Татьяна Жугдинская
Формирование интереса детей дошкольного возраста к художественному творчеству в процессе занятий изодеятельностью
▼ Скачать + Заказать документы
Тезисы по теме:
«Формирование интереса детей дошкольного возраста
к художественному творчеству
в процессе занятий изодеятельностью».
Сегодня ни для кого не секрет, что занятия изодеятельностью имеют исключительно позитивное влияние на человека, в особенности на ребёнка. Это не только формирование эстетических представлений, художественного вкуса, развитие крупной и мелкой моторики, а значит, и интеллекта. Художественное творчество – это возможность обрести внутреннюю гармонию, остаться наедине с самим собой и справиться со стрессами.
Публикация «Формирование интереса детей дошкольного возраста к художественному творчеству в процессе занятий изодеятельностью» размещена в разделах
Ребёнок, имея под рукой всё необходимое (а порой даже не имея, стремиться исследовать и переработать окружающую его действительность, уложить её в своём сознании и даже преобразовать, реализовать свои фантазии. В результате ему открываются новые связи окружающего мира, которые помогают ребёнку развиваться.
Развитие ребёнка и вхождение его в мир социальных отношений не возможно без формирования его крепкой и тёплой связи с матерью и другими близкими людьми. И совместное художественное творчество и художественный труд как нельзя лучше подходят для такого сближения.
Взаимоподдержка, возможность на равных со взрослым поэкспериментировать с материалами и пространством позволяют ребёнку почувствовать себя увереннее в этом мире, а значит поспособствуют развитию его самостоятельности.
Это далеко не все плюсы от занятий художественным творчеством, и их ещё долго можно перечислять. Ясно одно - оно должно стать очень важной и неотъемлемой частью жизни ребёнка. Изобразительная деятельность органично вплетаясь в его жизнь, сделает её интереснее. А значит, уместнее всего, если она будет присутствовать и в детском саду (во всех возрастах) и дома. В каждой деятельности имеется своя специфика, но нельзя забывать главное – для того, чтобы изобразительная деятельность оказалась результативной, всегда - и дома, и в детском саду, необходимо обязательно соблюдать следующие важные принципы:
1. Не скупитесь на похвалу. Она не обязательно должна быть словесной, порой достаточно улыбки, одобрительного кивка головой.
2. Не критикуйте. Ребёнок ещё несовершенен, но рисует от души. А ведь это главное на этапе формирования интереса к изодеятельности.
3. Даже в море неуспеха найдите островок успешности и закрепитесь на нём. Это поможет ребёнку двигаться дальше.
4. Старайтесь не дорисовывать и не исправлять работы ребёнка, чтобы он не подумал, что не может хорошо выполнить работу. В случае необходимости дорабатывайте работу вместе, исподволь направляя работу его мысли.
5. Поощряйте нетрадиционные подходы ребёнка к делу, его фантазию и инициативу. Знакомьте его с различными техниками работы с материалами и инструментами, в том числе и нетрадиционными.
6. Предоставляйте ребёнку выбор. Не настаивайте на том, чтобы он рисовал что-то конкретное с жёсткими требованиями.
7. Акцентируйте внимание ребёнка на его предыдущих достижениях, рассматривайте его более ранние работы.
8. Рассматривайте работы других детей, побуждая ребёнка тоже попробовать сделать что-то новое или по-новому.
9. Рассматривайте картины, репродукции и другие изделия художественного творчества, ходите в музеи.
10. Интересуйтесь и занимайтесь изобразительной деятельностью сами. Это самый надёжный способ зажечь в душе ребёнка огонёк интереса и желания ею заниматься.
Эти принцы важно соблюдать как воспитателям, так и родителям, которые заинтересованы в развитии своего ребёнка. Легче всего этого достичь, если родители и воспитатели будут действовать сообща, то есть взаимодействовать. Это позволит создать ту среду, ту творческую ауру вокруг ребёнка, в которой он будет воспринимать художественное творчество и изобразительную деятельность как естественную и каждодневную, а также как средство самовыражения.
Поэтому очень важна роль воспитателя как специалиста, который с одной стороны должен познакомить ребёнка со средствами и приёмами художественной выразительности, а с другой стороны помочь родителям закрепить и развить это дома.
На мой взгляд, работа воспитателя должна строиться по нескольким направлениям. К ним я отношу и стараюсь реализовать в своей работе следующие:
1. Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования и аппликации.
2. Работа с бросовым и природным материалом. Развитие умения видеть в обычных вещах элементы новых образов.
3. Развитие воображения, креативности, использование элементов ТРИЗ в индивидуальной и подгрупповой работе, в ходе дидактических игр.
4. Рассматривание предметов, иллюстраций, готовых поделок, предметов прикладного и народного творчества.
5. Развитие внимания с помощью игр (дидактических, подвижных и др.) и наблюдений за живой и неживой природой.
6. Экспериментирование со светом и цветом: смешивание красок, цветные «стёклышки», дидактические игры по сочетанию цветов в цветовой гамме.
7. Изучение свойств бумаги, конструирование из бумаги, оригами.
8. Использование настольных дидактических игр по развитию воображения, внимания, умения видеть целое изображение и составлять его из частей (пазлы, кубики, «Сложи узор» из разного материала, мозаики т. п.).
9. Создание выставок и мини-музея из работ детей, создание ситуаций успеха, в которых дети имеют возможность ощутить признание своих стараний, ощутить удовлетворение от своей работы.
10. Формирование позитивного отношения к изобразительной деятельности как к возможности изготовить подарок маме или другому близкому человеку, порадовать их.
При этом, на мой взгляд, очень важно, особенно на начальном этапе, чтобы любое освоение нового, знакомство с какой-нибудь техникой или игрой происходило в совместной деятельности воспитателя и детей, причем воспитатель должен заниматься ею на равных и сам быть очень увлечён. И только когда дети усвоят основу, можно немного отдалиться от основного процесса.
Очень эффективным оказалась деление детей на минигруппы на время работы. Если исходить из примерно одинаковых возможностей детей, которые пригодятся в данной работе, то освоение новых умений происходит быстрее. А если начать с детей, которые в данный момент более готовы к восприятию материала, то на следующем этапе работы они сами могут выступить помощниками. Это ещё больше убыстряет процесс, а также создаёт дополнительные ситуации успеха для детей.
Исходя из основных целей, которые естественным образом связаны с направлениями моей работы, несколько лет назад я создала индивидуальную программу «Умелые ручки» для всех возрастов, направленную на знакомство детей с нетрадиционными техниками работы. Сюда вошли рисование пластилином, поролоном, пальцами, ладонью, палочками, бумагой, растениями, листьями, солью, коробками, монотипия, метод набрызг, кляксография и многое другое. Сюда же вошли поделки из солёного теста, мятой бумаги, бросового материала. Сейчас, взяв её за основу, я редактирую эту программу с учётом тем календарного планирования и особенностей детей и продолжаю использовать в своей работе.
Позитивные эмоции, которые получают дети от результатов своего творчества, создают плодотворную почву для вовлечения родителей в совместную творческую изодеятельность с детьми. Организация конкурсов и выставок совместных работ, мини-музеев позволяет вовлекать в изобразительную деятельность и сотворчество с детьми всё большее и большее число родителей. И дети гордятся такими работами, с радостью указывают на те элементы, которые они сделали сами! Часто эти работы остаются и украшают группу даже после выставки!
В итоге на протяжении одного выпуска я уже имела возможность наблюдать, как дети, которые не могли самостоятельно ничего изобразить, и,
что более обидно, не стремились к этому, за четыре года стали с удовольствием рисовать, делать поделки, аппликации, всегда находя для этого время. Особенно полюбилось им отводить для этого время во второй половине дня, которое менее структурировано и позволяет ребёнку самостоятельно определить продолжительность творческого занятия. Для подобных занятий я всегда предлагала им разнообразные материалы для творчества, а дети могли выбрать, что их больше привлекает сегодня.
Сейчас я второй год работаю уже с другими детьми (следующий набор). Уже за эти два года я вижу заметные сдвиги. Во-первых, большая часть детей охотно отзывается на мои предложения создать что-нибудь красивое. Некоторые даже сами предлагают позаниматься какой-нибудь изодеятельностью. Во-вторых, все работы, которые создают дети, разные. А это значит, они уже самостоятельно осмысливают предстоящую работу, внося в неё своё мировосприятие и фантазию. А в-третьих, дети активно участвуют в совместных работах с родителями, о чём с гордостью повествуют и те и другие. Всегда есть над чем работать, но я верю, что для этих детей художественное творчество и изобразительная деятельность тоже станут приятным и полезным досугом.