Елена Чуднова
Художественно-творческая деятельность как средство духовно-нравственного развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности
.
Художественная деятельность детей формирует способность выражать своё отношение к окружающему миру, сверстникам, семье, родине в рисунке и любой другой продуктивной деятельности, так как даёт возможность выразить свои эмоции, первичные нравственные представления.
Публикация «Художественно-творческая деятельность как средство духовно-нравственного развития дошкольника» размещена в разделах
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц рук и глаз. Для детей дошкольного возраста развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов и развития речи.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Ведь уже не секрет, что у большинства современных детей отмечается моторное отставание, в особенности у детей, проживающих в городской местности, так как они в отличие от сельских детишек менее заняты физическим трудом.
Уже на протяжении двух лет я работаю воспитателем в средней группе №3 детского комбинированного сада № 148 г. Омска, и на всех этапах своих занятий мы с воспитанниками выполняем простые упражнение, физкультминутки, сопровождаемые стихотворным текстом, также не забываем об элементарных навыках самообслуживания: застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Используя опыт предыдущих лет работы, и проанализировав работу в этом учреждении, я пришла к выводу, что наиболее эффективно способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости.
В зависимости от возраста детей использую такие нетрадиционные техники, как «Рисование ладошками», «Печатание поролоном». Воспитанникам такое рисование доставляет огромное удовольствие, так как возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет детям радость.
После окончания занятия, когда ребёнок видит результаты своей деятельности, учу детей анализировать своё произведение и находить ему применение.
В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома, поэтому я работаю в тесном контакте с родителями своих воспитанников.
На занятиях по изобразительному искусству мы используем различные приёмы, характерные детям в возрасте 5 лет. Детишкам этого возраста нравится раскрашивать рисунки в различные цвета. На таких занятиях можно использовать книжки - раскраски, потому что, по моему мнению, это один из самых лёгких видов деятельности для данного возраста, вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. На таких занятиях я учу детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображённых предметов, равномерно наносить нужный цвет. Когда мы уже переходим к самому процессу рисования, у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, которые необходимы для освоения письма.
Помимо подготовки руки к письму занятия по рисованию оказывают влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представляет собой тот же рассказ, но только не в словах, а изобразительными средствами.
С целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах развития ручной умелости их детей посредством рисования регулярно провожу беседы, мини-консультации, привлекаю родителей к изготовлению с ребёнком совместных поделок и рисунков в рамках тематических недель, проводимых в нашем детском саду, к участию в различных конкурсах.
Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству своих детей, когда видят выставку детских работ, начинают понимать важность художественного творчества для развития своего ребёнка.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка и все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе.