МААМ-картинки

Программа для людей с ограниченными умственными возможностями «Основы музыкальной культуры»

Екатерина Скороходова
Программа для людей с ограниченными умственными возможностями «Основы музыкальной культуры»

Программа для людей с ограниченными умственными возможностями

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач сегодняшнего дня, является улучшение адаптации

людей с ограниченными умственными способностями к жизни, к общественному

труду. Эффективность решения этой задачи во многом зависит от того насколько

педагог осознаёт свои возможности в совершенствовании учебного процесса, находит

пути и средства повышения качества обучения. Активность, инициатива, творческий

подход педагога которому доверяют обучение людей с ограниченными умственными

Публикация «Программа для людей с ограниченными умственными возможностями „Основы музыкальной культуры“» размещена в разделах

возможностями-необходимое условие успешного решения сложных задач по

адаптации таких людей к реалиям современной жизни.

Люди с ограниченными умственными возможностями не могут увлечённо

заниматься одним делом длительное время (имеется в виду, деятельность связанная с

систематическим и целенаправленным изучением какого либо материала) чтобы

поддерживать интерес к музыкальным занятиям (а следовательно и к обучению)

необходимо чередовать виды, темы изучаемого материала, практических занятий.

Необходимо строить музыкальные занятия так чтобы все люди с ограниченными

умственными возможностями в группе, принимали участие в занятии. Пение хором

является одним из основных приёмов активизации внимания, приобщения всех таких

людей к участию в музыкальном занятии.

В работе необходимо исходить из того, что для прочного и осмысленного

усвоения каждого материала (песни, мелодии, игры на музыкальном инструменте)

нужно множественное повторение его на протяжении длительного времени. Но

повторение не должно быть однообразным, не на одних и тех же примерах, а в самых

различных формах, в самых различных комбинациях, при проведении музыкальных

занятий.

Необходимо тесно связывать теорию с практикой. И в этом помогает

составленная программа, где теоретический материал всегда применим практически.

Всё это способствует быстрому и прочному усвоению теоретического материала и

овладению практическими навыками.

Даже люди с ограниченными умственными возможностями в силу различных

причин, отличаются друг от друга уровнем развития, интересами, способностями,

психическими качествами. Их интересы и особенности необходимо учитывать при

построении индивидуальных музыкальных занятий.

Все действия людей с ограниченными умственными возможностями при

выполнении музыкальных занятий и различных видов игры на музыкальных

инструментах, должны находиться под полным контролем педагога, даже если навык

их вроде бы уже осмыслен и освоен. В случае ослабления контроля навык может или

совсем исчезнуть, или трансформироваться в неправильный. Многократно повторяя

упражнения на занятиях музыки, люди с ограниченными умственными

возможностями закрепляют навыки, вырабатывают определённые стереотипы.

Поэтому сразу надо учить их правильному и грамотному выполнению упражнений и

заданий на музыкальных занятиях. Программа для людей с ограниченными умственными возможностями «Основы

музыкальной культуры» включает в себя четыре раздела:

1 раздел- «Понятие- музыка, её жанры и направления»

В этот раздел входят музыкальные занятия :

- музыка, как средство выражения чувств, понятие «музыка»,

«музыкальное произведение», «песня»

- жанры и направления в музыке

2 раздел- «Знакомство с великими композиторами и их произведениями»

В этот раздел входят музыкальные занятия :

- знакомство с композиторами и их известными музыкальными

произведениями

3 раздел- «Музыкальное творчество»

В этот раздел входят музыкальные занятия :

- знакомство с музыкальными инструментами

- обучение игре на музыкальных инструментах (в том числе

индивидуальные и общие занятия)

- основы вокального исполнения (постановка голоса, разучивание песен,

хоровое пение) в том числе индивидуальные и общие занятия.

4 раздел - «Занятия в музыкальных коллективах»

-ансамбль народных инструментов «Ладушки»

- вокальный ансамбль

- хор

- курс обучения игре на гитаре.

Цели и задачи программы

Создание необходимых условий для воспитания у людей с ограниченными

умственными возможностями ориентировки в окружающем мире.

Коррекционно – образовательные, воспитательные, развивающие задачи программы :

- Воспитывать у людей с ограниченными умственными возможностями необходимые

знания, умения и навыки по музыкальной культуре.

- Прививать им чувство уверенности в себе, в своих силах, способность общаться с

окружающими их людьми, формировать у людей с ограниченными умственными

возможностями духовную, музыкальную и коммуникативную культуру.

- Развивать творческие способности у людей с ограниченными умственными

возможностями.

Средства обучения и воспитания:

- Музыкальные произведения, произведения литературы и искусства, помогающие

эмоциональному погружению в атмосферу музыкального занятия. - Музыкальные инструменты для ознакомления и обучения игры на них.

- Дидактический и наглядный материал для проведения музыкальных занятий.

Педагогические коррекционно технологии:

- игровые приёмы

- психологические тесты

- дифференцированный подход

- технологии, обеспечивающие гармоничное развитие и музыкальное обучение.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального

образования:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки.

-метод эмоциональной драматургии.

-метод интонационно-стилевого постижения музыки.

-метод художественного контекста.

-метод создания «композиций»

-метод перспективы и ретроспективы

-метод игры.

В сферу исполнительской деятельности входит: хоровое, ансамблевое и сольное

пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;

различного рода импровизации ; инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов

программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия Кол-во

часов

1 1. Раздел «Понятие музыка, её жанры и

направления

180

1.1 Музыка, как средство выражения чувств 10

1.2 Мелодия 10

1.3 Песня 10

1.4 Частушка 10

1.5 Марш 10

1.6 Классическая музыка 10

1.7 Симфоническая музыка 10

1.8 Опера 10

1.9 Оперетта 10

1.10 Балет 10

1.11 Инструментальный концерт 10

1.12 Камерная инструментальная музыка 10

1.13 Героическая тема в русской классической музыке 10

1.14 Народная музыка 10

1.15 Русская народная музыка 10

1.16 Народная песня 10

1.17 Фольклор 10

1.18 Современная музыка : рок, джаз, авторская песня,

популярная песня

10

Итого 180

2 Раздел «Знакомство с великими композиторами

их произведениями 18

2.1 Бах 2

2.2. Моцарт 2

2.3 Вивальди 2

2.4 Штраус 2

2.5 Глинка 2

2.6 Чайковский 2

2.7 Рахманинов 2

2.8 Шостакович 22.9 Свиридов 2

3 Раздел «Музыкальное творчество» 374

3.1 Знакомство с музыкальными инструментами : скрипка,

духовые инструменты,флейта, баян, пианино, гитара,

балалайка

50

3.2 Народные инструменты 50

3.3 Основы вокального исполнения 50

3.4 Постановка голоса 50

3.5 Разучивание песен 58

3.6 Хоровое пение 58

3.7 Индивидуальное пение 58

Итого часа

4 Раздел «Занятия в музыкальных коллективах» 380

4.1 Ансамбль народной песни «Ладушки» 50

4.2 Вокальный ансамбль 50

4.3 Хор 50

4.4 Курсы игры на гитаре 50

4.5 Подготовка к календарным праздникам 60

4.6 Выступления коллективов 60

4.7 Индивидуальные занятия 60

Итого 952часа

Содержание программы№ Тема

занятия

Основное содержание занятия Материалы занятия

1.1 Музыка, как

средство

выражения

чувств.

Размышления на тему: музыка,

как средство выражения чувств.

Какую роль музыка играет в

жизни человека. Как она

побуждает творческое начало.

Музыкальный материал по

выбору руководителя.

1.2 Понятие

«музыка»

Определение понятия

«музыка». Беседа по истории

развития музыки. Знакомство с

основными жанрами и

направлениями в музыке.

Музыкальный материал по

выбору руководителя.

1.3 Музыкальное

произведение

Знакомство с различными

музыкальными произведениями

.

Рахманинов С. В. «Островок»,

Шуберт В. «Аве, Мария»,

муз. Дубравин Я. сл.

Руженцева Е. «Родная

земля», «Страдания»(

частушки, русск. нар. песня

«Во кузнице», «Марш

энтузиастов».

1.4 Мелодия Понятие «мелодия». Основные

виды мелодии. (марш, вальс,

плясовая, песня, сюита)

П. И. Чайковский фрагмент из

балета-фиерии «Щелкунчик»

«Валь цветов»,

русск. нар. песн «Ой,

подруженьки», плясовая «

Барыня», Бизе Ж. «Марш

Тореодора» .

1.5 Песня Понятие песня. Основные виды

песни (колыбельная,

лирическая, героико-

патриотическая, народная,

авторская)

Морозов Б. «Колыбельная»,

муз. Струве Г. ,сл. Соловьёва

Н. «Моя Россия»,Визбор Ю.

«Наполним музыкой сердца»,

русск. нар. песня «За

околицей», сл и муз Дольског

А. «Исполнение желаний»

1.6 Частушка Понятие частушка. Знакомство

с различными видами частушек

(страдания, наигрыш,

семёновна, нескладушки.)

Музыкальный материал по

выбору руководителя.

1.7 Марш Понятие марш. Прослушивание

маршей.

Теличева Е «Марш»,

Прокофьев «Марш»

Бизе Ж. «Марш Тореодора»

1.8 Классическая

музыка

Понятие «классическая

музыка». Вечные темы

Мусоргский М. П.

Вступление к опере «классической музыки.

Современность классической

музыки.

Хованщина» - «рассвет на

Москве-реке», Прокофьев

С. С. фрагменты из балета «

Ромео и Джульетта»,

Бетховен Л. Увертюра «

Эгмонт» .

1.9 Симфоническая

музыка

Симфония-«роман в звуках».

Особенности

драматургического развития в

жанре симфония.

Моцарт В. А. «Симфония №

40», Чайковский П. И. «

Оркестровая сюита № 4»,

Гайдн Й. «Симфония № 103»

1.1

0

Симфоническая

музыка

Воплощение исторических

событий в симфонии.

Шостакович Д. Д. «

Симфония № 7»

(«Ленинградская»)

1.1

1

Опера Понятие опера. Жанры оперы (

эпический, лирический,

драматический, комический).

Глинка М. увертюра к опере

«Руслан и Людмила»,

Римский-Корсаков Н. А.

песня Садко из оперы «

Садко».

1.1

2

Опера Опера «Иван Сусанин» -

отечественная героико

трагическая опера.

Глинка М. «Интродукция» и

«Полонез» из оперы «Иван

Сусанин».

1.1

3

Опера Опера «Князь Игорь» жанр

эпической оперы.

Хор «Солнцу красному

слава!», песня половецких

девушек «Улетай на крыльях

ветра»

1.1

4

Опера Опера «Кармен»

драматический жанр оперы.

Бизе Ж. увертюра к опере «

Кармен»

1.1

5

Оперетта Понятие оперетта. «Сильва» оперетта

1.1

6

Балет Определение балета. Основные

типы танца в балете:

классический и характерный.

Фрагменты из балетов «

Щелкунчик», «Спящая

красавица» Чайковского

П. И., «Ромео и Джульетта»

Прокофьева С. С.

1.1

7

Инструментальн

ый концерт

Жанр инструментального

концерта.

Хачатурян А. «Концерт» для

скрипки с оркестром.

1.1

8

Камерная

инструментальн

ая музыка.

Особенности развития музыки в

камерных жанрах. Мастерство

знаменитых пианистов Европы

Листа Ф. и Бузони Ф. Жанр

этюда в творчестве Шопена Ф.

Шопен Ф. «Этюд № 12»,

Лист Ф. «Метель» из цикла

«Этюды высшего

исполнительского

мастерства». Бузони Ф. «

Чакона».1.1

9

Героическая

тема в русской

классической

музыке.

Особенности музыкальной

драматургии героико-

патриотического жанра.

Фрагмент 1-ой части «

Симфонии № 1» («

Богатырской») Бородина

А. П. песня Садко «Высота,

высота ль поднебесная» из

оперы «Садко» Римского-

Корсакова.

1.2

0

Народная

музыка.

Понятие народная музыка.

Прослушивание обработок

мелодий разных народов мира.

Музыка по выбору

руководителя.

1.2

1

Русская

народная

музыка.

Прослушивание русских

народных мелодий, песен,

танцевальной музыки.

Музыка по выбору

руководителя.

1.2

2

Образы русской

народной

музыки

Особенности развития русской

народной музыки.

«Пляска Скоморохов» из

оперы «Снегурочка»

Римского-Корсакова Н. А., «

Во кузнице». «Как под

Яблонькой» русские

народные песни.

1.2

3

Фольклор Понятие фольклор.

Отличительные черты

фольклора :

импровизационность и

вариационность.

Музыка по выбору

руководителя.

1.2

4

Обряды и

обычаи в

фольклоре и в

творчестве

композиторов.

Лирический образы свадебных

обрядовых песен.

Мусоргский М. П. «Плывёт,

лебёдушка» из оперы «

Хованщина», муз. Морозов

А сл. Н. Рубцов «В горнице».

1.2

5

Современная

музыка

Знакомство с современной

музыкой и исполнителями.

Музыка по выбору

руководителя.

1.2

6

Рок музыка Понятие рок музыка,

знакомство с современными рок

группами

Музыка по выбору

руководителя

1.2

7

Рок-опера Жанр рок-оперы.

Прослушивание фрагментов

рок-оперы.

Уэббер Э. Л. фрагменты из

рок-оперы «Иису с Христос

–супер звезда» : песня «

Супер звезда», «

Колыбельная Марии

Магдалины», «Небом полна

голова»

1.2

8

Джазовая

музыка

Знакомство с джазовой

музыкой. Взаимодействие

лёгкой и серьёзной музыки.

Блюз «Сегодня я пою блюз»

Дж. Гершвин, «Караван» в

исполнении джаз –оркестраПрослушивание джазовых

обработок.

под упр. Д. Эллингтона, «

Старый рояль» М. Минков,

У. Хьюстон «Я всегда буду

тебя любить».

1.2

9

Авторская песня Понятие авторской песни.

Жанры и особенности

авторской песни.

Музыка по выбору

руководителя.

1.3

0

Авторская песня Исполнители авторской песни-

барды. Знаменитые

отечественные исполнители

авторской песни.

Городницкий А. «Снег»,

«Атланты», Якушева А «

Вечер бродит». Розенбаум А.

«Мы живы», Окуджава «

Песенка об открытой двери»

и др.

1.3

1

Популярная

песня

Беседа о современной песне,

знакомство с исполнителями

современной популярной

музыки.

Музыка по выбору

руководителя.

2.1 Знакомство с

великими

композиторами

Знакомство с великими

композиторами и их

произведениями

Музыка по выбору

руководителя.

2.2 И. С. Бах Знакомство с композитором и

его произведениями

И. С. Бах «Токката и фуга» ре

минор, «Чакона», «Менуэт»,

«Ария» из «Нотной

тетради»

2.3

2.4 Вивальди Знакомство с композитором и

его произведениями

А. Вивальди «Весна» ,

«Зима», из цикла «Времена

года»

2.5 Моцарт В. А. Знакомство с композитором и

его произведениями

В. А. Моцарт «Симфония №

40», «Аве верум»,

«Маленькая ночная

серенада», хор «Откуда

приятный и нежный тот

звон» из оперы «Волшебная

флейта»

2.6 Чайковский Знакомство с композитором и

его произведениями

П. И. Чайковский «Вальс» из

балета «Спящая красавица»,

увертюра –фантазия «Ромео

и Джульетта», «Симфония

№ 5»

2.7 Рахманинов Знакомство с композитором и

его произведениями

Рахманинов С. В. «Вариации

на тему Паганини»,

фрагменты из «всенощногобдения» : «Придите,

поклонимся», «Богородице

Дево, радуйся», «Сирень»

2.8 Шостакович Знакомство с композитором и

его произведениями

Шостакович Д. Д. «

Симфония № 7» («

Ленинградская»)

2.9 Свиридов Знакомство с композитором и

его произведениями

Свиридов Г. В. «Романс», «

Запевка», «Снег идёт»

3.1 Музыкальные

инструменты

Знакомство с музыкальными

инструментами

Музыка по выбору

руководителя. Показ

музыкальных инструментов.

3.2 Скрипка Знакомство с музыкальным

инструментом

Показ музыкального

инструмента, пример игры на

нём, музыка по выбору

руководителя.

3.3 Духовые

инструменты

Знакомство с музыкальными

инструментами

Показ музыкальных

инструментов. Пример игры

на них, музыка по выбору

руководителя.

3.4 Флейта Знакомство с музыкальным

инструментом

Показ музыкального

инструмента, пример игры на

нём, музыка по выбору

руководителя.

3.5 Баян Знакомство с музыкальным

инструментом

Показ музыкального

инструмента, пример игры на

нём, музыка по выбору

руководителя.

3.6 Пианино Знакомство с музыкальным

инструментом

Показ музыкального

инструмента, пример игры на

нём, музыка по выбору

руководителя.

3.7 Гитара Знакомство с музыкальным

инструментом

Показ музыкального

инструмента, пример игры на

нём, музыка по выбору

руководителя.

3.8 Балалайка Знакомство с музыкальным

инструментом

Показ музыкального

инструмента, пример игры на

нём, музыка по выбору

руководителя.

3.9 Маракасы Знакомство с музыкальными

инструментами

Показ музыкальных

инструментов. Пример игры

на них, музыка по выбору

руководителя. 3.1

0

Балалайка-

кантробас

Знакомство с музыкальным

инструментом

Показ музыкального

инструмента, пример игры на

нём, музыка по выбору

руководителя.

3.1

1

Народные

инструменты

Знакомство с музыкальными

инструментами

Показ музыкальных

инструментов. Пример игры

на них, музыка по выбору

руководителя.

3.1

2

Основы

вокального

исполнения

Основы вокального

исполнения, музыкальный

образ и мастерство

исполнителя.

Музыка по выбору

руководителя.

3.1

3

Постановка голоса Практические упражнения по

постановке дыхания при

пении, постановке голоса.

Упражнения по выбору

руководителя

3.1

4

Разучивание песен Разучивание текстов и

мелодий песен к различным

календарным праздникам и

мероприятиям

Выбор репертуара по

сценарным планам

мероприятий.

3.1

5

Хоровое пение Работа с хоровым

коллективом

Выбор репертуара по

сценарным планам

мероприятий.

3.1

6

Индивидуальное

пение

Диферинцированный подход

к исполнителям, разучивание

текстов и мелодий песен к

различным календарным

праздникам и мероприятиям

Выбор репертуара по

сценарным планам

мероприятий, расписание

занятий по плану

индивидуальной работы.

4.1 Ансамбль русской

народной песни «

Ладушки»

Занятия весь период согласно

расписанию занятий

Выбор репертуара по

сценарным планам

мероприятий.

4.2 Вокальный

ансамбль

Занятия весь период согласно

расписанию занятий

Выбор репертуара по

сценарным планам

мероприятий.

4.3 Хор Занятия весь период согласно

расписанию занятий

Выбор репертуара по

сценарным планам

мероприятий.

4.4 Курсы игры на

гитаре

Занятия весь период согласно

расписанию занятий

Выбор репертуара по

сценарным планам

мероприятий.

4.5 Подготовка к

календарным

праздникам и

мероприятиям

Занятия весь период согласно

расписанию занятий

Выбор репертуара по

сценарным планам

мероприятий. 4.6 Выступление

творческих

коллективов

Согласно планам проведения

концертных программ и

мероприятий. Выступление

на конкурсах и фестивалях.

Выбор репертуара по

сценарным планам

мероприятий.

4.7 Индивидуальные

занятия

Занятия весь период согласно

расписанию занятий

Выбор репертуара по

сценарным планам

мероприятий, расписание

занятий по плану

индивидуальной работы. Требования к результатам усвоения программы

Знать, понимать:

- понимать роль музыки в жизни человека.

- иметь представления о жанрах и направлениях в музыке.

-иметь представления о триединстве музыкальной деятельности (композитор-

исполнитель- слушатель).

- иметь представления о б особенностях музыкального языка, средствах музыкальной

выразительности.

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, узнавать их

более значимые произведения.

Уметь:

- размышлять о знакомом произведении.

- определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений

с соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, современная.

-различать простые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.

-владеть навыками музицирования, исполнения песен, напевание запомнившихся

мелодий.

-исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных

классических произведений.

-участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

-использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного

музицирования, выполнять творческие задания.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни:

- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования :

формирование фонотеки, посещение концертов и т. д.

- проявлять творческую инициативу, участвуя в концертных программах,

мероприятиях, конкурсах и фестивалях.

-совершенствовать умение и навыки самообразования при организации культурного

досуга. Список литературы

1. Времена-люди-музыка. - документальные повести о музыке и музыкантах. - М.

:Музыка. 1988.-144с. ,ил.

2. Великие музыканты Западной Европы : хрестоматия сост. В. Б. Григорович. - М. :

Просвещение, 1982. – 224с. ил.

3. Коррекционно- образовательная программа для детей с выраженными

интеллектуальными нарушениями. Институт им. Р. Валенберга.

4. К музыке. Андронников И. : 4-е изд. М. : Сов. Композитор. 1999.-643с., ил.

5. Как понимать музыку. И. Нестеров – М. : Государственное музыкальное

издательство. 1986. – 95с.

6. Музыка и ты. Альманах. Вып. 4. – Москва изд. Советский композитор 1984.-80с.

ил.

7. Пять портретов. Орховская Ф. М. Повести о русских композиторах -2-е изд – М. :

Детская литература,1982.-159с. ил.

8. Русские народные песни. Агафонов О. М. – М. : Музыка 1999.-80с.

9. Статьи из журнала «Музыкальная палитра».

10. Программно – методические материалы «обучение детей с выраженным

недоразвитием интеллекта» Министерства общего и профессионального образования

РФ, российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Изд-во Москва-С. Петербург-Псков. 1999г.

11. Типовая программа обучения общеобразовательным предметам детей с

ограниченными возможностями в домах-интернатах. Центрального научно-

исследовательского института экспертизы трудоспособности и организации труда

инвалидов ЦИЭТИН МСО РСФСР

Публикации по теме:

Свободная творческая деятельность подростков с ограниченными возможностями (фотоотчёт)Свободная творческая деятельность подростков с ограниченными возможностями (фотоотчёт) Наступила весна- время пробуждения всего живого. Распускаются почки на ветках деревьев, расцветают первые цветы. Наблюдения за пробуждением.

Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями (синдром Дауна) Программное содержание: Развивать мелкую моторику рук. Учить выполнять ряд последовательных действий. Развивать движения рук под зрительным.

Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен,добродушен.

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями. РАБОТА ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Специфика развития детей - инвалидов заключается в негативном.

Роль игры в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы Гудковой Юлии Александровны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с. Старый Аманак.

Сценарий Дню защиты людей с ограниченными возможностями «С Надеждой в Каждом сердце» 1. Гости рассаживаются Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Мы рады видеть Вас в нашем светлом и уютном центре «Надежда».

Сценарий мероприятия Сценарий ко Дню защиты людей с ограниченными возможностями «Наши сердца — Детям» 1. Гости рассаживаются 2. Начало концерта Ведущий: Добрый день дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии, которое.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровьяСоциальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен.

Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями Сегодня мне хотелось бы поделиться с Вами своими наработками в таком направлении, как реабилитация (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) детей с ОВЗ. Программа.

Взаимодействие семьи и ДОУ в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в совместной музыкальной деятельности Известно, что человек становится личностью в процессе социализации, т. е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа для людей с ограниченными умственными возможностями «Основы музыкальной культуры»
Опубликовано: 1 октября 2016 в 14:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД