Волкова Татьяна
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
В. А. Сухомлинский писал:
«Сердцевина человека – любовь к Отечеству –
закладывается в детстве.
Упрочение этой сердцевины
теснейшим образом связано с чувствами,
с эмоциональными переживаниями,
ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом,
Публикация «Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
но и сердцем. В детстве и отрочестве особенно
глубоким и непосредственным
является одухотворение сердца добром,
нравственной красотой, правдой…».
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны нашел свое отражение даже в ряде
государственных документов:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795)
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ». N 273- ФЗ
Закон «О днях воинской славы (победных днях) России». N 32-ФЗ
Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на этом этапе закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Оно формируется в ребенке постепенно в процессе воспитания патриота, любви к своим ближним, любящего свою Родину и гордящегося ею.
По словам С. Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятный для эмоционально-психологического воздействия на патриотические чувства, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень яркие и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что важно в воспитании патриотизма. Именно в дошкольном возрасте, как отмечают ученые, появляются новообразование, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей.
Для решения этой проблемы на современном этапе необходимы новые подходы. Поэтому базой для формирования патриотических представлений у детей дошкольного возраста является проектная деятельность.
Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель патриотического воспитания, которое должно начинаться уже в дошкольном возрасте, когда мы начинаем знакомить ребят с родным краем, с его народом, бытом и традициями. На основе этих знаний у них формируются такие нравственные качества, как: любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включил вопросы патриотического воспитания в содержание трех Образовательных Областей.
Социально-коммуникативное развитие
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Познавательное развитие
Формирование первичных представлений:
- о себе, других людях, объектах окружающего мира,
- о малой родине и Отечестве,
- о социокультурных ценностях нашего народа,
- об отечественных традициях и праздниках,
- о планете Земля как общем доме людей,
- об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Художественно-эстетическое развитие
Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания:
- произведений искусства;
- мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Использование проектной деятельности как средства воспитания патриотизма наиболее эффективна в работе с дошкольниками при условии, что активными участниками педагогического процесса будут не только воспитатели, но и родители детей. Для этого нами было налажено сотрудничество и доверительные партнерские отношения со всеми членами семьи детей.
Проектная деятельность не только расширяет знания детей об окружающем мире, но и даёт им возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, успешно адаптироваться в изменившейся ситуации, обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, общения с окружающим миром, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Моя личная концепция заключается в том, что в проектную деятельность были включены дети всей группы для успешного решения задач патриотического воспитания.
Проект был начат в начале учебного года (старший дошкольный возраст).
«Защитники Земли Русской».
Цель проекта :
- через организацию проектной деятельности сформировать у воспитанников патриотические представления;
- воспитывать любовь к Родине, родному краю, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Для достижения данной цели определила следующие задачи:
- формировать гендерную семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу, сплачивать семью ребенка общими интересами к одному делу;
- формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами героев Древней Руси и России и их подвигами;
- Расширить представления о родной земле, ее столице, городах;
- Познакомить детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
- Вызвать чувство ответственности и гордости за достижения России;
- Способствовать развитию толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- Учить давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих людей.
Информационный практико-ориентированный проект «Защитники Земли русской» дает возможность систематизировать знания по темам «Богатыри земли русской», «Бородино», «Защитники Земли Русской» - Великая Отечественная война (1941-1945г). Проект стимулирует развитие познавательных способностей, коммуникативных качеств, создает предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Эта работа соответствует принципам примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» - под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, способствует формированию психологической готовности ребенка к школе.
Работа над проектом, предполагающая совместное творчество сотрудников детского сада, воспитанников и их родителей, во многом способствует успешному решению задач патриотического воспитания. Проектную деятельность мы начали с создания развивающей среды в группе, приобретения иллюстраций, художественной литературы, атрибутов в игровую деятельность : сюжетно-ролевую игру, подвижные игры и т. д.