Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями «Мир социальных отношений»

Маргарита Козицына
Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями «Мир социальных отношений»

Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию программу по социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями МИР СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Нам всем известно, что дети с ограниченными возможностями испытывают большие трудности в приспособлении к окружающей жизни, в усвоении общепринятых норм поведения, они практически не ориентируются в общественных местах, не имеют навыков общения и в результате, как правило, несамостоятельны, беспомощны в практической жизни.

Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.

Программа, которую я представляю, разработана для проведения занятий по социальной ориентировке, рассчитана на подростков с особенностями психофизического развития в возрасте от 12 до 18 лет.

Цель программы - социализация детей с ограниченными возможностями для дальнейшей интеграции в общество, путем развития индивидуальных возможностей, формирования трудовых навыков, профессиональной ориентации, знакомства с правами и обязанностями, расширения социальных связей.

Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи (представлены на слайде):

• дать элементарные представления о жизни, труде и быте людей;

• формировать позитивное отношение к труду;

• продолжить формировать и развивать социально-бытовые и трудовые навыки;

• помочь профессионально ориентироваться;

• научить пользоваться социальными учреждениями, обеспечивающими жизнедеятельность человека по возможности самостоятельно;

• научить пользоваться денежными средствами;

• научить планированию семейного бюджета и ведению домашнего хозяйства;

• формировать и развивать коммуникативные навыки;

• дать детям-инвалидам знания и представления о законе, дающим им право на социальную защиту, гарантированную государством.

Программа рассчитана на трехлетний период обучения, соответственно состоит из трех частей:

• первый год обучения - «Социальные учреждения», возраст воспитанников -12-13 лет;

• второй год обучения - «Основные документы гражданина Российской Федерации», возраст воспитанников - 14-16 лет;

• третий год обучения - «Социальная защита инвалидов Российской Федерации», возраст воспитанников 17-18 лет.

Как в любой программе, содержание каждой части делится на темы, после которых перечисляются примерные знания и умения, которыми воспитанник должен владеть после прохождения курса обучения. Затем дано тематическое планирование, опираясь на которое составляется календарное планирование.

Обучение по социальной адаптации проходит в форме занятий в группе, сначала дается теоретический материал, а для закрепления используются сюжетно-ролевые игры и, конечно же, экскурсий, но о них вы услышите позже.

Дидактические принципы, используемые в работе с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями, представлены на слайде:

• воспитывающий характер обучения;

• наглядность обучения;

• доступность обучения;

• принцип индивидуального и дифференцированного подхода;

• коррекционно-развивающего обучения;

• принцип практической направленности обучения;

• принцип интегрированного обучения.

Сегодня я бы хотела более подробно остановиться на теме, которая присутствует в каждом разделе нашей программы и является неотъемлемой частью жизни любого человека, это основные документы гражданина Российской Федерации.

На первом году проходит ознакомительный этап с учреждениями необходимыми в жизни каждого человека. Темы первого года обучения представлены на слайде. И в некоторых из этих тем, на начальном этапе при знакомстве с социальными учреждениями наши воспитанники имеют дело с такими документами как:

- формуляр, читательский билет;

- амбулаторная карта пациента;

- билеты, паспорт, посадочный и багажный талоны.

О этих документах мы узнаем с самого раннего возраста.

На втором году обучения начинается более сложная и серьезная работа, перед нами встает задача изучить все основные документы гражданина Российской Федерации, донести до наших детей понятия: «государство», «гражданин», «права», «обязанности», «закон», «конституция», и раскрыть само понятие «документы».

За год изучить с воспитанниками: паспорт, свидетельство о рождении, страховой медицинский полис, пенсионное удостоверение, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документ об образовании (аттестат о среднем образовании, диплом, трудовая книжка. И провести краткий обзор о предназначение выше перечисленных документов.

Так как мы имеем дело с разным уровнем развития детей, то и цели, достигнутые к концу года, значительно отличаются.

При изучении основных документов воспитанники должны знать:

социальное значение документа;

• назначение документа;

• где в документе указывается серия, номер;

• сроки действия документа;

• адрес получения или смены документа;

• правила получения и смены документа;

• правила пользования и хранения документа.

Воспитанники должны уметь:

• отличать от других документов;

• называть фамилию, имя, отчество, дату рождения;

• называть адрес проживания и регистрации;

• продлять срок документа или менять при необходимости;

• использовать данные документа при заполнении различных документов.

Для усвоения правил пользования документами в течение второго года обучения проходят только практические занятия по темам, касающимся заполнения документов в социальных учреждениях.

На начало учебного года я составила для воспитанников вот такой интересный документ (на слайд). На первом вводном занятии выдала каждому по экземпляру, тем самым простимулировав ребят на весь учебный год, и обеспечив их заданием для тренировки и закрепления, пройденных тем дома.

Каждую неделю, после занятий по социальной адаптации воспитанники заполняют новые строки, по мере изучения новых документов. А в конце учебного года все принесут эти бланки, и мы вместе проанализируем нашу работу за год.

На занятиях мы погружаемся в ситуации (по типу сюжетно-ролевых игр, в которых нам необходимо посетить то или иное учреждение, у меня есть адаптированные бланки заявлений требующихся в ЖЭКе, в банке, в салонах сотовой связи, в поликлинике, на почте, в библиотеке, школе, училище и т. п.

Еще одна проблема всех современных детей, заключается в том, что (в частности, не говоря о других сферах деятельности) родители делают все за них, а уж что касается документов, так их даже в руки не дают. В моей группе есть два воспитанника, которые в этом году окончили школу, они знают, что у каждого человека есть паспорт, но вот для чего он нужен, а уж, тем более что там за цифры такие интересные они понятия не имели.

К концу учебного года наши бланки почти заполнены, и то, что вы видите, сделано самостоятельно.

Третий год обучения самый сложный для наших воспитанников. В следующем году им предстоит разобраться в таких понятиях как: «социальная защита», «инвалид». Узнать о социальной защите инвалидов как системе экономических, социальных и правовых мер; о цели социальной защиты; о комплексе мер обеспечения жизнедеятельности инвалидов; о комплексе реабилитационных мероприятий.

Познакомиться с Федеральным законом «о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (обзорно).

Третий этап нашей программы начинает одна из важнейших тем – порядок и условия признания граждан инвалидами.

Важно познакомить детей с задачей медико- социальной экспертизы, порядком ее проведения.

Дать представление о понятиях: группа инвалидности.

Рассказать о сроках установления инвалидности; поэтапном прохождении переосвидетельствования для подтверждения инвалидности.

И детально изучить с воспитанниками пакет документов, необходимых для прохождения МСЭ.

Воспитанники должны знать:

• место нахождения учреждения, где проводится МСЭ;

• часы приема МСЭ.

• порядок прохождение переосвидетельствования для подтверждения инвалидности;

• пакет документов, необходимых для прохождения МСЭ;

• порядок получения трудовых рекомендаций при освидетельствовании в бюро медико- социальных экспертиз;

Воспитанники должны уметь:

• самостоятельно или с опекуном доехать до учреждения, где проводится МСЭ;

• самостоятельно или с опекуном пройти переосвидетельствования для подтверждения инвалидности;

• самостоятельно или с опекуном подготовить пакет документов, необходимых для прохождения МСЭ;

• самостоятельно или с опекуном забрать в положенный срок справку и ИПР из учреждения, где проходили МСЭ.

Важно чтобы воспитанники на третьем году обучения по этой программе знали, какие документы им нужны для подтверждения инвалидности, срок действия документов, ввести и объяснить понятие «индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалидов», цель разработки этой программы (ИПР, сроки проведения ИПР.

И, следовательно, рассказать о медицинской реабилитации, очень полезно познакомить воспитанников с льготными условиями санаторно-курортного лечения. В общем, разложить в их голове по полочкам весь их социальный пакет.

Хочу напомнить, что на третьем году реализации нашей программы, мы уделяем внимание не только документам необходимым для признания инвалидности и льготам, но и материальному обеспечению жизнедеятельности инвалидов.

Постоянное и единовременное материальное обеспечение. Пенсионное обеспечение, социальная пенсией. Дать определение понятию «льгота». Рассказать о льготах по уплате налогов; бытовых льготах (квартирная плата, коммунальные услуги, за пользование телефоном); о обеспечении инвалидов жильем, о понятиях: «улучшение жилищных условий», «жилые помещения», «государственный или муниципальный фонд».

Важно освятить для воспитанников вопрос медицинской помощи инвалидам, о лекарственном обеспечении.

Конечно третий год реализации данной программы очень сложный, но в то же время он самый основной, ведь без этих знаний нашим детям в жизни не обойтись. В этом учебном году программа реализуется на двух группах, что способствует преемственности между ними. Воспитанники знакомятся с теоретической частью, затем применяют свои навыки на практике.

Для большинства детей, основные принципы усваиваются только на практике и путем многократного повторения. Для наших детей это особенно важно, так как для многих из них основным социальным институтом является именно наш реабилитационный центр.

Публикации по теме:

«В мире мягкой фантазии» Дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа «В мире мягкой фантазии» разработана с учетом требований к содержанию и оформлению.

Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья Календарно – тематическое планирование по технологии 4 класс (34 часа) 1 четверть – 9 ч 2 четверть – 7 ч 3 четверть – 11ч 4 четверть –.

Фотоотчёт «Праздничная программа с участием детей с ограниченными возможностями»Фотоотчёт «Праздничная программа с участием детей с ограниченными возможностями» 3 декабря более двадцати лет отмечают Международный день инвалидов. В этот день не будет лишним напомнить всем о том, что среди нас живут.

Программа коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть 2 2. Содержание логопедической работы 2.1. Система работы учителя-логопеда Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей.

Программа коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть 3 3. Планируемые результаты освоения программы Педагогические ориентиры • Преодолеть речевой и неречевой негативизм у детей, формировать.

Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья)Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья) Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья) Вед: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня.

Программа для людей с ограниченными умственными возможностями «Основы музыкальной культуры» Пояснительная записка Одной из важнейших задач сегодняшнего дня, является улучшение адаптации людей с ограниченными умственными способностями.

Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) программа художественно-эстетической направленности "Я рисую", рассчитана на 136 часов в год. Возраст обучающихся 10-17 лет. Срок реализации.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация:в статье рассматриваются вопросы взаимодействия дошкольного образовательного взаимодействия с семьей, приведены наиболее эффективные.

Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями Сегодня мне хотелось бы поделиться с Вами своими наработками в таком направлении, как реабилитация (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) детей с ОВЗ. Программа.

Автор публикации:
Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями «Мир социальных отношений»
Опубликовано: 21 февраля 2017 в 11:47
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 апреля. День пасхальных открыток на МААМ

Виды пробуждающейся весенней природы, куличи, крашеные яйца и зажженные свечи украшают сегодняшние пасхальные открытки. А как все начиналось? Откуда пришло к нам «открытое письмо» — прародитель...

26 апреля. День Спасской башни на МААМ

Эта башня Московского Кремля знакома всем в России и очень многим – в мире. Её куранты – первое, что видит каждый россиянин при встече Нового года. Это самые главные часы в нашей стране. А сама Спасская...

Мой вклад в День Пасхальных яиц на МAAM
Мой вклад в День Пасхальных яиц на МААМ В четверг на Страстной неделе православные вспоминают Тайную Вечерю. В этот день Иисус Христос преподал своим...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Камни и их свойства» в...
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема «Камни и их свойства». Цель. Дать детям представления, что такое камни, из чего они получаются....
Конспект открытого занятия «В деревню к бабушке»
Автор: Жевагина Татьяна Андреевна. основная образовательная программа: «От рождения до школы» Возрастная группа: вторая младшая группа Тема: «В деревню...