Маргарита Козицына
Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями «Мир социальных отношений»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию программу по социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями МИР СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Нам всем известно, что дети с ограниченными возможностями испытывают большие трудности в приспособлении к окружающей жизни, в усвоении общепринятых норм поведения, они практически не ориентируются в общественных местах, не имеют навыков общения и в результате, как правило, несамостоятельны, беспомощны в практической жизни.
Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.
Публикация «Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями „Мир социальных отношений“» размещена в разделах
Программа, которую я представляю, разработана для проведения занятий по социальной ориентировке, рассчитана на подростков с особенностями психофизического развития в возрасте от 12 до 18 лет.
Цель программы - социализация детей с ограниченными возможностями для дальнейшей интеграции в общество, путем развития индивидуальных возможностей, формирования трудовых навыков, профессиональной ориентации, знакомства с правами и обязанностями, расширения социальных связей.
Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи (представлены на слайде) :
• дать элементарные представления о жизни, труде и быте людей;
• формировать позитивное отношение к труду;
• продолжить формировать и развивать социально-бытовые и трудовые навыки;
• помочь профессионально ориентироваться;
• научить пользоваться социальными учреждениями, обеспечивающими жизнедеятельность человека по возможности самостоятельно;
• научить пользоваться денежными средствами;
• научить планированию семейного бюджета и ведению домашнего хозяйства;
• формировать и развивать коммуникативные навыки;
• дать детям-инвалидам знания и представления о законе, дающим им право на социальную защиту, гарантированную государством.
Программа рассчитана на трехлетний период обучения, соответственно состоит из трех частей:
• первый год обучения - «Социальные учреждения», возраст воспитанников -12-13 лет;
• второй год обучения - «Основные документы гражданина Российской Федерации», возраст воспитанников - 14-16 лет;
• третий год обучения - «Социальная защита инвалидов Российской Федерации», возраст воспитанников 17-18 лет.
Как в любой программе, содержание каждой части делится на темы, после которых перечисляются примерные знания и умения, которыми воспитанник должен владеть после прохождения курса обучения. Затем дано тематическое планирование, опираясь на которое составляется календарное планирование.
Обучение по социальной адаптации проходит в форме занятий в группе, сначала дается теоретический материал, а для закрепления используются сюжетно-ролевые игры и, конечно же, экскурсий, но о них вы услышите позже.
Дидактические принципы, используемые в работе с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями, представлены на слайде:
• воспитывающий характер обучения;
• наглядность обучения;
• доступность обучения;
• принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
• коррекционно-развивающего обучения;
• принцип практической направленности обучения;
• принцип интегрированного обучения.
Сегодня я бы хотела более подробно остановиться на теме, которая присутствует в каждом разделе нашей программы и является неотъемлемой частью жизни любого человека, это основные документы гражданина Российской Федерации.
На первом году проходит ознакомительный этап с учреждениями необходимыми в жизни каждого человека. Темы первого года обучения представлены на слайде. И в некоторых из этих тем, на начальном этапе при знакомстве с социальными учреждениями наши воспитанники имеют дело с такими документами как:
- формуляр, читательский билет;
- амбулаторная карта пациента;
- билеты, паспорт, посадочный и багажный талоны.
О этих документах мы узнаем с самого раннего возраста.
На втором году обучения начинается более сложная и серьезная работа, перед нами встает задача изучить все основные документы гражданина Российской Федерации, донести до наших детей понятия : «государство», «гражданин», «права», «обязанности», «закон», «конституция», и раскрыть само понятие «документы».
За год изучить с воспитанниками: паспорт, свидетельство о рождении, страховой медицинский полис, пенсионное удостоверение, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документ об образовании (аттестат о среднем образовании, диплом, трудовая книжка. И провести краткий обзор о предназначение выше перечисленных документов.
Так как мы имеем дело с разным уровнем развития детей, то и цели, достигнутые к концу года, значительно отличаются.
При изучении основных документов воспитанники должны знать:
• социальное значение документа;
• назначение документа;
• где в документе указывается серия, номер;
• сроки действия документа;
• адрес получения или смены документа;
• правила получения и смены документа;
• правила пользования и хранения документа.
Воспитанники должны уметь:
• отличать от других документов;
• называть фамилию, имя, отчество, дату рождения;
• называть адрес проживания и регистрации;
• продлять срок документа или менять при необходимости;
• использовать данные документа при заполнении различных документов.
Для усвоения правил пользования документами в течение второго года обучения проходят только практические занятия по темам, касающимся заполнения документов в социальных учреждениях.
На начало учебного года я составила для воспитанников вот такой интересный документ (на слайд). На первом вводном занятии выдала каждому по экземпляру, тем самым простимулировав ребят на весь учебный год, и обеспечив их заданием для тренировки и закрепления, пройденных тем дома.
Каждую неделю, после занятий по социальной адаптации воспитанники заполняют новые строки, по мере изучения новых документов. А в конце учебного года все принесут эти бланки, и мы вместе проанализируем нашу работу за год.
На занятиях мы погружаемся в ситуации (по типу сюжетно-ролевых игр, в которых нам необходимо посетить то или иное учреждение, у меня есть адаптированные бланки заявлений требующихся в ЖЭКе, в банке, в салонах сотовой связи, в поликлинике, на почте, в библиотеке, школе, училище и т. п.
Еще одна проблема всех современных детей, заключается в том, что (в частности, не говоря о других сферах деятельности) родители делают все за них, а уж что касается документов, так их даже в руки не дают. В моей группе есть два воспитанника, которые в этом году окончили школу, они знают, что у каждого человека есть паспорт, но вот для чего он нужен, а уж, тем более что там за цифры такие интересные они понятия не имели.
К концу учебного года наши бланки почти заполнены, и то, что вы видите, сделано самостоятельно.
Третий год обучения самый сложный для наших воспитанников. В следующем году им предстоит разобраться в таких понятиях как: «социальная защита», «инвалид». Узнать о социальной защите инвалидов как системе экономических, социальных и правовых мер; о цели социальной защиты; о комплексе мер обеспечения жизнедеятельности инвалидов; о комплексе реабилитационных мероприятий.
Познакомиться с Федеральным законом «о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (обзорно).
Третий этап нашей программы начинает одна из важнейших тем – порядок и условия признания граждан инвалидами.
Важно познакомить детей с задачей медико-социальной экспертизы, порядком ее проведения.
Дать представление о понятиях: группа инвалидности.
Рассказать о сроках установления инвалидности; поэтапном прохождении переосвидетельствования для подтверждения инвалидности.
И детально изучить с воспитанниками пакет документов, необходимых для прохождения МСЭ.
Воспитанники должны знать:
• место нахождения учреждения, где проводится МСЭ;
• часы приема МСЭ.
• порядок прохождение переосвидетельствования для подтверждения инвалидности;
• пакет документов, необходимых для прохождения МСЭ;
• порядок получения трудовых рекомендаций при освидетельствовании в бюро медико-социальных экспертиз;
Воспитанники должны уметь:
• самостоятельно или с опекуном доехать до учреждения, где проводится МСЭ;
• самостоятельно или с опекуном пройти переосвидетельствования для подтверждения инвалидности;
• самостоятельно или с опекуном подготовить пакет документов, необходимых для прохождения МСЭ;
• самостоятельно или с опекуном забрать в положенный срок справку и ИПР из учреждения, где проходили МСЭ.
Важно чтобы воспитанники на третьем году обучения по этой программе знали, какие документы им нужны для подтверждения инвалидности, срок действия документов, ввести и объяснить понятие «индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалидов», цель разработки этой программы (ИПР, сроки проведения ИПР.
И, следовательно, рассказать о медицинской реабилитации, очень полезно познакомить воспитанников с льготными условиями санаторно-курортного лечения. В общем, разложить в их голове по полочкам весь их социальный пакет.
Хочу напомнить, что на третьем году реализации нашей программы, мы уделяем внимание не только документам необходимым для признания инвалидности и льготам, но и материальному обеспечению жизнедеятельности инвалидов.
Постоянное и единовременное материальное обеспечение. Пенсионное обеспечение, социальная пенсией. Дать определение понятию «льгота». Рассказать о льготах по уплате налогов; бытовых льготах (квартирная плата, коммунальные услуги, за пользование телефоном); о обеспечении инвалидов жильем, о понятиях: «улучшение жилищных условий», «жилые помещения», «государственный или муниципальный фонд».
Важно освятить для воспитанников вопрос медицинской помощи инвалидам, о лекарственном обеспечении.
Конечно третий год реализации данной программы очень сложный, но в то же время он самый основной, ведь без этих знаний нашим детям в жизни не обойтись. В этом учебном году программа реализуется на двух группах, что способствует преемственности между ними. Воспитанники знакомятся с теоретической частью, затем применяют свои навыки на практике.
Для большинства детей, основные принципы усваиваются только на практике и путем многократного повторения. Для наших детей это особенно важно, так как для многих из них основным социальным институтом является именно наш реабилитационный центр.