепить и развить это дома.

На мой взгляд, работа воспитателя должна строиться по нескольким направлениям. К ним я отношу и стараюсь реализовать в своей работе следующие:

1. Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования и аппликации.

2. Работа с бросовым и природным материалом. Развитие умения видеть в обычных вещах элементы новых образов.

3. Развитие воображения, креативности, использование элементов ТРИЗ в индивидуальной и подгрупповой работе, в ходе дидактических игр.

4. Рассматривание предметов, иллюстраций, готовых поделок, предметов прикладного и народного творчества.

5. Развитие внимания с помощью игр (дидактических, подвижных и др.) и наблюдений за живой и неживой природой.

6. Экспериментирование со светом и цветом: смешивание красок, цветные «стёклышки», дидактические игры по сочетанию цветов в цветовой гамме.

7. Изучение свойств бумаги, конструирование из бумаги, оригами.

8. Использование настольных дидактических игр по развитию воображения, внимания, умения видеть целое изображение и составлять его из частей (пазлы, кубики, «Сложи узор» из разного материала, мозаики т. п.).

9. Создание выставок и мини-музея из работ детей, создание ситуаций успеха, в которых дети имеют возможность ощутить признание своих стараний, ощутить удовлетворение от своей работы.

10. Формирование позитивного отношения к изобразительной деятельности как к возможности изготовить подарок маме или другому близкому человеку, порадовать их.

При этом, на мой взгляд, очень важно, особенно на начальном этапе, чтобы любое освоение нового, знакомство с какой-нибудь техникой или игрой происходило в совместной деятельности воспитателя и детей, причем воспитатель должен заниматься ею на равных и сам быть очень увлечён. И только когда дети усвоят основу, можно немного отдалиться от основного процесса.

Очень эффективным оказалась деление детей на минигруппы на время работы. Если исходить из примерно одинаковых возможностей детей, которые пригодятся в данной работе, то освоение новых умений происходит быстрее. А если начать с детей, которые в данный момент более готовы к восприятию материала, то на следующем этапе работы они сами могут выступить помощниками. Это ещё больше убыстряет процесс, а также создаёт дополнительные ситуации успеха для детей.

Исходя из основных целей, которые естественным образом связаны с направлениями моей работы, несколько лет назад я создала индивидуальную программу «Умелые ручки» для всех возрастов, направленную на знакомство детей с нетрадиционными техниками работы. Сюда вошли рисование пластилином, поролоном, пальцами, ладонью, палочками, бумагой, растениями, листьями, солью, коробками, монотипия, метод набрызг, кляксография и многое другое. Сюда же вошли поделки из солёного теста, мятой бумаги, бросового материала. Сейчас, взяв её за основу, я редактирую эту программу с учётом тем календарного планирования и особенностей детей и продолжаю использовать в своей работе.

Позитивные эмоции, которые получают дети от результатов своего творчества, создают плодотворную почву для вовлечения родителей в совместную творческую изодеятельность с детьми. Организация конкурсов и выставок совместных работ, мини-музеев позволяет вовлекать в изобразительную деятельность и сотворчество с детьми всё большее и большее число родителей. И дети гордятся такими работами, с радостью указывают на те элементы, которые они сделали сами! Часто эти работы остаются и украшают группу даже после выставки!

В итоге на протяжении одного выпуска я уже имела возможность наблюдать, как дети, которые не могли самостоятельно ничего изобразить, и,

что более обидно, не стремились к этому, за четыре года стали с удовольствием рисовать, делать поделки, аппликации, всегда находя для этого время. Особенно полюбилось им отводить для этого время во второй половине дня, которое менее структурировано и позволяет ребёнку самостоятельно определить продолжительность творческого занятия. Для подобных занятий я всегда предлагала им разнообразные материалы для творчества, а дети могли выбрать, что их больше привлекает сегодня.

Сейчас я второй год работаю уже с другими детьми (следующий набор). Уже за эти два года я вижу заметные сдвиги. Во-первых, большая часть детей охотно отзывается на мои предложения создать что-нибудь красивое. Некоторые даже сами предлагают позаниматься какой-нибудь изодеятельностью. Во-вторых, все работы, которые создают дети, разные. А это значит, они уже самостоятельно осмысливают предстоящую работу, внося в неё своё мировосприятие и фантазию. А в-третьих, дети активно участвуют в совместных работах с родителями, о чём с гордостью повествуют и те и другие. Всегда есть над чем работать, но я верю, что для этих детей художественное творчество и изобразительная деятельность тоже станут приятным и полезным досугом.

Публикации по теме:

«Формирование интереса и уважения к традициям и культуре народов Оренбургской области у детей старшего дошкольного возраста» Данные о носителе опыта: 1. Фамилия, имя, отчество: Никифорова Татьяна Алексеевна 2. Год рождения: 1989 3. Должность: Воспитатель 4.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности В. А. Сухомлинский писал: «Сердцевина человека.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельностиФормирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Китайская пословица Одним из эффективных методов познания.

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивными технологиями Аннотация: Познавательный интерес - это один из важнейших для педагога мотивов развития дошкольников. Под его влиянием занятия даже у слабых.

Фотоотчёт о семинаре «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»Фотоотчёт о семинаре «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» В рамках реализации Международной программы "Эко-школа/Зелёный флаг" в детском саду прошёл теоретико-практический семинар "Развитие познавательного.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской.

Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы на тему «Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной.

Использование мультфильмов в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста в образовательном процессе Статья из сборника материалов III Международной тнаучно — практической конференции (Абакан, 20 ноября 2015 г) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ.

Занимательный материал на формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Занимательный материал на формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель: Колбешина Анна Владимировна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование интереса детей дошкольного возраста к художественному творчеству в процессе занятий изодеятельностью
Опубликовано: 24 августа 2017 в 16:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД