Лучший педагог года

Художественная литература как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых

Анастасия Вербицкая
Художественная литература как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых

При ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными и практическими методами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы). Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

Художественная литература, как и другие виды искусства, по мнению М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, объединяет авторские произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора. В художественной литературе используются проза и стихи. Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого, ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Стихотворение – это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка [1].

Публикация «Художественная литература как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых» размещена в разделах

Художественная литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному тексту, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.

А. В. Запорожец считает, что художественная литература – вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, с другой стороны – с иными типами словесного текста [12].

Особую роль литературные произведения выполняют в обогащении речи образными словами и выражениями. Из произведений К. И. Чуковского ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Произведения К. И. Чуковского дают образцы русского литературного языка, готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах музыкальность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, образность, выразительность [1].

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) литературные произведения передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Один из распространенных жанров детской литературы – рассказы; они разнообразны по содержанию и форме. Это могут быть короткие повествования в несколько фраз, рассказы, созданные на основе пословицы, или рассказы, излагающие правдивые истории о человеке, его трудовой деятельности, о героизме, о Советской Армии.

На примерах прочитанного, дети уместно употребляют средства художественной выразительности в своем словесном творчестве, ясно представляют объект рассказа, умеют отбирать свойства и качества предмета, устанавливают причинно-следственные временные отношения. Кроме того, дети подбирают наиболее подходящие слова для выражения данной мысли.

На примерах положительных героев произведений у детей повышается культура общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять).

В дошкольном возрасте у детей активно развивается интерес и любовь к художественной литературе, возможности которой в формировании представлений о труде взрослых могут быть реализованы в образовательном процессе. Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействие на детей.

В процессе наблюдения за трудом взрослых, Е. И. Радина считает необходимым сопровождать наблюдение разъяснением смысла действий труженика, именно в нем и проявляются его лучшие качества: трудолюбие, настойчивость, ответственность, чувство долга и др. [22]. Опираясь на высказанные Е. И. Радиной положения, можно выстроить примерную последовательность разъяснений смысла трудовых действий взрослого при ознакомлении с художественной литературой для закрепления и расширения полученных знаний, формирования умения видеть в конкретных проявлениях труженика его отношение к выполняемому делу [22].

Под влиянием возвышающего воздействия художественного слова ребенок приходит к определенным выводам сам. Каждая полноценная в художественном отношении книга – это кусок жизни, она зовет ребенка из ограниченной рамками собственной жизни к новому, еще не испытанному опыту. Она открывает возможность пережить непережитое, занять собственную позицию, сделать выбор, принять решение. [22]

Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда : пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. Литература способна внешние по отношению к детям социальные нормы поведения превращать во внутренние регуляторы поведения, закрепляться в сердце. Вывод, добытый через сопереживание и собственную мысль, может стать убеждением, войти «в плоть и кровь» и «незаметно руководить» человеком. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им [14].

В формировании трудовой направленности детей важную роль играет подбор произведений о труде людей : в них нельзя ограничиваться только рассказом о трудовых действиях тружеников, необходимо раскрывать, опираясь на конкретные факты, их отношение к труду, коллективный характер труда, дружную, слаженную работу, взаимопомощь и лучшие черты личностных качеств тружеников. Именно такие произведения окажут наиболее сильное влияние на нравственную сферу дошкольника, вызовут желание быть похожим на них, проявлять в собственном труде подобные качества.

Поддерживая мнение Е. И. Радиной, Р. И. Жуковская справедливо подчеркивает, что формирование знаний о труде должно быть непременно связано с созданием у детей образа труженика, с показом лучших черт человека, выполняющего свое дело [22].

Продолжая исследование этой проблемы, А. М. Виноградова, С. А. Козлова обращают особое внимание на создание у детей представлений о нравственном облике труженика, отраженном в художественном произведении : «Вызвав и поддержав у ребенка интерес к человеку-труженику, мы создаем хорошую эмоциональную основу для формирования интереса к содержанию его деятельности» [3].

Большое влияние на детей оказывает сравнение черт характера труженика и ленивого человека. Для этого самым благоприятным и действенным материалом являются сказки, их персонажи. Ребенок жаждет быть хорошим, и потому внутренне ориентируется на положительных персонажей, хочет быть похожим на них. Действовать по образцу любимого героя, брать с него пример – такова реакция многих детей на полноценное художественное произведение, где представлен яркий, незабываемый, нравственно позитивный характер героя. В воспитательных возможностях литературы особая роль также принадлежит отрицательным персонажам.

В сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница противопоставлена Ленивице. Хотя эти образы несколько условны, дети понимают смысл сказки: труд награждается, а лень наказывается.

Опираясь на такую особенность дошкольников, как эмоциональность восприятия, Л. А. Талер предлагает создавать поэтический образ труженика, который вызывает у детей восхищение, побуждает к подражанию.

Такого труженика показал детям К. И. Чуковский в образе заботливого, внимательного доктора Айболита. Поэт показывает поведение доктора в экстремальных ситуациях, когда ему приходится преодолевать разные препятствия на пути к цели. Врач не может отказаться от своей цели, выполняя свой долг перед заболевшими зверятами.

В рассказе К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» показывается, как много усилий прилагают труженики, чтобы достичь успеха. В этом автору помогает использование образа мальчика, который хочет поскорее надеть новую рубашку. Перед ребенком-слушателем проходит весь процесс труда взрослых : от посева семян льна до изготовления рубашки. А по ходу рассказа в ответ на нетерпеливые вопросы мальчика автор говорит ему: «Славная будет рубашка!».

В стихотворении В. В. Маяковского «Конь-огонь» раскрывается понимание необходимости качественного выполнения своей части общего дела и взаимосвязь между тружениками в процессе деятельности: рабочий изготовил отличную картонку, столяр сделал ровные колеса, художник раскрасил коня, чтобы он стал красивым.

При ознакомлении детей дошкольного возраста с трудом взрослых широко используются произведения, рекомендованные программой обучения и воспитания в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: К. Чуковский «Айболит»; А. Барто «Кораблик», «Грузовик», «Девочка чумазая», где детей побуждают следить за своей опрятностью; Г. Сапгир «Садовник»; Б. Заходер «Портниха», «Строители», «Шофер» и др. Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С. Маршака – пожарника Кузьмы «Пожар», почтальона «Почта», С. Михалкова – дяди Степы-милиционера и др. А также художественные произведения В. Берестова «Кто чему научится», Басни Л. Толстого «Отец приказал сыновьям.», «Мальчик стерег овец»; рассказы С. Георгиева «Бабушкин садик»; Л. Пантелеева «На море» В. Осеевой «Волшебная иголочка» [19].

Другими программами рекомендуются произведения: С. Михалкова «А что у вас?»; В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»; Е. Пермяка «Мамина работа»; Н. Найденовой «Ольга Павловна»; Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека»; С. Баруздина «Кто построил этот дом?»; А. Бродского «Мой брат»; Н. Калининой «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы»; Б. Житкова «Светофор» (из книги «Что я видел») [6, 7, 9, 19].

Эти произведения используются педагогом во время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсий к месту их работы, в процессе занятий. Они способствуют и развитию у детей представлений о труде взрослых, и воспитанию гуманного и уважительного отношения к человеку труда, чувства радости, гордости, восхищения им.

Приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику, разнообразны: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения и др.

Знакомя детей с трудом няни, дворника, шофера, повара, врача, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают, можно в процессе беседы использовать стихи. Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря этому дети узнают о том, что, например, доктор – это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают.

Объясняя содержание труда, необходимо делать акцент не на конкретизации процесса, а на человеке, его деловых и личностных качествах, через художественную литературу, знакомить детей с человеком определенной профессии. При этом обращать внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои обязанности, бережно относятся к результатам труда и материалам : говорить о доброте, приветливости, готовности помочь, жизнерадостности человека-труженика [2].

Большой познавательный материал о труде, о жизни дает дошкольникам книга рассказов Б. Житкова «Что я видел», которая является своеобразной энциклопедией для дошкольников. Написанное от лица маленького мальчика, это произведение дает детям представление о Москве, Красной площади, Кремле, о красной Армии, о колхозе, о лесе и многом другом. Алеша-Почемучка не только рассказывает – он живет, действует, что особенно привлекает слушателей.

Методику работы с художественной литературой в детском саду подробно описывают М. М. Алексеева, В. И. Яшина. Они отмечают, что возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу [1]. По утверждению Л. С. Выготского, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок самостоятельно придумывает содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему произведения художественной литературы и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования [1].

В словесных играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления об окружающем, М. М. Алексеева, В. И. Яшина рекомендуют углублять эти знания с помощью словесных игр, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах:

- самостоятельное решение разнообразных мыслительных задач;

- описание предметов, с выделением характерных их признаков;

- отгадывание по описанию;

- поиск признаков сходства и различия;

- группировка объектов по различным свойствам, признакам;

- нахождение антонимов и синонимов и др.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Чтение стихотворений, рассказывание сказок, инсценировки сказок, отгадывание загадок, дидактические игры, подвижные игры, физминутки активизируют у детей глагольную лексику, помогают соотносить слово с действием, воспитывают интерес к слову, стремление понять значение новых, неизвестных слов [1].

С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций А. М. Леушина предлагает способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения [9].

К продуктивным методам можно отнести пересказ с перестройкой текста, творческие задания по прочитанной книге. Воспитатель должен следить за тем, чтобы, усваивая новые слова, ребёнок вместе с тем правильно понял их значение.

Одним из наиболее эффективных методов в формировании выразительности детской речи является театральная деятельность с детьми на основе сюжета литературного произведения. Произведения художественной литературы не только помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, но и возбуждают желание подражать им. Так возникает необходимость в театрализованных играх.

Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в произведении. Это творческая игра, так как ребенок передает образ по-своему.

Таким образом, произведения художественной литературы играют огромную воспитательную роль при ознакомлении детей дошкольного возраста с трудом взрослых. При этом можно воспользоваться такими приемами, как: чтение произведения, составление пересказа, анализ в ходе беседы, заучивание стихотворений, подключение к деятельности взрослого, наблюдение за трудом взрослых в детском саду, организация сюжетно-ролевых и театрализованных игр по мотивам произведений художественной литературы.

Публикации по теме:

Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста Вашему вниманию предлагается работа на тему: «Детская художественная литература, как средства развития театрализованной деятельности детей.

Формирование словаря детей младшего возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ Слайд 1 Уважаемые председатели и члены.

Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников Нравственное воспитание – очень значимая проблема на сегодняшний день. В связи с изменениями в нашей стране материальные ценности стали.

Консультация для родителей «Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых» С первых дней жизни малыша вы, родители наверное задумывались о его будущем? Внимательно следите за интересами и склонностями своего ребенка,.

Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство коммуникации» Художественная литература как средство коммуникации В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек, дети все меньше и меньше интересуются художественной.

Консультация «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых» «Любовь ребенка к людям труда – источник человеческой нравственности» — В. А. Сухомлинский. Не секрет, что профессиональная деятельность.

Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста Актуальность Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье.

Методика ознакомления с трудом взрослых детей младшего дошкольного возраста В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи.

Проект «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста» Проект: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста» Фаттахова Наталья Анатольевна, воспитатель Наименование.

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» Калачева Ирина Викторовна Воспитатель ГБДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых
Опубликовано: 13 июня 2019 в 12:00
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД