Папки-передвижки

Художественная литература о природе

Гузель Валитова
Художественная литература о природе
▼ Скачать + Заказать документы

Художественная литература о природе

ЗИМА

Зимнее время года взрослые нередко воспринимают как хмурое и безрадостное. Такое настроение невольно может передаваться и детям. Однако если мы обратимся к произведениям отечественных авторов о зимней природе, то увидим в них всю палитру чувств: от грусти и тоски до бурного ликования. Поэтов и прозаиков радуют первый снег, бодрящий мороз, возможность предаться зимним развлечениям; в то же время они скучают по теплым дням, сочувствуют тяготам зверей и птиц.

Публикация «Художественная литература о природе» размещена в разделах

С наступлением зимнего сезона уменьшается возможность непосредственных наблюдений в природе. Вместе с тем появляется больше времени для чтения. Произведения, представленные нами, основаны на личных наблюдениях и переживаниях их авторов. Они не только повествуют о явлениях природы, но и учат ребенка (да и взрослых тоже) думать, сравнивать, разгадывать загадки из жизни зверей и птиц. Научившись наблюдать, подмечать в самом обыкновенном новое, неожиданное, малыш сможет полюбить природу и вырасти бережливым хозяином ее богатств.

На что же в природе зимой можно обратить внимание дошкольников? (Отметим, что объем содержания зависит как от возрастных и индивидуальных возможностей детей, так и от конкретных условий воспитания и образования в дошкольном учреждении. Приведенный ниже программный материал выстроен в соответствии с сезонными изменениями, характерными для средней полосы России.)

Зима наступает после осени. Ночи намного длиннее дня. Начало зимы — «первозимье» — отмечается с того момента, когда надолго ляжет снег (в разные годы — от начала до конца декабря).

Погода. Солнце, часто малинового цвета, показывается редко, почти не греет, низко стоит над горизонтом. Небо серое, с тучами, сыплющими снегом. Морозы чередуются с оттепелями. Замерзают водоемы. Декабрь — месяц самых длинных ночей и коротких дней. Самые короткие дни в году - 21 и 22 декабря (дни зимнего солнцестояния).

С 23 декабря начинается «коренная» зима. Солнце светло-желтого цвета поднимается все выше над горизонтом, в его лучах сверкает снег. Небо светлеет. Солнечные морозные дни чередуются с ветреными, вьюжными.

В начале февраля наступает «перелом зимы». Синеет небо. Солнце поднимается все выше и начинает слегка греть. Снег становится тусклым, рыхлым. Февраль — самый снежный и метельный месяц.

Растения. Лиственные деревья стоят без листьев, на хвойных — круглый год зеленые иголки. Ветки деревьев после снегопада прогибаются под тяжестью снега; в тихую морозную погоду на них появляются изморозь и иней. Стебельки многих трав и всходы озимых хлебов благополучно зимуют под снегом.

Животные. Зимующие птицы (синицы, вороны, дятлы, галки, сороки) и птицы-гости (снегири, свиристели, клесты) собираются в стаи, слетаются поближе к человеческому жилью, кормятся хлебными крошками, зернышками, семенами деревьев.

Зайцы днем прячутся в норках, вырытых в снегу, поздно вечером выходят покормиться корой и тонкими веточками деревьев. Белка живет в гнезде (в виде шара из переплетенных веточек, день проводит в поисках пищи: шишек, еловых почек; помогают и запасы желудей, орехов, грибов, сделанные осенью. Лисы и волки в голодное время могут подходить близко к человеческому жилью.

Рыбы зимуют подо льдом.

Некоторые интересные моменты из жизни растений и животных зимой, удачно подмеченные и описанные авторами художественных произведений, педагог может использовать в сочетании с непосредственными наблюдениями детей на прогулке.

Слушая рассказы «Волшебная полочка» и «Кусок хлеба» Н. Сладкова, дети узнают о внешнем виде, повадках и «вкусах» пернатых, а также укрепляются в желании заботиться о птицах.

Некоторые сказки и рассказы повествуют о тех обитателях средней полосы России, наблюдать за которыми в естественных условиях посчастливится далеко не каждому взрослому (охота куницы за белкой-летягой, выведение клестами птенцов в лютый мороз, повадки водяного воробья оляпки и др.)

Предлагаемая подборка содержит и произведения, из которых дети узнают об особенностях жизни в осеннее и зимнее время знакомых им зверей (белки, зайца, медведя).

В заключение отметим, что приведенная подборка не исчерпывает того списка книг о природе, который традиционно предлагается для работы с дошкольниками. Поэтому, наряду с указанными, воспитателю следует читать хорошо известные произведения А. Блока, С. Есенина, А. Пушкина, М. Пришвина, И. Сурикова и др.

Сказки и рассказы

В. Бианки

ЗАЯЦ, КОСАЧ, МЕДВЕДЬ И ДЕД МОРОЗ

Отрывок из сказки

Сговорились Заяц, Косач Тетерев и Медведь,— послали Синицу за Дедом Морозом.

—Приходи к нам, Дед Мороз, принеси нам, Дед Мороз, снега, принеси нам, Дед Мороз, зиму!

Дед Мороз покряхтел, пришел — мешок снега на лес высыпал. Стало кругом бело да ровно.

Медведь сказал:

—Вот и ладно. Спасибо тебе, Дед Мороз!

Залез под кучу валежника. Кучу снегом запорошило — и не видать, что там берлога.

Заяц сказал с оговорочкой:

—Спасибо тебе, Дедушка Мороз! Теперь не видно меня, беленького. Хороша твоя пороша, да вот теплая, печатная: снег-то мягкий, пушной. Следишки мои на нем видны. Где ни ляжешь отдохнуть, — сейчас кто-нибудь найдет.

А Косач — тот даже спасибо не сказал.

—Какая это, — бормочет, — зима, когда снегу — курице по колено, когда не прикрыл снег и лежачего полена! Зима наспех — курам на смех. Ни снегу, ни мороза. Что ж мне так всю зиму и болтаться на березе?

Пожалел его Дед Мороз, — давай снег на лес большими мешками валить да примораживать, чтобы крупитчатый был.

Косач сказал:

—Вот это дело! — да бух с березы в снег. Так и ночевал: в норке-то тепло и не видно.

Заяц сказал:

—Дедка Мороз, а со мной-то ты что делаешь! Легко ли мне по эдакому снегу бегать? Глубоко. Ведь по уши в него проваливаюсь! А тропой пойдешь, — тут тебе и Лиса встречь, тут тебе и капканы наставлены. Ты меня, Заиньку, пожалей: сделай, чтобы сверху снег был корочкой.

А Медведь — тот ничего не сказал: спал.

Пожалел Дед Мороз Зайца. Стал днем снег растоплять, — побежали под валежник струечки. А ночью сырой-то снег сверху давай мостить-примораживать. Сделал наст — крепкую ледяную корку.

Заяц сказал:

—Вот тебе спасибочко-то, Дедушка Мороз! Теперь все ладно. По насту бегу, не проваливаюсь. Даже и следишек моих на нем не видать.

Косач сказал:

—Да ты что, Дед! Я с вечера в мокрый-то снег бухнусь, поглубже закопаюсь, — ан утром хоть голову себе разбей: ледяная крыша над головой!

А Медведь как выскочит из берлога, как рявкнет:

—Эй ты, старик! Что снег топишь, струйки пускаешь! Все штаны мне подмочил!

Шарахнулся от него Дед Мороз.

—А ну вас! — говорит. — Привереды! Кому чего, — на всех не угодишь. Я лучше, восвояси уберусь.

И ушел.

И. Соколов-Микитов

В БЕРЛОГЕ

Ранней зимой, как только выпадет снег, залегают в берлоге медведи.

Старательно и умело в лесной глуши готовят они эти зимние берлоги. Мягкой душистой хвоей, корой молодых елочек, лесным сухим мохом выстилают свое жилье.

Тепло и уютно в медвежьих берлогах.

Как только ударят в лесу морозы, засыпают в берлогах медведи. И чем лютее морозы, чем сильнее качает ветер деревья, крепче, непробуднее спят.

Поздней зимою родятся у медведиц крошечные слепые медвежата.

Тепло медвежатам в засыпанной снегом берлоге. Чмокают, сосут молоко, карабкаются на спину матери — огромной, сильной медведицы, устроившей для них теплую берлогу.

Только в большую оттепель, когда начинает капать с деревьев и белыми шапками валится с ветвей снежная навись, медведь просыпается. Хочет узнать хорошенько: не пришла ли, не началась ли в лесу весна?

Высунется медведь из берлоги, поглядит на зимний лес — и опять до весны на боковую.

Н. Сладков

ВОЛШЕБНАЯ ПОЛОЧКА

— Я — повелитель птиц!

Захочу — и птицы сами прилетят ко мне.

Захочу — прилетят голуби и воробьи. Захочу — синицы. Захочу — явятся гости севера: снегири и свиристели.

Нет, я не волшебник. Я не шепчу таинственных заклинаний. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.

На вид полочка совсем проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Но в полочке волшебная сила!

Так и быть, — я открою свой секрет. И к вам, стоит вам только захотеть, станут прилетать дикие птицы. Для этого надо на простую полочку насыпать простой крупы и простых хлебных крошек. Потом полочку нужно выставить за окно. И полочка сразу станет волшебной! На нее сразу же прилетят голуби и воробьи.

А если вы живете у парка или в деревне, укрепите на полочке кусочек сала — к вам прилетят синицы! Положите на полочку кисти рябины — прилетят снегири и свиристели.

Сделайте себе волшебную полочку.

Каждый день станут прилетать к вам разные птицы.

Хотите — смотрите, хотите — снимайте.

Вы станете добрым повелителем птиц!

КУСОК ХЛЕБА

На мусорную кучу зимой только сытый не летит. Но сытых зимой мало. Все видят голодные птичьи глаза. Чуткие ушки все слышат. Думаете, раз птичьи уши не заметны, то они и не чутки? Как бы не так! Тихо скрипнет дверь — а птицы слышат. Хозяйка выплеснет из ведра помои — сразу увидят. Уйдет — они тут как тут. Они — это вороны, галки, сороки и сойки. Птицы смышленые, осторожные, хитрые. Человека они знают и знают, когда его надо бояться. Больше всего они любят тех, кто не обращает на них внимания. Но внимание на них трудно не обратить.

Вороны прилетают, шумя отсыревшими крыльями, и забавно моргают, мелькая белым веком. Будто закатывают глаза от удовольствия.

У сорок на черных бархатных спинках искрятся снежинки. А хвосты и крылья будто подкрашены нефтью: отливают зеленым, лиловым и синим.

Черные галки — в серых воротничках, глаза у них белые и удивленные.

Сойка наряднее всех: рыжий хохол, на крыле голубое — как рябь на воде. Ладная, ловкая. Полный рот набьет, даже горло раздуется. И скорее в лес: по углам рассовать. Рассует и снова летит. Страшно, а летит. От страха даже рот открывает и хохол поднимает дыбом. Даже бормочет что-то под нос. Но голод еще страшней.

Голод пригнал галку-инвалида. Какой-то охотник отстрелил ей нижнюю половину клюва. Ни клюнуть, ни почистить перья.

Села, странно тонконосая, взъерошенная, отощавшая, с перьями-сосульками на брюшке. Будь что будет.

Положила головку на снег и боком-боком уцепила кусок. Кусок — день жизни. Будет ли он и завтра?

Стукнула дверь: друг или враг? С ведром или с ружьем?

Лучше бы спрятаться, да надо лететь. На мусорную кучу только сытый зимой не летит. А сытых зимой мало.

В. Бианки

ГОЛУБОЙ ЗВЕРЕК

В густом лесу на горе было темно, как под крышей. Но вот вышла луна из-за тучи, и сейчас же засверкали, заблестели снежинки на ветках, на елях, на соснах и засеребрился гладкий ствол старой осины. У вершины ее чернела дыра — дупло.

Вот по снегу мягкими, неслышными прыжками подбежал к сосне темный длинный зверек. Остановился, понюхал, поднял кверху острую мордочку. Верхняя губа приподнялась,— мелькнули острые, хищные зубы.

Это куница — гроза всех мелких лесных зверей. И вот она, чуть шурша когтями, бежит уже вверх по осине.

Вверху из дупла высунулась усатая круглая головка. Через миг голубой зверек уже бежал по суку, осыпая снег на ходу, и легко прыгнул на ветку соседней сосны.

Но как ни легко прыгнул голубой зверек, ветка качнулась, — куница заметила. Она согнулась в дугу, как натянутый лук, потом выпрямилась — и стрелой перелетела на качавшуюся еще ветку. Куница понеслась вверх по сосне — догонять зверька.

Нет никого в лесу проворней куницы. От нее не уйти даже белке.

Голубой зверек слышит погоню, ему некогда оглянуться: надо скорее, скорее спасаться. С сосны он прыгнул на ель. Напрасно зверек хитрит, бежит по другой стороне ели,— куница скачет по пятам. Зверек забежал на самый конец еловой лапы, а куница уже рядом — хвать зубами! Но зверек успел спрыгнуть.

С дерева на дерево неслись голубой зверек с куницей, как две птицы среди густых веток.

Прыгнет голубой зверек, нагнется ветка, а куница за ним, — ни на миг не дает передышки.

И вот уже не хватает у голубого зверька сил, уже слабеют лапки; вот прыгнул и не удержался — падает вниз. Нет, не упал, уцепился по дороге за нижнюю ветку — и вперед, вперед из последних сил.

А куница бежит уже поверху и высматривает с верхних ветвей, как удобнее броситься вниз и схватить.

И вот на миг голубой зверек остановился: лес прервался пропастью. Куница тоже на всем скаку остановилась над зверьком. И вдруг кинулась вниз.

Прыжок ее был точно рассчитан. Она всеми четырьмя лапами упала на то место, где остановился голубой зверек, но он уже прыгнул прямо в воздух и полетел,— медленно, плавно полетел по воздуху над пропастью, как во сне. Но все было наяву, при яркой луне.

Это была полетуха, летяга — летучая белка: у нее между передними и задними лапками натянулась свободная кожа, которая парашютиком держала ее в воздухе.

Куница не прыгнула вслед: она не может летать, она упала бы в пропасть.

Летяга повернула хвост и, красиво закруглив полет, спустилась на елку по ту сторону пропасти.

Куница щелкнула зубами со злости и стала спускаться с дерева.

Голубой зверек ускользнул.

Н. Сладков

ЕЛОВАЯ КАША

У всех день рождения — радость. А у клестят — беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да еще двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод.

А родители хоть бы что!

Вот папа-клест — сидит себе на елке и песни поет. А у самого пар из клюва. Будто трубку курит.

Это я так про клестят думаю.

Только вижу, что сами клестята живут не тужат!

Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся — и спать. Снизу гнездо — как пуховая перинка, сверху мама — как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Елка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.

Немного дней прошло — выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.

Это, наверное, все от забот маминых и от еловой каши.

А еще от яркого солнышка и морозного ветра.

Нет, день рождения — всегда счастливый день.

Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.

Все равно!

В. Бианки

СУМАСШЕДШАЯ ПТИЦА

Отрывки из рассказа

Когда мне было десять лет, я прожил целую зиму в деревне.

Я бегал по лесу, выслеживал птиц и узнавал разные интересные подробности их жизни. Это было моим любимым занятием, и я очень скучал, когда что-нибудь мешало моим прогулкам.

Но вот ударили февральские морозы. Поднялась сильная метель.

Отец долго не выпускал меня из дому. Время тянулось ужасно медленно.

Наконец через несколько дней я, проснувшись утром, увидал в окошко ясное голубое небо. Я сейчас же отпросился у отца, оделся и выскочил на двор.

На дворе было морозно, но тихо. Ярко светило солнце. Глазам было больно от блеска белого снега.

В лес нечего было и думать пробраться. Там намело такие сугробы рыхлого снега, что я на каждом шагу проваливался по пояс. Пришлось направиться вдоль по реке. С нее, наоборот, ветром смело почти весь снег, так что местами был виден голубоватый лед.

Птиц не было нигде. Передо мной тянулась длинная белая полоса реки. Справа и слева на ее крутых берегах молчаливо стоял засыпанный снегом лес. Даже писка синиц не было в нем слышно.

Я подумал: «Верно, птицы плохо чувствуют себя после такой долгой метели».

. Впереди была прорубь. По краю ее, у самой воды, прыгала белогрудая птичка. Она дергала коротким хвостом и заливалась на все лады самой веселой песней.

Вот сумасшедшая! — подумал я. — Как она может радоваться в такой мороз?»

Белогрудая птичка не обращала на меня никакого внимания. Мне захотелось ближе рассмотреть ее. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Одно мгновенье я еще видел, как она быстро двигала крыльями, словно летела в воде. Потом она исчезла подо льдом. Я так и остался стоять с выпученными глазами и с открытым ртом.

«Утопилась!» — мелькнула вдруг у меня страшная мысль. Я бросился к проруби. Мелкая вода текла здесь очень быстро. Утопленницы нигде не было видно.

Слезы навернулись мне на глаза.

Я прибежал домой, к отцу. с удивительным рассказом про белогрудую птицу-утопленницу.

— Дурачок! — сказал он. — Ведь это была оляпка. Она вовсе не утонула, а прыгает теперь снова по льду и радуется, что обманула тебя.

— Неправда! — горячился я. — Она сошла с ума и утопилась. Я сам видел, как ее утянуло под лед. Течение там такое быстрое.

— Ну, вот что,— остановил меня отец, — беги-ка опять на то место, где ты ее видел. Она будет там. А если ее там нет,— значит, неподалеку от первой проруби есть вторая. Через нее оляпка и выскочила, нырнув от тебя под лед.

Я опять побежал на реку. Отец мой любил и хорошо знал птиц. Если он говорит, что оляпка бросилась в прорубь нарочно,— значит, есть еще надежда, что моя белогрудая птичка жива.

У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел вторую прорубь, пошел к ней и вдруг заметил мою утопленницу на обрывистом берегу реки. Она была жива и здорова, бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, похожую на плеск и журчание ручья.

Я побежал к ней. Она слетела к проруби, закачалась на тонких ножках, словно кланялась мне. а когда я приблизился, бухнула в воду, точно лягушка в болото.

Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями, как пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми коготками за все его неровности. В одном месте она даже задержалась немножко, на моих глазах перевернула клювом камешек и вытащила из-под него водяного жука.

А через полминуты она уже выскочила из другой проруби. Я с трудом верил своим глазам. Мне все хотелось еще поближе рассмотреть ее. Несколько раз подряд я заставлял ее кидаться в воду.

Меня очень удивляло, что под водой она блестит, как серебряная рыбка. Я не знал еще тогда, что перья оляпки смазаны тонким слоем жира. Когда птица погружается в воду, воздух пузырится на ее жирных перьях и блестит. Наконец ей надоело нырять. Она поднялась на воздух, полетела над рекой прямо, как по ниточке, и в одну минуту скрылась у меня из глаз.

. Вся деревня знала эту забавную маленькую птицу. Крестьяне звали ее водяным воробьем.

Е. Трутнева

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

На заборах, на крылечке

Все блестит и все бело!

Нет свободного местечка —

Всюду снега намело.

Нарядилась и рябина

В белый праздничный наряд.

Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят.

Публикации по теме:

«Роль певчего дрозда в природе и жизни человека» наблюдения в природе в рамках детско-родительского проекта «Юные натуралисты»«Роль певчего дрозда в природе и жизни человека» наблюдения в природе в рамках детско-родительского проекта «Юные натуралисты» Природа наша щедра и богата, но в то же время хрупка и ранима. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления,.

Художественная гимнастика в ДОУХудожественная гимнастика в ДОУ Дошкольное детство — важнейший период в формировании правильной осанки, так как несмотря на возросшие функциональные возможности организма.

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Конспект итогового комплексного занятия в средней группе (окружающий мир, математика, художественная литература) Итоговое комплексное занятие в средней группе (окружающий мир, математика, художественная литература) "В гостях у сказки. " Авторы занятия:.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 1 часть Содержание программы № п\п Тема Программные задачи Методические приёмы Компонент ДОУ Литература и наглядный материал Сентябрь 1 Диагностика.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 2 часть Декабрь. 13 Тематический компонент Заучивание стихотворения «Хнык». Познакомить детей с потешкой помочь понять ее содержание и запомнить.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 3 часть Март. 25 Аналитический компонент. Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Познакомить детей с русской народной сказкой, с.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Образовательная среда. Центр «Литература»Образовательная среда. Центр «Литература» Исследования профессора Джона Стейна говорят о том, что чтение хороших книг способствует повышению уровня психического и физического развития.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература о природе
Опубликовано: 28 сентября 2021 в 10:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература о природе» (включая файлы) размещена пользователем Гузель Валитова (УИ 802528) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД