Анастасия Плетнева
Игра в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К ним относят: детей с нарушениями слуха; с нарушением зрения; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушением интеллектуального развития; с комплексным нарушением психического развития; с нарушением функций опорно-двигательного аппарата; детей с психопатическими формами поведения и др.
Публикация «Игра в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к жизни в обществе. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей-инвалидов в лучшую сторону. Так, организуется для детей инклюзивное образование, то есть обеспечивается равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Психика человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, возникает не первично — из самого физического дефекта, а вторично — из тех социальных последствий, которые вызваны физическим дефектом. Следовательно, для уменьшения этих последствий или же их устранения нужны социальные средства (в данном случае таким средством выступает игра). Вот почему задача воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями состоит в том, чтобы, устраняя или ослабляя последствия вторичных нарушений, создавать внешние и внутренние условия для безболезненного вхождения в сложный мир социальных отношений, для компенсации физического недостатка посредством формирования новых форм поведения и восстановления нарушенной социальной связи с жизнью.
Процесс социальной реабилитации протекает только в деятельности. Она обеспечивает познание ребенком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Основными видами деятельности ребенка и подростка, в которых они наиболее полно развиваются, являются игра, учение и труд. Известно, что дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. Для ребенка дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Она для ребенка является формой реализации активности и сферой жизнедеятельности, где он получает удовольствие. Она занимает огромное место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Воссоздаваемые в игре реальные и воображаемые предметы, образы, игрушки помогают ребенку познать окружающий мир, приучают его к целенаправленной деятельности, способствуют развитию мышления, памяти, речи, эмоций. От того, во что они играли в детстве, часто зависит выбор его жизненного пути. При всех изменениях в дошкольном образовании, колебаниях между крайностями свободного и жесткого образовательного процесса игра остается неотъемлемой его частью.
Изучением игры занимались такие выдающиеся педагоги как Г. В. Плеханов, И. П. Павлов, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко и др. Виднейший русский педагог XIX века К. Д. Ушинский рассматривал игру ребенка как его действительность с действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь потому, что она ему более понятна. Игра – отчасти собственное создание ребенка. В действительную жизнь ребенок еще не может войти из-за ее сложности. В игре же он знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами. К. Д. Ушинский отмечал влияние окружающей жизни на содержание детских игр. По его мнению, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют формированию его личности, детского воображения. Ребенок стремится воздействовать на действительность, преобразовать ее в доступных ему пределах.
Из выше отмеченного, можно сказать следующее, что как для здоровых детей, так и для детей с ограниченными возможностями игра имеет место быть на первом месте. В этом случае, система специального образования должна развиваться и функционировать как на основе традиционно сложившихся форм, так и на основе интегрированного подхода. Суть интегрированного подхода заключается в том, что детям с отклонениями в развитии создаются равные возможности с их здоровыми сверстниками в получении образования, необходимого для их адаптации и полноценной интеграции в обществе.
Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, развитие у него соответствующих социальных навыков, необходимых в дальнейшей самостоятельной жизни. Поэтому подготовка детей к самостоятельной жизни, его социализация являются основополагающим фактором в развитии личности ребёнка, проходящего реабилитацию в социальном центре для несовершеннолетних. Очень важно, чтобы ребенок научился играть по правилам и тогда в дальнейшей самостоятельной жизни он тоже научится жить по правилам (т. е. законам). У детей формируются не только навыки игровой деятельности, но и чувство доброго соперничества, доброжелательность, взаимопомощь и взаимовыручка, они придерживаются правил игры.
В нашей ДОО основной целью становления инклюзивной практики является обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, т. е. с разными образовательными потребностями.
Организация инклюзивной практики у нас строится на следующих принципах:
• принцип индивидуального подхода;
• принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;
• принцип социального взаимодействия;
• принцип междисциплинарного подхода;
• принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
• принцип партнерского взаимодействия с семьей;
• принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Хочется сказать, что для нас педагогов, не должно быть разницы между здоровым ребенком и ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Ведь только совместными усилиями можно помочь ребенку, помочь его семье.